|
Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 13190
Автор: Шторк Й.
Название: Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В своей известной работе Карл Абрахам предлагает (см. схему 1) также и на анальной стадии различать две противоположные формы организации и два способа обретения объекта, которые выделяются благодаря процессам выталкивания и удержания. В первой фазе - на ранней анально-садистской стадии - анальная эротика связана с опорожнением, а садистское влечение - с уничтожением объекта. Такое поведение по отношению к объекту является в дальнейшем амбивалентным и, согласно Абрахаму, характеризуется парциальным влечением с поглощением.
Во второй фазе - на поздней анально-садистской стадии - анальная эротика связана с удержанием, а садистское влечение направлено на овладение объектом. Согласно Абрахаму, достижение этой ступени означает решающий шаг в направлении объектной любви, а именно доступ к парциальной любви. За оральной и анальной стадиями развития следует фаллическая. Она характеризуется объединением парциальных влечений под приматом генитальных органов и принадлежит к генитальной организации, охватывающей два периода: фаллическую фазу (или инфантильную генитальную организацию) и собственно генитальную организацию, которая достигается в пубертате (некоторые авторы употребляют термин "генитальная организация" для характеристики второго периода и причисляют фаллическую фазу к догенитальной организации) Фаллическая фаза располагается между третьим и пятым годами жизни. В ней основную роль играет комплекс кастрации, и она соответствует развитию эдипова комплекса. Согласно Фрейду, на фаллической стадии ребенок, будь то мальчик или девочка знает лишь один генитальный орган, а именно мужской; противопоставление полов на основе противоположности активный/пассивный анальной фазы превращает в пару противоположностей фаллический/кастрированный. Этим она, в частности отличается от пубертатной генитальной организации3. Термин "фаллос" обозначает символическую функцию пениса в интра- и интерсубъектной диалектике, тогда как выражение "пенис" обозначает, скорее, анатомический орган. Исследования античного мира, а также этнология отчетливо показали нам какой важной функцией наделяется фаллический символ. Фаллическая организация, согласно Фрейду, занимает центральное место в развитии обоих полов. Альтернатива, возникающая у субъекта в этой фазе, выглядит следующим образом: иметь фаллос или быть кастрированным. Определяющим для этой стадии организации является, по Фрейду, не противопоставление двух анатомических реальностей, пениса и вагины, что можно было бы легко понять, а исключительно примат фаллоса, его наличие или отсутствие. Фрейд исходит здесь из предположения, что маленькая девочка не знает о существовании вагины4. Кроме того, в фантазии представляется, что фаллос может отделяться и переходить от одного человека к другому, а его наличие или отсутствие не является само собой разумеющимся. Мужской орган входит в состав "символического тождества" (X, 402-410), части которого взаимозаменяемы (пенис = фекалии = ребенок = подарок и т.д.). Только уяснив это положение вещей, мы можем понять, какая роль отводится фаллосу в теории комплекса кастрации. Символ фаллоса представляет собой основной критерий при разделении людей. Его наличие или отсутствие не сводите." к простому факту, скорее оно представляет собой драматический конфликт в рамках интра- и интерсубъектного процессов. Структура и действие комплекса кастрации (который был открыт в 19 08 году в процессе анализа "маленького Ганса" [VII, 240-376]) у мальчиков и девочек различаются. Мальчик боится кастрации в ответ на свои сексуальные фантазии и действия, а также как реализации отцовских угроз в связи с эдиповым соперничеством между отцом и сыном. В результате у него возникает сильнейший страх кастрации. Девочка воспринимает отсутствие пениса как досадный дефект, который она пытается отрицать, компенсировать или как-то исправить (см. статью А. Холдера об эдиповом комплексе в т. I). Общим - вследствие примата фаллоса - является то, что у обоих полов имеется представление, что речь идет о важной составляющей образа себя, угроза кастрации представляет собой серьезную опасность, а наличие или отсутствие фаллоса означает на уровне бессознательных фантазий состояние подъема или глубокую нарциссическую обиду. Здесь комплекс кастрации занимает свое важное место, является универсальным и связан с эдиповым комплексом в развитии датской сексуальности. В развитии комплекса кастрации, как считает Фрейд, определенную роль играют два момента: во-первых, обнаружение ребенком анатомического различия между полами, во-вторых, реальная или воображаемая угроза кастрации. Носителем этой угрозы для мальчика всегда является отец. Девочка же скорее чувствует себя обделенной пенисом со стороны матери, а не кастрированной отцом. Со времен Фрейда вопрос об угрозе кастрации неоднократно обсуждался: существует ли она реально и от кого исходит. То, что комплекс кастрации постоянно об-гпркивается в процессе анализа, и то обстоятельство, что реальную угрозу далеко не всегда удается выявить, побудили искать основу страха кастрации в иной реальности, нежели угроза кастрации. Так, в качестве прообраза переживания кастрации его связывали с рядом травматических переживаний раннего детства, таких, как потеря груди в процессе сосания, отлучение от груди, дефекация и т.д. Здесь также следует упомянуть положения Отто Ранка (Rank 1924), согласно которым отделение От матери в результате травмы рождения и психические реакции на это отделение являются прообразом всех последующих страхов. Тем самым страх кастрации нужно понимать как наследие страха рождения (см. статью Д. Айке о страхе в т. I). Этими представлениями отец как источник угрозы кастрации отодвигается на задний план, а основное внимание концентрируется на роли матери и на страхе перед злой матерью. Еще Юнг описал эдипов комплекс как комплекс Ионы и кита (Jung 1952, 731), а ряд авторов (Rheingold 1968, Lederer 1968, Leuba 1968, Ehrenzweig 1967) отстаивают идею: "Мужчина всегда испытывает страх быть кастрированным женщиной, а не наоборот". Мы должны будем остановиться на этом более подробно. Фрейд неоднократно, например в работе "Торможение, симптом и страх" (1926), в ходе длительной дискуссии проявлял интерес к идеям Ранка, пытаясь отыскать источники страха кастрации в далеком прошлом, найти общий прообраз последующих переживаний в раннем опыте. То, что он не решился полностью принять это воззрение, можно понять, учитывая тесную связь комплекса кастрации с фундаментальным положением психоанализа о центральном и структурирующем характере эдипова комплекса. Страх кастрации является для Фрейда в определенной степени следствием организованной совокупности любовных и враждебных желаний, которые ребенок испытывает по отношению к своим родителям и которые мы охватываем понятием "эдипов комплекс". В фаллической фазе, по Фрейду, в возрасте от трех до пяти лет, эдипов комплекс достигает кульминации. Его разрушение означает наступление латентного периода, и он вновь возрождается в пубертате. Эдипов комплекс играет ведущую роль в структурировании личности и в организации сексуальных желаний у человека. Психоаналитики считают его основной проблемой в психопатологии, а психоаналитическая антропология пришла к выводу (опровергая тем самым наблюдения Малиновски [Malinowski 1949], Бенедикт [Benedict 1955] и др.), что треугольная структура эдипова комплекса находит универсальное подтверждение в самых разных культурах и может быть обнаружена даже там, где не существует основанной на браке семьи (см. например, Levi-Strauss 1958). Эдипов комплекс можно разделить на две формы, хотя в действительности обе формы в разной степени присутствуют в "полном" эдиповом комплексе. В так называемой простой, или позитивной, форме он представляет собой то, что нам известно из сказания об Эдипе: желание смерти соперника, то есть человека того же пола, и сексуальное желание по отношению к человеку противоположного пола; в своей негативной форме: любовь к родителю того же пола и порожденная ревностью ненависть к родителю противоположного пола. При более внимательном рассмотрении обе формы оказываются, однако, схематическим упрощением. Фаллическая фаза имеет большое значение в эдиповом комплексе, особенно в аспекте его разрушения. Это разрушение играет чрезвычайную роль в структурировании личности с образованием Сверх-Я и Я-идеала (см. статьи А. Холдера об эдиповом комплексе и Д. Айке о Сверх-Я в т. I). Фрейд всегда придавал эдипову комплексу первостепенное значение ввиду фундаментальных функций, которые он в нем выделял. Среди них: во-первых, выбор объекта любви, во-вторых, доступ к зрелой генитальности и, наконец, структурирование личности с образованием Сверх-Я и Я-идеала. Но как следует понимать тот фундаментальный характер, который Фрейд приписывает эдипову комплексу? Мы знаем, что в работе "Тотеме и табу" (1912-1913) Фрейд обратился к гипотезе об убийстве праотца и в этом поступке усматривал момент зарождения человечества. Сегодня, однако, эта проблема представляется нам иначе: "Огромный важности феномен, который подготавливается в процессе становления человечества и, как мы полагаем, осуществляется человеком, - это не "отцеубийство", а рождение отца... Вместе с отцом в возникающей микроструктуре - семье - появляется комплексность и, следовательно, внутреннее противоречие" (Morin, 1974,186; см. также статью Г. Штольце в т. I). "Действенность эдипова комплекса скорее обусловлена введением запрещающей инстанции (запрет инцеста), преграждающей доступ к естественному удовлетворению желаний и соединяющей неразрывной связью желание и закон... Такая структурная концепция Эдипа совпадает с тезисом Леви-Стросса, который выводит из запрета инцеста универсальный, необходимый и достаточный закон превращения "природы" в "культуру"" (Laplanche, Pontalis 1967, нем. изд., 335). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|