Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 6242

Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Значит, тест не оправдал возлагавшихся на него надежд и его следует сдать в архив? Да ничего подобного! Оказалось, что его с успехом можно применять как в научных, так и в практических целях для исследования самых разных групп испытуемых. Видимо, в нем изначально было заложено нечто такое, что позволило выдержать испытание временем и многолетней практикой. Это «нечто» — чрезвычайно тонкий и многосторонний инструмент, направленный на выявление особенностей зрительного восприятия каждой личности. Получаемые результаты интересны сами по себе, вне зависимости от их связи с теми или иными личностными характеристиками. А вот приписываемые им интерпретационные значения остаются спорными и нуждаются в существенном пересмотре. Покажем это на примере обследованных нами трех групп испытуемых: здоровых детей и взрослых больных с опухолями мозга и больных шизофренией.
При изучении интерпретации пятен Роршаха детьми (обследовано 500 здоровых детей от 3 до 12 лет) можно было отчетливо проследить, как по мере взросления увеличиваются возможности ребенка видеть пятна по-разному, как дифференцируется и обогащается его восприятие. Двух-трехлетний ребенок не может выделить в пятне каких-либо деталей. Он способен воспринимать только все. пятно целиком и, дав однажды какой-либо ответ, он часто стереотипно повторяет его при предъявлении разных таблиц.
Постепенно картина меняется, появляется способность к выделению в пятнах отдельных деталей. Вначале структура этих деталей крайне элементарна. «Бабочка» узнается в любом пятне с центральным узким «телом» и симметричными «крыльями», «рыба» — в любом узком продолговатом пятне. Большинство таких ответов относится к категории популярных, то есть самых частых среди ответов здоровых взрослых людей. Не говорит ли это о том, что развивающийся мозг в первую очередь начинает настраиваться на выделение чаще всего встречающихся зрительных комплексов?
С взрослением способы восприятия пятен детьми становятся более разнообразными. Количество ответов на все пятно в целом уменьшается, возрастает удельный вес ответов на обычные детали, появляются указания на мелкие детали и белый фон. Удельный вес ответов с четкой формой при этом неуклонно возрастает. С шести-семи лет появляются кинестетические ответы, а в содержании увеличивается удельный вес человеческих образов.
Образы, воспринимаемые школьниками 8—12 лет, становятся все более сложными и структурированными. В этом периоде развитие зрительного восприятия продолжается, но темпы его несколько замедляются. Ряд показателей теста остается на прежнем уровне, другие продолжают постепенно улучшаться. Некоторые из них дают отчетливую корреляцию с успешностью обучения в школе.
Сравнивая индивидуальные показатели, полученные при тестировании ребенка, с возрастной нормой, мы можем выделить детей, опережающих в развитии свой возраст. Еще более ценными представляются возможности теста в определении задержек психического развития. Большинство используемых для этой цели психологических методик оценивают способности ребенка в зависимости от его знаний и навыков. Но они могут быть недостаточно развиты не только вследствие какого-то дефекта мозга, но и в результате педагогической запущенности. В отличие от общепринятых методик тест Роршаха позволяет непосредственно оценить степень зрелости корковых структур независимо от количества приобретенных знаний.
Поясним это на примере. Все без исключения дети в возрасте 4—5 лет дают в тесте Роршаха конфабуляторные ответы — содержание, основанное на восприятии небольшой части пятна, неадекватно приписывают всему пятну. Выделяют в пятне «усики» и называют все пятно «жуком» или «киской», указывают небольшую деталь, видят в ней удлиненную «морду» и определяют все пятно как «крокодил»; очертания пятна целиком при этом игнорируются. В 6—7 лет конфабуляторные ответы исчезают. Наличие таких ответов у детей старше 7 лет свидетельствует о задержке психического развития, которое обусловливает трудности обучения в массовой школе.
Болезни и тест.
У больных с односторонними доброкачественными опухолями левого полушария (70 наблюдений) способность к четкому восприятию формы пятен заметно не страдала. Но они давали мало ответов, часто повторялись, редко усматривали в пятнах людей в движении и обычно видели животных (признак стереотипности мышления); среднее время, затрачиваемое на каждый ответ, увеличивалось. Эти признаки свидетельствовали о нарушении активности и динамики психических процессов.
При односторонних доброкачественных опухолях правого полушария (70 наблюдений) нарушалось восприятие формы пятен. Чаще определялись указания на цвет, увеличивалось количество целостных ответов с плохими формами. Нередко отмечались конфабуляторные ответы. Например, на таблице III небольшие участки пятна оценивались как «копыта» и на основании этого вся таблица определялась как «драка кабанов» (хотя форма пятен ничем их не напоминала) .
Оказалось, что подобные закономерности прослеживаются при любом органическом поражении мозга (например, при эпилепсии, атеросклерозе). Благодаря своей высокой чувствительности тест Роршаха позволяет определить такие заболевания на ранних стадиях. Особенно важно это тогда, когда болезненный процесс локализуется преимущественно в правом полушарии. Дело в том, что психические расстройства, возникающие при левополушарных очагах, даже если они не отражаются на речи, быстро обращают на себя внимание окружающих. Они выражаются в вязкости, обстоятельности, замедлении мышления и речи, нарушениях способности к обобщению и трудностях переключения с одной темы на другую. Типичным примером таких больных может служить персонаж М. Жванецкого, застрявший на рассуждениях о покупке раков: «больших, но вчера, маленьких, но сегодня».
