Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. | Психодиагностика | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 3 страница



Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 13429

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В психологической литературе можно найти такое понятие, как «близкие отношения», которое по своему смысловому содержанию приближается к межличностным отношениям. Так, Джон Вэлвуд (John Welwood) (1990) отмечал, что в «близких отношениях» доминируют внутренние личностные факторы, основную роль играют чувства и близость. Такие отношения пробуждают глубинные возможности человека, направляют его на путь личностного и духовного развития. Главными чертами таких отношений выступают осознанность, открытость, отказ от социальных и ролевых стереотипов, традиций, защит. Это предполагает большую личностную работу по созданию отношений, которые не даются в готовом виде, а формируются самим человеком [30].
В книге Я. Л. Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» можно встретить такой вид отношений, как «взаимоотношения». Под ними автор понимает «специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного личностного отношения» [8, с. 33]. Можно утверждать, что термин «взаимоотношения» является синонимом межличностных отношений, так как проблематично, и даже невозможно, представить межличностные отношения без взаимоотношений между людьми. Этому мы находим подтверждение в самой книге Я. Л. Коломинского, который пишет, что «взаимоотношения — это обязательные прямые межличностные отношения» [8, с. 32].
Таким образом, можно констатировать, что в психологической литературе встречаются довольно разнообразные и порой в некотором смысле противоречивые и неоднозначные представления о том, что такое межличностные отношения.
В межличностных отношениях именно личностный компонент является доминирующим. Такие отношения предполагают не только реальное — объективное — бытие людей друг для друга, но и их идеальное бытие, их субъективную представленность как и отношениях, так и друг в друге. В противном случае межличностные отношения должны исчезать, как только люди расстаются.
В нашей работе под межличностными отношениями мы будем понимать реализацию субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения. Это взаимодействие по типу обмена (который может быть односторонним и обоюдным) и сотрудничества. Здесь акцент ставится именно на «взаимо-», что предполагает взаимную связь между людьми, их обусловленность друг другом, взаимное притяжение, близость между ними (что не всегда можно наблюдать в совместной деятельности и общении).
Такие отношения могут быть непосредственными или опосредованными, контактными или бесконтактными, одновременными или отсроченными, множественными или единичными, но в них сохраняется действительная возможность взаимности. Следует иметь в виду, что межличностные отношения не обязательно предполагают «симметрическую, актуальную взаимность» (термин Я. Л. Коломинского) между людьми, однако всегда сохраняется реальная возможность какого-то личностного отношения со стороны партнера.
Составляющими межличностных отношений выступают: «Я» желаемое и воспринимаемое субъектов отношений, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, а также его поведенческие характеристики, но к ним добавляется межличностная коммуникация. Считаем, что доминирующим — специфическим для межличностных отношений — является эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения человека), обеспечивающий поддержание отношений даже при отсутствии непосредственного контакта между людьми.
Поле, в котором реализуется взаимодействие между людьми, будем называть «социальное пространство межличностных отношений». Социальное пространство — абстрактное понятие, представленное совокупностью связей и отношений людей. Социальное пространство — это силовое поле, создаваемое взаимодействующими людьми. В содержание социального пространства входят социально-психологические и духовные процессы.
Нарушение значимой для личности системы отношений человека неизбежно ведет к болезням личности — неврозам. В отношениях личности выделяют «интеракционные (диспозициональные) чувства», регулирующие межличностные отношения. Их подвидами выступают сближающие и удаляющие чувства [9].
Отсутствие единства, баланса, оптимума между ними приводит к дисгармонии отношений, в том числе и межличностных.
ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Мир человека построен на равновесии движущих сил, на взаимодействии противоположностей. Большинство явлений могут быть определены по тем или иным характеристикам, имеющим противоположные полюса. В этой диалектике отражена не только стройность понятийного аппарата, но и наиболее распространенное состояние человека — единство признаков гармонии и дисгармонии одновременно, некоторое их сочетание с перевесом в ту или иную сторону.
Гармония отношений
Гармония (греч. harmonia — связанность и соразмерность частей) — установка культуры, ориентирующая на осмысление мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной упорядоченности. У Гомера гармония — согласие, договор, мирное событие. Другой древнегреческий мыслитель, Алкмеон, определял слово «гармония» как равновесие противоположно направленных сил.
