Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 158419

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Клиническая психология есть частная психологическая дисциплина, предмет которой — психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология / анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка).
Понятие клинической психологии встречается и в англоязычных странах; наряду с ним в специальных журналах и учебниках употребляется и понятие Abnormal Psychology (патологическая психология) частично как синоним (например, Davison & Neale, 1996), частично при описании области психологической дескрипции и этиологии психических расстройств. См., например, руководство Айзенка, впервые изданное в 1969 г. (Eysenck, 1973).
Психологические дисциплины часто подразделяют на фундаментальные и прикладные, при этом клиническая психология рассматривается как прикладная дисциплина. Однако научно-теоретическая дискуссия (ср. также главы 3 и 4) показала, что подразделение наук на прикладные и фундаментальные во многом произвольно, так как первые не могут не касаться также и фундаментальных вопросов, а вторые способствуют решению прикладных проблем. Точно так же обстоит дело и с клинической психологией: например, прикладное исследование нарушений функций вносит свой вклад в представления об интактных функциях. Это во многом относится к этиологическому исследованию, имеющему преимущественно фундаментальный характер, а также в какой-то мере к исследованию интервенции.
Если говорить о статусе клинической психологии с точки зрения представителей теории науки, то здесь нет разногласий: клиническая психология — это эмпирическая наука (Baumann, 1995; см. главы 3 и 4), то есть эмпирико-научная дисциплина, в кото рой эксперименту придается особое значение. Несмотря на это, среди практиков такого единодушия нет, поскольку значительное число практикующих клинических психологов используют в своей работе методы глубинной психологии или гуманистической психотерапии и на этом основании считают себя скорее приверженцами «понимающего подхода» (феноменологическое, герменевтическое понимание науки), а к эмпирической психологии относятся критически.

1.2. Понятие расстройства и вида расстройства (расстройства психические и соматические)

В нашем определении клинической психологии используются два понятия — расстройство и вид расстройства (психическое, соматическое), которые можно раскрыть следующим образом:
- Расстройство (disorder): мы говорим «психические расстройства» вместо «психические болезни» (ср. DSM-IV, МКБ-10; см. главу 6). Понятие «болезнь» (см. главу 2) подразумевает отчасти, что существует некое единство, обладающее специфическим набором симптомов и характером течения, которые обусловлены соответствующими биологическими процессами. Это определение до известной степени подходит к соматическим нарушениям. При психических же нарушениях подобные соответствия бывают спорны, поэтому представляется целесообразным применять более открытое понятие — психическое расстройство.
- Вид расстройства (психическое, соматическое): клиническая психология занимается в первую очередь психическими расстройствами, однако сюда можно отнести и психические феномены при соматических заболеваниях, так как многие проблемы при психических и соматических расстройствах сопоставимы. При соматических заболеваниях психические феномены часто нельзя не учитывать в рамках этиологии/анализа условий возникновения (ср. главу 9; например, психические факторы риска при инфаркте миокарда), описаний (например, физические ощущения после ампутации) или вмешательств (например, более эффективное совладание с болезнью при нарушениях слуха).
Разделяя «психическое» и «соматическое», мы тем самым подходим к вопросу об основных категориях понимания феномена человека — разных плоскостях рассмотрения (см. главу 7). Чаще всего выделяют следующие плоскости: биологическую (соматическую), психическую, социальную и экологическую. Наличие таких понятий, как психофизиология, психосоматика и т. д., говорит о том, что разные плоскости пересекаются друг с другом. Используя понятия «психическое» и «соматическое», нельзя не коснуться проблемы души и тела, для решения которой в философии предлагаются различные онтологические и эпистемиологические подходы (ср. Bunge, 1984). Упомянем здесь только две позиции, которые являются особо значимыми для клинической психологии, а именно концепцию комплементарности Фаренберга и эмерджентную концепцию Бунге (см. прим. 1.1).

Примечание 1.1. К проблеме души и тела
Концепция комплементарности исходит из того, что обе плоскости данных (соматическая и психическая), основываясь на разных системах отношений, взаимно дополняют друг друга и могут быть использованы для описания жизненных процессов более высокого уровня (Fahrenberg, 1981). Обе плоскости рекуррируют к своим собственным категориальным системам и системам теоретических и методологических обоснований. Их комплементарность существует во внутренне-внешней перспективе. Феномены переживания можно упорядочить в обеих системах отношений, представив первые как два подкласса атрибутов единого класса психофизических состояний ЦНС. Такая интерпретация претендует на онтологический и эпистемиологический нейтралитет.
В концепции эмерджентного психонейронального монизма Бунге (Bunge, 1984) также постулируется, что психические феномены и ментальные процессы — это некие категориальные состояния, присущие организму, которые, однако, не смогли бы существовать без нейробиологических основ. Бунге рассматривает психические феномены как «эмерджентные свойства». Они являются продуктом нейронных процессов ЦНС и не сводимы к целлюлярным компонентам головного мозга. Со своей стороны эмерджентные состояния могут влиять на физические состояния. Таким образом, при этом системном подходе отбрасывается онтологический редукционизм и постулируется — как и в концепции комплементарности — независимая роль отдельных плоскостей данных.
---

Таким образом, можно сказать, что обе позиции имеют мультимодальную основу, т. е. каждое расстройство/болезнь и в плане этиологии/анализа условий возникновения, и в плане интервенции можно расположить в различных плоскостях: соматические заболевания — не только в соматической, но и в психической плоскости, а психические расстройства соответственно — в психической и в соматической (ср. также Melamed, 1995); сводить те или другие только к биологической плоскости нельзя. Подразделение расстройств на психические и соматические в конечном счете произвольно, оно только акцентирует какую-то одну плоскость данных, которая представляется доминантной в настоящий момент. Несмотря на это, в структуре научной клинической психологии деление на психическое и соматическое все же соблюдается; не в последнюю очередь потому, что современные клинико-психологические знания, относящиеся к соматическим заболеваниям, слишком обширны, чтобы обсуждать последние вместе с психическими расстройствами. Поэтому в настоящем учебнике мы будем говорить только о психических расстройствах, хотя общая часть учебника имеет значение и для многих аспектов понимания соматических заболеваний.

1.3. Клиническая психология и смежные дисциплины

Понятием «клиническая психология» описывается как исследовательская, так и прикладная деятельность. Профессиональное наименование специалистов в этой области — «клинический психолог». Клиническая психология пересекается с другими дисциплинами; ниже мы более подробно остановимся на ее отношении к поведенческой медицине, медицинской психологии, клинической нейропсихологии, психологии здоровья, Public Health (общественному здравоохранению) и психиатрии (обзор см. в табл. 1.1); все они играют важную роль в общей системе здравоохранения.

Таблица 1.1. Клиническая психология и смежные дисциплины: определения и профессиональные наименования
Определение Собственное профессиональное наименование
Клиническая психология Частная психологическая дисциплина, которая занимается психическими расстройствами и психическими аспектами соматических расстройств/болезней. Сюда относятся, в частности, следующие темы: этиология/анализ условий возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (психопрофилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка) Есть (для психологов). В Австрии существует правовое обеспечение профессиональной деятельности клинических психологов
Поведенческая медицина (behavioral medicine) Междисциплинарная научно-исследовательская и прикладная область. В своем подходе к проблемам здоровья и болезни ориентируется на биопсихосоциальную модель. Осуществляемый в ее рамках синтез достижений науки о поведении и биомедицинских наук призван помочь успешному решению проблемы здоровья—болезни и использованию этих достижений в профилактике, интервенции и реабилитации (Miltner, Birbaumer & Gerber, 1986; Miltner, 1997) Нет
Медицинская психология Применение знаний и методов психологии для решения проблем медицины (Rösler, Szewczyk & Wildgrube, 1996, S. 19). На переднем плане здесь — ситуация пациента и взаимоотношения врач—пациент (Schwenkmezger & Schmid, 1994). В более широком смысле сюда относятся предупреждение болезни (профилактика) и охрана здоровья. Психология для медиков преподается в рамках учебного курса «медицинская психология» Нет
Клиническая нейропсихология Клиническая нейропсихология — частная психологическая дисциплина, которая изучает влияние локальных поражений головного мозга на эмоции и поведение (Dick, Gauggel, Hättig & Wittlieb-Verport, 1996) Есть (для психологов)
Психология здоровья (health psychology) Узкое определение. Частная психологическая дисциплина, занимающаяся «(1) профилактикой и охраной здоровья, (2) предотвращением болезней, (3) выявлением форм поведения, повышающих риск заболевания, (4) совершенствованием системы здравоохранения» (Schmidt & Schwenkmezger, 1992, S. 1, 2).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Франселла Ф., Баннистер Д. - Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Усольцева Светлана. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
  • Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Белановский С. А. Метод фокус-групп.
  • Пустовойт М.М. О целесообразности интеграции психоаналитического и психопатологического методов исследования в психиатрии
  • Айталиева Айгуль. Использование игровых методов при обучении дошкольников.
  • Социометрический статус и самооценка
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Колемаев В.А. Экономико-математическое моделирование
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Белановский С.А. - Метод фокус-групп
  • Свобода выбора истощает психику
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления
  • Собчик Л. Н. - СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. - Введение в экспериментальную психологию личности
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления
  • Казак Ирина Николаевна. Тема моего исследования: «Чудо — мыло!»
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Успешный руководитель: кто он? (Психология лидерства)
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Георгий Почепцов. Оранжевые революции и ненасильственные методы свержения власти
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Бажина Евгения Петровна. Конспект НОД для детей подготовительной группы «Организация исследовательской деятельности детей в подготовительной к школе группе на примере темы «Одуванчик»
  • Георгий Почепцов. Военные исследования проблем коммуникации и мышления. - Георгий Почепцов
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения
  • Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь