Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. | Общая психология, Социальная психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 3 страница



Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50314

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека – закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.
По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.
Основные методологические принципы психологии:
1) признание детерминированности (причинной обусловленности) психических явлений материальной действительностью;
2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;
3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;
4) изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.
Современная научная психология исходит из принципа психофизиологического единства – сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологическую основу. Но отражение мира в психике выходит за пределы сугубо мозговых явлений. Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность – это не пассивный продукт мозга, а продукт мозга, активно взаимодействующего с миром на социально-культурной основе.
С переходом от биологической к общественно-исторической форме жизнедеятельности психика человека принципиально преобразуется, приобретает черты сознания и начинает опосредствоваться общественно-историческим опытом человечества. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработанная человеческая знаковая система – речь. Сознание человека, его психика становятся не биологическим, а историческим, социально обусловленным продуктом.

§ 2. Методы психологии

Основными методами психологии являются лабораторный и естественный эксперимент, научное наблюдение и метод анализа продуктов психической деятельности.
В современных психологических исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны – распознающие системы и др.).
В психодиагностике широкое распространение получили тесты ("тест" в переводе с английского языка – проба, испытание) – диагностика психических возможностей индивида (способностей, склонностей, навыков и т. п.).
Психологический тест – краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты личностных качеств и др.*
* Наиболее распространены тесты интеллекта (тесты Кеттема и др.) и личностный опросник MMPI, ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Айзенка, Гилфорда, Розенцвейга (шестнадцатифакторный личностный опросник) и др.

В последнее время широко используется биографический метод исследования личности. Он состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида, прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производятся каузометрия (от лат. causa – причина и греч. metre – измерение) – причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, обозначаются сферы приложения событий, локализуется личный временной центр, выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации. Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы "Биограф". Метод позволяет выявить факторы, наиболее существенно влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов методами психотренинга и психотерапии.
В возрастной психологии применяется сравнительно-генетический метод – способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.
Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии – групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др.
Существуют и специфические методы социальной психологии. Одним из них является метод социометрии – измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. (Графическое изображение этих отношений – социограмма.)
Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.
Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности (ГОЛ).
Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования:
выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.
Теоретические психологические исследования основаны на общенаучных методах и системно-структурном анализе психических явлений.

Глава 2. Понятие о психике человека. Классификация психических явлений

§ 1. Понятие о психике человека

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.
Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.
Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Маклаков А.Г. Общая психология
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Урбанович А.А. Психология управления
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон Социальная психология. Ключевые идеи
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Андреева Г.М. Социальная психология
  • Гамезо М.В. Общая психология. Под редакцией
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Карпова Л.В. Общая психология. Под редакцией
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления
  • Вердербер Р, Вердербер К. Психология общения
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций
  • Кравченко А.И. Психология и педагогика
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Вахромов Е.Е. О смысле жизни, самоактуализации и акме.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь