|
Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др. Психология науки Учебное пособие.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 29206
Автор: Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др.
Название: Психология науки Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Результативная и процессуальная стороны творчества разделяются только в абстракции. Психология ставит акцент преимущественно на второй стороне, но, изучая ее, исходит из определенных представлений о природе эффекта, достигнутого благодаря процессу. Понять же данный эффект (в данном случае - научное открытие) невозможно без использования указаний о его социальных и логических основаниях. В проблеме научного открытия ярко проявляется связь между логическим, социологическим и психологическим подходами к деятельности ученого. Хотя во всяком научном открытии имеется элемент случайности и индивидуальной неповторимости, оно совершается в соответствии с объективным ходом движения научного знания. Общий принцип, вытекающий из воспроизведения в мышлении индивида реальности и из социальной природы знания, подтверждается наличием предпосылок для каждого открытия в объективном развитии науки и техники.
В этом смысле особый интерес представляет сопоставление открытий разных типов, поскольку в каждом из них выступают своеобразные отношения логических и психологических моментов. Самостоятельный интерес в том же плане имеют одновременные открытия, коллективные открытия в их отличии от индивидуальных, открытия в стыковых областях, явления переноса и "цепной реакции" в открытиях. Так в одновременных открытиях наиболее четко прослеживается роль различных психологических механизмов при общности предметного содержания и результата; в коллективных открытиях до некоторой степени нивелируются своеобразие личностных характеристик и предшествующий опыт отдельных исследователей, зато дифференцируются функции планирования, прогнозирования, критики и т. д.; в явлениях переноса и "цепной реакции" на передний план выступает значение специальных средств научного исследова- 13 ния в данной области явлений и общих схем решения ряда проблем в различных областях. Исследование соотношения логического и психологического аспектов в научном открытии включает в себя анализ их различий и общности, цель которого - выявить роль мотивационных факторов, изучить нарастание несоответствий в динамике знания, ведущих к появлению проблемных ситуаций, а затем - к формулированию и переформулированию проблем, значение дефицита и насыщенности информацией, комбинаций старых и новых средств решения и т. д. Исследования психологических факторов, влияющих на процесс научного открытия, создают возможность эффективного изучения психологических методов реставрации его хода при историко-научном исследовании (в целях разработки таких методов должна быть, в частности, изучена проблема самоотчета ученого о ходе собственного открытия - особенности процесса запоминания в условиях творческой деятельности и воспроизведения событий, связанных с ее ходом после завершения, и т. п.). Здесь особый интерес приобретают различные принципы моделирования научно-исследовательской деятельности (кибернетические - так называемое эвристическое программирование, собственно психологические и др.) с целью их спецификации применительно к психологии научного открытия. Такого рода моделирование открывает пути к исследованию психологических механизмов важнейших фаз научно-исследовательской деятельности (научный поиск, постановка проблемы, открытие принципа решения, его развитие, доказательство правомерности предложенного решения, выдвижение новых проблем и т.п.), пути к изучению психологического механизма кульминационного пункта научного открытия, того качественного скачка, который отделяет решенную проблему от нерешенной. Необходимо осмыслить различные формы догадок, роль методов формализации в научном открытии, причины успеха и неудач в развертке исследовательской программы. Огромное значение для продуктивности научного труда имеет его мотивация. Открытие, как правило, совершается в итоге сосредоточения всех духовных сил и способностей ученого, его интересов и побуждений на изучаемом объекте. Мотивы побуждают к деятельности, придают ей определенное направление, выделяют его в качестве доминирующего среди многих других маршрутов мысли. В обычных условиях поведение ученого регулируется не одним, а несколькими мотивами, различающимися своей побудительной силой. Психологический анализ мотивации свидетельствует о ее иерархической структуре, о сложном 14 соотношении между мотивами различного порядка. Среди них особого внимания заслуживают побуждения, непосредственно включенные в ход самого научного поиска. Однако, чтобы раскрыть движущие пружины поведения ученого, их функцию в общем механизме творчества, необходимо проследить соотношения между внутренней и внешней мотивацией. Без внутренней мотивации познающая мысль лишается импульсов к проникновению в свой объект. Вместе с тем ведущая роль внутренней мотивации вовсе не означает отрицания роли внешних по отношению к предметному содержанию деятельности мотивов (например, честолюбия), способных быть ее могучим двигателем. Мотивация поведения тесно связана со структурой личности. Изучение основных черт личности ученого и создание на этой основе типологии, которая могла бы стать ориентировочной основой решения кадровых проблем, - одна из важнейших задач психологии науки. Структура творческой личности многогранна. На первый план обычно выдвигаются ее способности. Но способность не может быть константным и нерасчлененным свойством, не зависящим от условий ее реализации. Специфика способностей к творчеству в науке может быть раскрыта лишь в контексте общего учения о продуктивном мышлении как особом уровне интеллектуальной активности, предполагающем преобразование знания о действительности для созидания новых социально значимых ценностей. Нельзя диагностировать творческие способности, не проведя индивида через систему задач (приобретающих характер тестов), сама предметная структура которых предъявляет к интеллекту требования, актуализирующие искомые возможности этого индивида. Построение такой системы задач, ее тщательная опытная проверка на статистически достоверной выборке, использование вариационной статистики и факторного анализа позволяют перейти от чисто интуитивного к научно обоснованному определению способностей к творчеству в науке. Проблема не исчерпывается возможно более ранним выявлением талантов. Способности воспитуемы. Хотя они и не могут быть отождествлены с фактическими достижениями личности, нельзя вместе с тем и считать их неизменными, сохраняющими свое качество безотносительно к образу жизни и деятельности человека. Изучение формирования способностей к творческой деятельности неизбежно сталкивает нас с вопросом о возрастной динамике творчества. Любая способность, в том числе и способность к научному творчеству, - динамическое образование. Она проявляется с различной интенсивностью и на разном уровне в различные периоды жизни. 15 Объектом психологии служит психически регулируемое поведение человека на протяжении всего жизненного пути. Говоря о формировании ученого, о динамике его творчества, несправедливо было бы ограничиться каким-либо отдельным периодом, игнорируя тот факт, что каждый период, какими бы существенными признаками он ни отличался от другого, представляет лишь компонент нераздельного, единого процесса жизни личности. Детство или юность в формировании творческой личности может иметь не меньшее значение, чем зрелые годы. По данным известного американского психолога Д.Макклеланда, изучавшего динамику творчества большой группы современных физиков, у многих из них уже в возрасте от 5 до 10 лет ясно проявлялся интерес к раскрытию "связи вещей", к проникновению в "тайны мира". С другой стороны, специального анализа заслуживает вопрос о творческих возможностях ученого в пожилом возрасте. Проблема возрастной динамики важна как в плане работы научных коллективов, так и в более широком социальном плане, а именно для эффективного использования преимуществ каждой возрастной категории. По данным некоторых психологических и геронтологических исследований, способность разрабатывать новые идеи, новые методы у ученых в возрасте свыше 40 лет начинает убывать, но сохраняется умение эффективно использовать приобретенную информацию. Указанный вопрос пока что исследуется путем выявления корреляций между возрастом, с одной стороны, количеством открытий и "лучших вкладов" - с другой. Остается неизученной зависимость достигнутого в тот или иной возрастной период научного результата от состояния (уровня развития) соответствующей области знаний, ее запросов к специальным, а не только к общим способностям ученого. Творческий потенциал исследователя не автономен по отношению к проблеме или области, где он проявляется, и не ограничен только изменением психофизиологических функций. Переключение на новую проблему или переход в новую область может стимулировать подъем творческих сил работника, пик творчества которого, казалось, уже пройден. Конкретно-научная работа в области психологии познания, личности, способностей проходит теперь в совершенно иной атмосфере, чем в предшествующий период. "Творчество - популярный для нашей современной культуры термин. Он обозначает чуть ли не все то, что общество считает желательным", - так охарактеризовал новую социальную обстановку американский журнал "Современная психология". 16 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|