В европейской философии понятие гармонии выступает как выражение сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: враждующее соединяется, из расходящегося — прекраснейшая гармония (Гераклит). Кроме того, «гармония» вы-ступает как элемент прекрасного, все компоненты, аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая совершенство целостности. Гармония «складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены» (Леонардо да Винчи) [18].
В словаре русского языка слово «гармония» означает согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь [24].
Понятие гармонии в большинстве случаев раскрывается через понятие согласованности и стройности. Это же соответствует и понятие согласованности и стройности. Это же соответствует и гармоничным отношениям. «Согласованный» означает достигший единства, тогда как «стройный» — имеющий правильное соотношение между своими частями. Гармония представляет собой триаду «согласованность — стройность — равновесность», входящую в систему «адаптация — устойчивость — гармония», что обеспечивает интегрированность отношений и личности.
Гармония личности и ее отношений — соразмерность и согласованность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой).
Гармония предполагает равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности.
Таким образом, одна из сторон гармонии — согласованность четырех аспектов бытия личности {9]:
I. Физическое пространство.
II. Витальное пространство.
III. Социальное пространство.
IV. Духовное пространство.
Для гармонии личности и ее отношений важно равновесие событийной наполненности внешней и внутренней жизни человека, а также равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока:
1) экстраактивность — установки, активность, направленные на мир людей и предметов;
2) интроактивность — установки, активность, направленные на себя.
В субъективном аспекте гармония — это переживание благополучия в разных его аспектах: духовном, социальном, витальном. Благополучие предполагает реализацию физических и духовных потенций человека.
Подводя итог сказанному, считаем, что гармония межличностных отношений представляет собой:
1) стройность, в том плане, что отношения отличаются упорядоченностью развития, согласованностью, слаженностью действий;
2) равенство субъектов отношений, их позиций;
3) зависимость субъектов соотношений (но не «симбиотическая», по Э. Фромму) как обусловленность их друг другом,
предполагающая наличие обоюдной потребности, желания и т. п. продолжать отношения;
4) взаимность отношений, предполагающая совместность, общность чувств по отношению друг к другу;
5) единствосубъектовотношений, их общность, неразрывность.
Гармония межличностных отношений предполагает согласие человека с самим собой, настроенность (а не «расстроенность») внутреннего мира личности. Как уже говорилось, в отношениях личности выделяют «интеракционные (диспозициональные) чувства», регулирующие межличностные отношения, которые делятся на две группы [9]:
1) сближающие чувства — единство (общность) с человеком (людьми), дружелюбие, добросердечие, уверенность в собственной правоте, собственная достаточная значимость, гордость (за себя), признательность (какому-либо человеку или людям), уважение (к какому-либо человеку или людям), любовь;
2) удаляющие чувства — одиночество, отвращение (или неприязнь), злоба, злость, вина (или раскаяние), зависть, стыд (или смущение), обида, презрение (к какому-либо человеку или людям), ненависть (по отношению к человеку).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Четыре последовательные фазы формирования и степени выраженности нервно-психического напряжения по Немчину Т. А.
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Напряжение; tension
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология нейтрализации и разрешения семейных конфликтов
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Приль Ирина Анатольевна. Исследование межличностных отношений дошкольников
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Беспомощности (состояние)
  • Анна Березовская. «Я одна, и он один...». Одиночество в паре
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Кувакин В. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕБЯ: К ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Я – Ты отношение; I– thou relation
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Параноидно-шизоидное состояние; Paranoid-schisoid position; Paranoid-schizoide Position
  • Социометрический статус и самооценка
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Интеграция; Integration
  • Имаго
  • Дикс Г.В. Теория объектных отношений и исследования брака
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Бэйдер Э. Ступени на пути к близости: позитивный взгляд на проблемы в отношениях пары
  • Самость; Self; Selbst
  • Психологическое здоровье младших школьников
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Григорий Чаусовский. Психотехнологии нейтрализации негативного влияния информационного стресса на телезрителя в условиях социально-экономического кризиса
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Алгоритм предсказывает будущее пар по интонациям голоса
  • Как поцелуи помогают женщине найти мужчину
  • Мир единый; Unus Mundus
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Плерома; Pleroma
  • Агамалиева Светлана Николаевна. Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения дошкольников.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь