Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54519

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

тическая рецензия на научную работу, 2) аналитический обзор
исследований по теме, 3) критический анализ дискуссии.
Укачанные работы включают анализ литературы по выбранной
проблеме, на основе которого формулируются задачи эксперимен-
тального исследования.
1 Структура реферата определяется его видом.
//Критическая рецензия может включать;
/ а) обоснование актуальности рецензируемой работы;
б) краткое изложение теоретической позиции автора рецензи-
руемой работы (позиция автора не всегда прослеживается
достаточно четко, она может присутствовать как бы в скры-
том виде. В этом случае автору реферата следует попытать-
ся выделить и аргументировать ее; в некоторых работах
отсутствует теория, излагается лишь эмпирический матери-
ал — следует отметить и это);
в) критический анализ теоретической позиции автора с точки
зрения методологических, философских положений и (если
есть такая возможность) в сопоставлении с теоретическими
взглядами других ученых;
г) критический анализ доказательств гипотезы, доказательст-
ва могут быть теоретическими и экспериментальными.
В первом случае следует проанализировать их логику, во
втором — обоснованность выбора методики эксперимента
(эксперимент может не доказывать, а лишь соответствовать
или не противоречить гипотезе), методическую грамотность
процедуры эксперимента, выбор условий его проведения,
достаточность учета факторов, которые могут влиять на
изучаемые явления, обоснованность и достаточность мате-
матической обработки;
д) особенности изложения: ясность или путаность, достаточ-
ная или недостаточная полнота (особенно при изложении
экспериментальных данных);
е) выводы, которые можно сделать па основе проведенного
анализа,—что является ценным в рецензируемой работе,
что требует дополнительной проверки и уточнения, что —
) неправильно.
-2 vA налитический обзор по проблеме может быть постро-
ен двояко; а) в виде изложения истории изучения проблемы (что
нового внесли те или иные исследователи); б) в виде анализа
современного состояния проблемы (рассматриваемые работы груп-
пируются по признаку общности).
Эти две формы обзора представляют собой одновременно и
этапы работы с литературными источниками.
Обзор любого вида должен представлять собой не компиля-
цию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, под-
тверждающих друг друга и противоречащих друг другу. При та-
ком сопоставлении работ нельзя ограничиться сравнением только
выводов, авторских обобщенных формулировок. Необходимо знать,
какие конкретные факты (в каких конкретно экспериментах) сто-
П

ят за обобщенными выводами. В противном случае легко впасть
в ложное противоречие или сделать ложный вывод об общности
имеющихся в литературе данных.
Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечисле-
нием уже исследованных аспектов проблемы, результатов иссле-
дований, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделе-
нием новых аспектов, подлежащих изучению.
4'Критически и анализ дискуссии представляет собой
более глубокое изучение противостоящих точек зрения по како-
му-то вопросу. Главная его цель—выявить существо спора. Для
этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию,
выяснить, какие факты и (или) теоретические положения послу-
жили основой для того или иного взгляда на проблему.
Определив вид реферативной работы, следует составить план
и обсудить его с преподавателем психологии. После этого можно
приступать к написанию текста реферата.
Необходимо строго соблюдать правила ссылки на используе-
мые литературные источники. Слова цитируемых авторов следует
брать в кавычки, указывая в скобках порядковый номер литера-
турного источника по списку литературы, который дается в конце
реферата; через запятую дается страница. Если мысль какого-то
автора излагается собственными словами, то кавычки не ставят-
ся, но обязательно в скобках указывают номер литературного
источника. Если приводимая мысль встречается в ряде работ, то
в скобках соответствующие номера литературных источников ука-
зываются через точку с запятой.
Список литературы составляется по следующим правилам:
первыми указываются работы классиков марксизма-ленинизма,
затем — руководителей КПСС н Советского правительства, поста-
новления съездов и пленумов ЦК КПСС, постановления Совета
Министров СССР, другие правительственные документы, далее—
научные работы в алфавитном порядке фамилий авторов.
По каждому литературному источнику даются фамилии и ини-
циалы авторов. Название работы.—Место издания: Название из-
дательства, год издания.—Количество страниц. Если приводится
статья, то через две косые линейки (//) после фамилии, инициа-
лов автора, названия статьи указывается название сборника или
журнала, номер последнего.
Характерными ошибками при написании реферата являются:
переписывание целых кусков из реферируемых источников без
ссылки на источник, без собственного анализа и обобщений; от-
сутствие четкой структуры работы (плана, выделения главных
мыслей), выводов, бездоказательность изложения (отсутствие ло-
гического или экспериментального обоснования выводов), отсут-
ствие собственной позиции автора реферата, а также списка ли-
тературы или указание тех публикаций, которые не были исполь-
зованы при написании реферата и на которые нет ссылок в тексте.
Учебно-исследовательская работа. Первым этапом
этого вида самостоятельной работы является формулирование за-
12
дач наблюдения или экспериментального исследования (на осно-
ве аналитического обзора литературы). Следующими шагами мо-
жет быть нахождение экспериментальной методики, составление
плана наблюдения, проведение наблюдения или эксперимента,
анализ и обобщение полученных данных.
Помимо достижения чисто учебного эффекта (овладения опре-
деленными психологическими экспериментальными методиками,
навыками наблюдения, элементарными способами обработки ма-
териала), выполнение такой работы преследует и научные цели—
получение, проверку и перепроверку психологических фактов, а
также выяснение достоинств и недостатков той или иной мето-
дики. Хорошо, если проведение экспериментов по психологии бу-
дет иметь и практические цели (изучение психологических при-
чин неуспеваемости или отклонений в поведении отдельных уче-
ников и т. д.). Сочетание учебных, научных и практических це-
лей наиболее способствует выработке исследовательских качеств
личности будущего учителя.
Можно выделить следующие виды опытных учебно-исследова-
тельских работ:
1. Проведение наблюдения (за школьником, неофициальной
микрогруппой школьников, классным коллективом, учителем
и т. д.).
2. Овладение определенной экспериментальной методикой.
3. Изучение индивидуально-психологических различий и сред-
них показателей по определенному психическому проявлению в
данной учебной группе (или в данном классе).
4. Выявление взаимосвязей между выраженностью разных
психических особенностей.
Указанные виды работ представляют собой также этапы овла-
дения навыками экспериментирования.
Первый вид работы служит для выработки навыков психоло-
гического наблюдения. Выполняя ее, следует составить план .на-
блюдения, выделить объекты, наметить цели, признаки, на кото-
рые необходимо обратить внимание; распределить наблюдение
по времени и т. д. Научной целью этого вида работы может быть
выдвижение новых предположений, постановка новых вопросов,
требующих экспериментальной проверки. Практической целью
здесь может быть накопление данных, характеризующих отдель-
ных учеников, группу или учителей.
Второй вид работы связан с овладением определенной мето-
дикой, что требует многократного применения ее в разных усло-
виях к разным испытуемым. Научная цель такой работы — на-
хождение границ применения той или иной методики и разработ-
ка ее вариантов.
Третий вид работы предполагает овладение элементарными
методами статистического выявления средних (или наиболее ха-
рактерных) для группы значений.
Четвертый вид работы помогает овладеть методами выявле-
ния статистических связей между отдельными изучаемыми осо-
13



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь