|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26237
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ют важные содержательные и динамические параметры моти-вационной сферы - иерархичность, структурированность, устойчивость, широту, опосредованность мотивов целями. Мотивы взрослеющего человека не просто увеличиваются в своем числе и обогащаются по своему содержанию, но также из непосредственных превращаются в опосредованные, приобретая произвольный и осознанный характер. «На завершающем этапе онтогенетического развития иерархическая структура мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних влияний, так как начинает опираться на собственные взгляды и убеждения субъекта» [44, с. 437]. Это дает человеку возможность произвольно управлять своей деятельностью и своим поведением. Переход от «реактивной» к активной форме поведения и есть объективный критерий становления субъекта [44, с. 421].
Результаты беглого сравнительного обзора недвусмысленно свидетельствуют о том, что представления отечественных психологов о развитии личности базируются на идее субъекта. Общим эффектом психического развития личности является качественная трансформация системы психической регуляции активности, изменение удельного веса «внешнего» и «внутреннего» в детерминации личностного развития и бытия. По ходу индивидуального жизненного пути человек из пассивного объекта внешних воздействий превращается в активную личность - истинного субъекта саморазвития и самостояния в жизни. Становление личности настоящим субъектом выражается в постепенном изменении соотношения между «внешним» и «внутренним»: от преимущественной направленности «внешнее через внутреннее» к все большему доминированию тенденции «внутреннее через внешнее» [231, с. 8]. Как отмечает А.В.Брушлинский, «по мере взросления в жизни человека все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и соответственно больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют все внешние причины, влияния и т.п.» [57, с. 8]. Неоценимый вклад в психологию субъекта вносят методологические положения системно-деятельностного подхода, развитого в трудах С.Л.Рубинштейна и в научной школе А.Н.Леонтьева. С позиций данного подхода деятельность рассматривается как всеобщая универсальная форма взаимодействия человека с миром, как специфически человеческий способ организации активности. Категория деятельности в настоящее время завоевала 12 общенаучный статус. Считается, что деятельность выступает родовой формой человеческой практики, благодаря которой окружающий мир преображается в жизненный мир или «мир человека». Сущностные характеристики деятельности несут отпечаток специфического характера ее детерминации в условиях человеческого способа бытия, а именно обусловленность сознанием и личностью. Собственно психологический аспект исследования деятельности - это изучение личности как субъекта, обладающего сознанием и строящего при его посредничестве свою деятельность. Процессы созидания и творения человеком своей деятельности знаменуют начало развития его личности [84]. Деятельность и личность «неразлучны»: носителем и реализатором деятельности может быть человек только как личность, а не как социальный или биологический индивид. В то же время личность и не кто иной фигурирует в качестве субъекта, поэтому можно утверждать, что феномен субъектности возможен только в контексте реализации человеческой деятельности. Более того, всякая форма взаимодействия человека с миром может претендовать на то, чтобы стать деятельностью, лишь в одном случае: если она опосредована личностным уровнем отражения и регуляции. Если же человек не включен в это взаимодействие как личность, то из этого взаимодействия деятельность не выходит. «Здесь надо различать процесс и деятельность. Всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью мы будем здесь разуметь такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, - другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» [186, с. 256-257]. Так, к примеру, мышление, не опосредованное личностной регуляцией, является всего-навсего аналитико-синтетическим процессом рекомбинации доступной информации. И единственно «в личностном плане мышление выступает прежде всего в виде деятельности, т.е. со стороны мотивов и целей субъекта, его рефлексии, осуществляемых им прерывных умственных действий и операций и т.д.» [56, с. 6-7]. Без личности деятельность деперсонифи-цируется и десубъективируется - превращается в обезличенный и самопроизвольный процесс. Таким образом, в рамках системно-деятельностного подхода постулируется недизъюнктивность деятельности и личности как ее субъекта. Иначе говоря, феномен субъектности как прояв- 13 ление личности находит свое выражение только в контексте осуществляемой человеком специфически человеческой формы активности - деятельности. По мнению К.А.Абульхановой-Славс-кой, в понятии субъекта подчеркивается «специфически человеческий характер человеческой активности» [2, с. 174]. В деятельности субъект не только проявляется, объективируя свои способности, но также зарождается и формируется, субъективируя деятельность. С психологической точки зрения в ряду разнообразных видов и уровней активности человеческая деятельность специфицируется двумя важными онтологическими характеристиками: субъект-ностью и предметностью [30; 95; 133]. К примеру, А.Н.Леонтьев пишет: «В качестве простых моментов деятельность включает в себя оба связываемых ею полюса: полюс субъекта и полюс объекта» [135, с. 246]. Субъектность характеризует деятельность со стороны ее принадлежности личности как субъекту, а предметность - со стороны обращенности деятельности на предмет. Субъект и предмет составляют как бы два полюса, взаимодействие между которыми реализуется в процессе деятельности. Причем предметом деятельности является объект или явление действительности, взятые в единстве со своим жизненным смыслом - той объективной функцией или местом, которое они играют или занимают в жизнедеятельности личности. Предмет деятельности понимается не как некий материальный объект в комплексе своих физических характеристик, а как объект, помещенный в контекст личностного бытия человека. Предмет деятельности -эта та грань, свойство или функция объекта, на которую интенци-онально направлено действие субъекта; это та сторона объекта, которой он повернут к человеку как личности. В свою очередь личность как субъект всегда подчиняет свою деятельность жизненному смыслу предмета, то есть опредмечивает деятельность в тех объектах и явлениях, которые заведомо снискали некоторый жизненный смысл. Можно сказать, что на уровень субъекта деятельности человек поднимается тогда, когда подчиняет свою активность жизненным смыслам, то есть действует как личность с присущим ей аппаратом смысловой регуляции. Итак, в рамках системно-деятельностного подхода взаимоотношения субъекта и деятельности выглядят следующим образом: деятельность представляется специфически человеческой формой активности, предполагающей участие личности в качестве субъекта. Деятельность - это универсальная форма реали- 14 зации личности как субъекта, а субъектность личности - это системообразующее основание для становления всего богатства форм человеческой деятельности. По этой причине, действительно, невозможно разъединить деятельность и личность как ее субъект. Все перечисленные принципы и подходы, в совокупности образующие методологию психологии субъекта, не могут выступать в качестве основы для конкретно-психологических исследований без содержательного представления о сущности личности. И это закономерно ввиду того обстоятельства, что именно личность является субъектом разнообразных форм человеческой активности. В отечественной психологии принят и обоснован тезис, что соотношение личности и субъекта приравнивается к соотношению сущности и проявления [18; 133; 153]. Личность в этом соотношении совпадает с сущностью, поскольку за личностью скрывается целый пласт психических структур и процессов, конституирующих собственно личностный уровень психического отражения. «Сущность» - это внутреннее основание, через которое преломляются все внешние воздействия на явление и которым закономерно обусловлен их эффект» [186, с. 131]. Субъект не обладает свойством субстанциональности, то есть он не является особой психической инстанцией, сконструированной из психических структур и процессов определенного рода. Субъектность является проявлением личности в различных видах и формах сугубо человеческой активности. Личность участвует в регуляции этих форм и видов активности именно в качестве их субъекта, но при этом по своей психологической сущности остается личностью. Можно сказать, что субъект представляет собой качественно своеобразный способ или модус существования личности. Сущностью же человека как субъекта различных форм произвольной активности инвариантно является личность, без которой субъект не имеет своей собственной субстанциональности, психической определенности. Вследствие данного обстоятельства личность следует признать единой и неделимой интегративной основой, на которой выстраиваются множественные проявления субъектнос-ти. Другими словами, субъект множится пропорционально количеству видов и форм произвольной активности, которые осуществляет человек. Личность во всех этих видах активности едина и целостна. По словам А.Н.Леонтьева, личность выступает как системное единство жизненных отношений человека и реализующих их деятельностей [133]. 15 Субъект, таким образом, анализируется как частное проявление личности в определенном виде произвольной активности, выраженное в личностной регуляции этой активности. Отсюда также выводится положение о неразрывности личности и субъекта. Действительно, аналогично тому, как нельзя разъять сущность и ее проявление, немыслимо рассечь личность и субъекта. Иначе говоря, субъект всегда является личностью и функционирует как высший уровень психической организации человеческой активности, опосредованный потенциалом личностной регуляции. Однако личность не всегда оказывается субъектом; она вольна в выборе своей личностной позиции по отношению к актуально осуществляемому виду активности - быть или не быть ее субъектом. Итак, субъект всегда должен быть личностью, а личность не обязана непременно быть субъектом в том или ином виде произвольной человеческой активности. Психология субъекта должна рассматриваться как составная часть общей психологии личности сообразно с тем, что субъект является одной из частных ипостасей личности. Однако субъектность и субъектная активность - это суть высшие проявления личности, поэтому психология субъекта составляет тот раздел, который можно было бы назвать «вершинной» психологией личности. В этом разделе общей психологии личности субъектный подход наиболее тесно смыкается с личностным подходом. «Субъект в специфическом смысле слова (как «я») - это субъект сознательной, произвольной деятельности. Ядро его составляют осознанные побуждения - мотивы сознательных действий... «Я» как субъект - это верхушечное образование, неотделимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющий в целом психологический склад личности» [ 186, с. 312]. Методологическое содержание личностного подхода в психологии иногда извращается по ряду причин. Среди этих причин доминируют две - неверное понимание психологической сущности личности и искаженное представление о личности как субъекте. Как результат требование личностного подхода исполняется путем выявления того «индивидуализирующего» и «персонифицирующего» влияния, которое личностные свойства оказывают на протекание отдельных психических процессов и деятельности в целом. Срастание личностного и субъектного подходов представляется одной из наиболее перспективных тенденций развития психологии субъекта в частности и общей психологии личности в целом. Уяснение того важного методологического 16 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|