Психические расстройства при правополушарных очагах проявляются в многословии, повышенном настроении, некритичности, легкой отвлекаемости и далеко не сразу расцениваются окружающими как признаки интеллектуального снижения. Именно в этих случаях тест Роршаха может выявить органическое поражение мозга еще до появления выраженных психических изменений.
При обследовании тестом Роршаха более 200 больных шизофренией отмечена отчетливая зависимость между формой заболевания и способами интерпретации пятен. Самым необычным оказалось их восприятие при острых состояниях, характерных для особой формы шизофрении. У этих больных на фоне депрессии или повышенного настроения появляется тревога, страх, бред. Им кажется, что вокруг разыгрывается какой-то спектакль, их окружают переодетые люди, с которыми они встречались прежде. В речах и жестах этих людей больные усматривают особый смысл. Иногда они ощущают себя в центре борьбы двух противостоящих группировок, олицетворяющих добрые и злые силы.
Так вот, у всех обследованных нами таких больных отмечались в период приступа болезни необычность и странность восприятия пятен. Их представления отличались неустойчивостью, текучестью, часто в одном и том же пятне одновременно виделось несколько объектов. Очертания образов искажались, вытягивались в продольном или поперечном направлениях. Порою один образ накладывался на другой и заслонял его. Произвольно выделенные небольшие участки пятен достраивались до законченных образов, неадекватных указываемым пятнам. «Сапоги» превращались в «засаду девушек за бугром» (кадр из кинофильма «А зори здесь тихие»), «усы» — в «лицо Серёги». Часто смешивались фигура и фон, то есть не выделялась граница между белыми и окрашенными участками, и они сливались в единый образ.
Эти больные часто игнорировали форму пятен, соотношение между ними, их ответы сочетали элементы, несовместимые в топическом, логическом или временном аспектах. Они могли соединять отдельные части разных существ в единое химерическое создание («баран с крыльями», «морской конек с человеческим лицом»), приписывать животным несвойственную им активность («заяц волочит за головы двух женщин»), могли «видеть» внутренние органы сквозь тело и одежду.
В содержательной стороне их ответов нередко проявлялись тревога, переживание внешней угрозы и агрессия («Садисты расплющили чьи-то мозги под прессом», «Человек проваливается в бездну, это символ беды», «Толстяку заливают глотку горячей смолой», «Смерть, череп с кровавыми глазами»).
Ничего подобного не наблюдалось при непрерывно текущей параноидной шизофрении, при которой систематизированный бред сочетается с явлениями психического автоматизма (переживанием, что собственные мысли, ощущения и движения — результат воздействия посторонней силы). Особенности интерпретации пятен Роршаха этой группой больных часто ничем не отличались от интерпретации психически здоровых людей.
Грубые изменения в способах восприятия пятен отмечены у больных шизофренией со снижением активности, бедностью побуждений, пассивной подчиняемостью, равнодушием к близким и к собственной судьбе. Такие больные давали мало ответов, среди которых преобладали целостные интерпретации с плохой формой и было много стереотипных повторений одного и того же ответа. Отмечалось преобладание грубых, недифференцированных способов восприятия, ориентация на самые стандартные образы, бедность содержательной стороны ответов.
Как определить чудака.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Белый Б. И. - Тест Роршаха. Практика и теория
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Роршаха тест; rorschach test
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест.
  • Белопольский В.И.- Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. - Тест жизнестойкости
  • Беллак Л., Абт Л.Э., Оллпорт Г.У. и др. - Проективная психология
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Крылов А.А., Коростелева Л.А. Психологические проблемы самореализации личности.
  • Редактор. Почему в сказке лепят человечков из теста?
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Тест MMPI. Общие сведения.
  • Дунина Ольга. Тестопластика 'Опасные забавы'
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
  • Братченко С., Миронова М. ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ЕГО КРИТЕРИИ
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • 7 таблиц из которых были получены имена 49 божественных ангелов
  • Роршах Герман. Психодиагностика.
  • Шапарь В. Б., Шапарь О. В. - Практическая психология. Проективные методики.
  • Рудницкая В.Н. Тесты по математике. 6 класс. К учебнику Виленкина Н.Я. и др.
  • Методика многостороннего исследования личности. Проблемы адаптации теста.
  • Собчик Л. Н. - МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство
  • Назмеева Эльвина Равилевна. Проект для детей второй младшей группы «Сладкая профессия»
  • Детская самооценка: с какого возраста ребенок способен оценивать себя
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 3 класс. Тесты
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 2 класс. Тесты
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Лазуткина Наталья. Поделки из Теста
  • Драгунский В. В. - Цветовой личностный тест
  • Бурлачук Л. Ф., Бурлачук О.Л., Леонтьев Д. А., Крайников Э. В. - Открытый семинар по психодиагностике. Проективные тесты и их практическое применение
  • Графический тест личности
  • Сысенко Татьяна Инокентьевна. Поделки из соленого теста «Символ года» и «Цветущая ваза»
  • Обнаружен способ побороть старческую забывчивость
  • Собчик Л. Н. - Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство
  • Люшер М. Сигналы личности.
  • Валентина Репина. Мастер - класс по лепке из соленого теста 'От зерннышка до каравая'
  • Собчик Л. Н. - Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Процедура стандартизации.
  • Редактор. Поделки к 23 февраля: картина из соленого теста 'Морской караван'
  • Васильева Анна Владимировна. Мы лепили, мы катали, в печке русской выпекали — изделия из соленого теста
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь