Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник. | Психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 3 страница



Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27870

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Рис. 1. Структура практической психологии и взаимосвязь с гуманизацией и психологической службой вуза

ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Глава 1. ПСИХИЧЕСКИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих осложнений. А как это возможно? Только обратившись к психологии, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека, его душу.
Итак, психический мир — как же его понять? Как известно, в технике, в системе управления человек рассматривается как «черный ящик», глухо закрытый на все запоры. Поэтому главное — что на входе в этот ящик: информация, инструкция, команда, и что на выходе: поступки, слова. Процессы же, происходящие в «черном ящике», мало кого волнуют, главное, чтобы они не препятствовали прохождению нужной информации. Такое отношение к человеку порождает чувство неуверенности, приводит к утрате смысла жизни, невозможности раскрытия своей индивидуальности. В этом одна из причин живучести административно-командной системы и технократического подхода к человеку.
Так давайте попробуем приоткрыть этот «черный ящик», взглянуть внутрь его, т. е. в человеческую душу, в психический мир человека.
Когда мы говорим о психическом мире, то предполагаем, что само понятие «мир» очень многопланово, разнообразно, противоречиво, динамично, но не хаотично, а имеет свою внутреннюю организацию, определенные закономерности, взаимосвязи. Психический мир — это и мир восприятия и познания окружающей действительности, и взгляд внутрь себя, мир своих переживаний, отношений с другими людьми. Это — душа человека. Люди с древних времен пытались проникнуть в тайны души. Человеческая душа — самое великое из всех чудес на свете. Тысячелетиями перед этим чудом останавливались в изумлении философы, психологи, писатели, художники, пытаясь описать, выразить, познать сущность душевных, психических свойств человека. И сделать это не просто из любопытства, но постараться овладеть силами человеческого духа, научиться управлять поведением человека, его духовным развитием.
Душа — понятие, в котором древний человек обобщенно обозначил, объективировал свой внутренний мир. В понимании души человек подошел к понятию живого в его противопоставлении неживому. Первоначально душа не была чем-то чужим телу, она выступала как двойник человека, с теми же потребностями, мыслями, чувствами и поступками. Душа жила человеческой жизнью. И до сих пор мы говорим — душа мечется, страдает, болит, радуется. Представление о душе, как о иной сущности сформировалось позже, когда душу стали трактовать как нечто принципиально отличное от всего, что существует в реальном мире, придав ей даже космический смысл.
Название «психология», введенное в трактате, который появился в 1590 г., означает наука о душе.
По содержанию понятие «душа» в научной психологии обычно соответствует понятиям психика, внутренний мир человека, переживание, сознание. В общечеловеческом значении душа понимается более широко.
Ибн Сина (Авиценна) — великий мыслитель Средней Азии — писал, что десять признаков есть у души благородной: шесть ее унижают, а четыре ее возвышают. Вот шесть унижающих признаков: подлость, ложь, зависть, небрежение к близким, к несчастью и боли народной. А возвышают ее — щедрость, опора, сила и гордость. Душа должна иметь «звезду путеводную». (Мы бы сказали — смысл жизни, мир ценностей.) И еще слова о внутренних механизмах души:

«Пять чувств от слуха и до зренья
Даются нам для внешнего общенья,
А мысль и память внутреннюю службу
Несут, определяя все решенья».
Ибн Сина. Избранное. Ташкент, 1981.

И, действительно, душа имеет очень сложную внутреннюю организацию. Иногда, особенно в учебниках по психологии, весь психический мир раскладывают по полочкам на процессы, состояния и свойства. При этом утрачиваются целостность и противоречивость внутреннего мира человека.
Двадцатое столетие принесло значительный прогресс в углубление знаний о человеке и его душевных проявлениях.
Поведенческую психологию можно назвать одним из первых направлений развития психологии в XX в. Хотя теория бихевиоризма была сформулирована в предыдущем столетии, ее влияние на мировую психологию, в частности на американскую, где она зародилась, остается значительным и в настоящее время. Кредо бихевиоризма выражает формула: «стимул — реакция», согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание человека (отсюда и название — от английского behavior — поведение). Для представителей этого направления: Э. Торндайка и Дж. Бр. Уотсона бихевиоризм является прагматической теорией, а поэтому анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться, как и во всех естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.
Развитие бихевиоризма в XX в. связано с именами Э. Толмена, К. Халла и Б. Ф. Скиннера. Толмен сформулировал два закона научения (как человека, так и животных): закон упражнения и закон эффекта. Он экспериментально наблюдал, как крыса научается находить в лабиринте путь к пище благодаря тому, что у нее складывается «познавательная карта» этого пути, а не простая сумма двигательных навыков. Усвоенная животным «познавательная карта» подкрепляется ожиданием, а не самим по себе удовлетворением органической потребности. В значительной степени благодаря Толмену в американской психологии 30 - 40-х гг. стало привычным трактовать человека как большую белую крысу, «погруженную в мысли». В XX в. представители бихевиоризма, отстаивая детерминистическое объяснение механизмов построения поведения, вводили «промежуточные переменные», связанные с познавательным и мотивационным факторами.
Халл ввел понятие машинообразной целесообразности поведения и считал, что человека можно рассматривать в качестве робота, машинообразно поддерживающего свое существование. Живая машина у Халла способна изменять свое поведение соответственно изменяющимся условиям. Такие машины механике неведомы.
Основной идеей Скиннера была роль обратной связи при управлении поведением. Концепция Скиннера заложила основы программированного обучения, она вводила принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Притча «Мы такие»
  • Графический тест личности
  • Клюева Оксана Васильевна. Профилактика детской жестокости
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Анкета на выявление агрессивности ребёнка
  • Анкета тревожности ребенка
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • К чему снится умерший отец
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Притча «Заботливый друг»
  • Притча «Что имеешь, то имеешь»
  • К чему снится начальник
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «История одной любви»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Злобная собачка»
  • К чему снится лифт
  • Как производители манипулируют потребителями
  • Винокурова Наталья. Дружок
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)
  • Притча «Счастливый случай»
  • Гадание по дате рождения
  • К чему снится гроб
  • К чему снится танцевать
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • К чему снится драка?
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • К чему снится телефон
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Файн С. Динамика коммуникации в терапевтическом интервью
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Притча «Что сильнее нравится?»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • К чему снится секс?
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу (А.И. Захаров)
  • Энрайт Дж. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ
  • Притча «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • К чему снится могила
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • К чему снится стиральная машина



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь