|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117048
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Парадокс четвертый: гетерохронность или неравномерность развития. Неравномерность развития — это общий закон развития, имеющий ряд проявлений.
Первая иллюстрация гетерохронности связана с чередованием в жизни человека периодов стабильности и даже застоя, когда в личностной структуре не происходит каких-либо серьезных изменений, и периодов бурного развития и судьбоносных моментов, когда происходит переосмысление личностью всей жизни и ее целей. Здесь гетерохронность проявляется в чередовании стабильных периодов развития и кризисов (моментов быстрой, фундаментальной перестройки). Темп развития меняется, сочетая общее затухание с чередованием коротких периодов бурного развития и периодов низкого темпа развития. Вторая иллюстрация гетерохронности связана с соотношением развития личностной и познавательной сфер. В онтогенезе чередуются периоды бурного развития интеллекта при стабильности и неизменности личностной сферы с периодами фундаментальной ее перестройки при постоянстве уровня интеллектуального развития. Гетерохронность выступает в неравномерности развития мотива-ционно-личностной сферы и операционно-технической умственной сферы (Д. Б. Эльконин). За повторениями этой закономерности стоит загадка механизма развития, имеющая определенный смысл. Примером гетерохронности развития может служить развитие личности в подростковом возрасте. Парадокс пятый: что произойдет с человеком, если он окажется вне человеческого общества? Будет ли происходить развитие его психики, умственных способностей, личности? Ярким примером, демонстрирующим последствия развития ребенка вне человеческого общества и общения, являются дети-Маугли, дети, воспитанные животными. Существует очень мало фактов, особенно научно документированных, и много мифов. Одним из наиболее достоверных фактов воспитания детей волками является случай Амалы и Камалы — девочек, найденных в 10 ■ Возрастная психология. Конспект лекций индийских джунглях в стае волков, в возрасте примерно трех-че-тырех лет и девяти лет. Они отличались всеми повадками этих животных, не владели человеческой речью и прямохождением. Были предприняты попытки их перевоспитания. Но, к сожалению, одна из девочек быстро умерла, вторая так и не достигла мало-мальски соответствующего своему возрасту уровня развития, и эксперимент себя не оправдал. К сожалению, человечность, благородство и таланты детей волков остались уделом героя прекрасного романа Р.Киплинга «Маугли». В научной литературе описан случай авейронского дикаря (Франция, 1799). Жители местечка близ Авейрона обнаружили мальчика 12 лет, который не понимал речь и не говорил, передвигался на четвереньках, не владел простейшими человеческими навыками и ручными действиями. Мальчика назвали Виктором. Его судьбой заинтересовался врач, гуманист, педагог, психолог Ж. М. Итард, внесший значительный вклад в развитие детской психологии и дефектологии. Многие методики, разработанные исследователем для воспитания умственно отсталых детей, используются и по сей день. Судьба мальчика стала для Итарда и прогрессивных деятелей того времени аргументом в пользу основного лозунга Французской революции 1789-1799 гг. об исходном равенстве всех людей. Мы разные не потому, что у нас разные способности, а потому что у нас разные социальные условия. Итард полагал, что у Виктора был сохранный интеллект, иначе бы он не выжил в лесу без защиты и поддержки людей. В начале занятий у мальчика наблюдался значительный прогресс, он научился понимать фразы, владеть простейшими орудийными операциями и бытовыми действиями. Но через какое-то время развитие остановилось, и высшие психические функции — навыки чтения, письма — сформировать у Виктора не удалось. Более того, с половым созреванием возникли неадекватность и агрессивность поведения. В возрасте 40 лет Виктор умер. Этот невольный «эксперимент», поставленный самой жизнью, привлек внимание к проблеме причин и условий психического развития человека. Вопрос о том, какое значение для этого имеют социальная среда и воспитание, обсуждался широкой общественностью и в дальнейшем был спроецирован на социальную проблему создания системы общественного образования. Нужно ли создавать общедоступные школы для всего населения, и какими они должны быть? Что станет с нами, если мы будем лишены «роскоши человеческого общения» в раннем детстве? Другим хрестоматийным примером является случай Каспара Хаузера, по легенде, сына одного из германских князей. В ходе ин- Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии ■ 11 триг престолонаследия в младенчестве его подменили другим ребенком. Опасаясь возмездия за пролитую кровь, мальчика оставили в живых, но содержали в неволе в строгой изоляции. Уже молодым человеком он вдруг оказался на свободе. Каспар Хаузер был найден на улице, он не был ориентирован в пространстве и во времени, но владел человеческой речью. В ходе воспитания у Каспара Хаузера наблюдался прогресс больший, чем у Виктора. Однако его судьба сложилась трагично — он погиб через несколько лет. Феномен нарушения психического развития в условиях дефицита общения получил название феномена депривации или госпита-лизма. Под депривацией понимается ограничение какой-то потребности, в данном случае общения ребенка с другими людьми. Возникает вопрос: почему сепарация (разлука ребенка с близкими людьми) и депривация оказывают на него столь губительное действие? Итак, проблема движущих сил и причин психического развития ребенка в онтогенезе является актуальной не только в теоретическом, но и в социально-практическом плане. 1.2. Понятие «развитие» Данное понятие включает некое изменение, возникновение новых способностей, усовершенствование. Любое ли изменение является развитием? Соотнесем три понятия: рост, развитие и созревание. Это разные процессы, хотя они и взаимосвязаны и переплетены между собой. Рост — количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом. Развитие — процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие —это всегда развитие системы, новое качество возникает только как преобразование системы. Соответственно, объект развития — система, а не изолированный элемент. Созревание — запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения. В реальной жизнедеятельности и психическом развитии человека эти три процесса тесно переплетены. Однако в исследовательских целях они должны быть абстрагированы и разведены. Развитие осуществляется в условиях созревания, с необходимостью пред- 12 ■ Возрастная психология. Конспект лекций полагая в онтогенезе генетически запрограммированные изменения. Созревание создает необходимые предпосылки и лимитирует развитие. Созревание — объективный процесс, ограничивающий и одновременно создающий возможности развития. Развитие основано на количественных изменениях, которые являются основой качественных преобразований. Обратимся к пониманию развития в философии, чтобы выделить основные характеристики этого понятия. 1. Качественные изменения развития. Понимаются как пере ход от одного качественного состояния в другое. Например, мышле- ние развивается от наглядно действенного к наглядно образному и словесно-логическому. 2. Необратимость развития на основе преемственности из менений. Необратимость развития означает, что вернуться в про- шлое — детство, отрочество — мы не можем. Так, в период кризиса 40-45 лет необходимо принять символическую смерть молодости. В развитии есть движение вперед, но нет возврата назад. Однако мы можем мысленно вернуться в свое прошлое, реконструировать и переработать его — на этом построен психоанализ и психотера- пия. Преемственность означает, что в развитии качественное, нео- братимое преобразование сочетается с сохранением и стабильнос- тью. Например, понятие «эго-идентичность» означает сохранение тождественности и преемственности Я, несмотря на все происходя- щие изменения. Структура эго-идентичности составляет стабиль- ную основу личности. Развитие всегда предполагает некую стабиль- ность. Виды стабильности представлены в таблице 1 [119]. Графическое представление видов стабильности Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|