Роршах Герман. Психодиагностика.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 16631

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

I. МЕТОД
1. Тестовый материал
Эксперимент состоит в истолковании испытуемым случайных форм, т. е. фигур, сформировавшихся случайным образом. В последнее время для этих целей применяются тестовые таблицы, которые прилагаются к оригинальному изданию этой книги. Они должны использоваться не только для того, чтобы лучше понять примеры, приводимые в книге, но и в качестве полноценного тестового аппарата для профессиональной практической работы *
Получить такую случайную картинку очень просто: на листок бумаги выливают несколько больших чернильных клякс, затем бумага складывается, и пятна сами размазываются между половинками листа. Тем не менее не каждая полученная таким способом картинка достойна применения; это во многом будет зависеть от соответствия некоторым условиям. Образующиеся формы должны быть относительно простыми. Далее, распределение пятен по всему пространству таблицы должно соответствовать определенным законам пространственной гармонии (ритму): если она отсутствует, то на таблице будет трудно отыскать хорошие образы, следовательно, многие испытуемые не смогут ее истолковывать, а свой отказ объяснят тем, что предъявляемая им таблица не что иное, как «просто клякса».
Если же учесть, что каждая таблица из тестового комплекта должна не только обладать этими общими качествами, но и соответствовать
* В настоящем издании образцы тестовых таблиц приведены в Приложении 2. Они носят лишь иллюстративный характер и не могут быть использованы для целей практической диагностики (Прим. ред.).
19
Г. Роршах. Психодиагностика
специфическим требованиям (об этом и о создании параллельной серии см. с. 65—70), и что каждая таблица в отдельности, как и вся серия в целом, должна быть неоднократно проверена на практике, прежде чем получится достаточно пригодный тестовый аппарат, — то становится понятным, что создание десяти удачных таблиц не такое уж простое дело, как может показаться на первый взгляд.
Полученные вышеуказанным способом пятна симметрично (возможно, с незначительными отклонениями) отображаются на обеих половинах таблицы. Асимметричные образы чаще всего не вызывают особого интереса у испытуемых. Симметрия придает таблицам определенную долю требующегося им пространственного ритма, хотя часто приводит к тому, что испытуемые дают стереотипные ответы. С другой стороны, благодаря симметричности создаются равные условия для левшей и правшей; кроме того, с ее помощью некоторым закомплексованным и заблокированным людям становится легче находить зрительные образы. Симметрия позволяет также полностью увидеть изображенную на таблице сцену.
Предъявление в контрольном эксперименте новых тестовых таблиц, на которых испытуемый сможет увидеть асимметричные и неритмичные образы, позволит получить данные, обусловленные новыми факторами, однако исследование индивидуальной восприимчивости к пространственному ритму само по себе является темой, достойной специального изучения.
Определенная последовательность предъявляемых таблиц внутри одной серии основывается на полученных нами эмпирических данных. (Об этой последовательности см. с. 65—70.)
2. Метод
Испытуемому предъявляют последовательно одну за другой тестовые таблицы с одним и тем же вопросом: «Как Вы думаете, что бы это могло быть?» Он может вращать и поворачивать таблицу как хочет. Позволяется отодвигать таблицу от себя, нельзя только рассматривать ее издалека; наибольшее расстояние между испытуемым и таблицей будет определяться расстоянием вытянутой руки. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы испытуемые заранее не увидели таблицу издали, так как это исказит получаемые в эксперименте результаты. Например, Таблица I на расстоянии нескольких метров часто воспринимается как «голова ли
20
Метод
сицы», в то время как вблизи этого почти никто не видит. Но если испытуемому хотя бы на мгновение показалось издали, что это «голова лисицы», ему будет очень трудно отделаться от впечатления, что на таблице есть что-либо иное, кроме этой головы.
Необходимо настаивать (избегая, разумеется, любых суггестивных моментов), чтобы на каждую таблицу был дан хотя бы один ответ. Однако основная задача экспериментатора состоит в занесении в протокол всех ответов испытуемого. Предварительные результаты показали, что время, затраченное испытуемым на каждый ответ, никак не влияет на содержание этих ответов, значит, данным показателем можно пренебречь. Главное, чтобы эксперимент проводился в максимально спокойной и непринужденной обстановке. Излишне тревожным пациентам при случае можно ad oculus * показать, каким образом были получены эти картинки. Но обычно даже тревожные и подавленные душевнобольные не оказывают сопротивления проведению эксперимента.
3. Истолкование образов как анализ процесса восприятия
Почти все испытуемые рассматривают этот эксперимент как выявление их способности фантазировать. Причем такой взгляд настолько широко распространен, что мог бы расцениваться как одно из предварительных условий нашего эксперимента. Однако истолкование случайных форм не связано напрямую с фантазированием, так что не нужно рассматривать распространенное мнение как действительное условие для проведения эксперимента. Верным будет только то, что люди, одаренные фантазией, реагируют иначе, чем ею обделенные. Но от того, будет ли экспериментатор предлагать испытуемым дать волю своей фантазии, результаты эксперимента вряд ли изменятся. И от того испытуемого, у кого есть фантазия (которую он легко демонстрирует в эксперименте), и от того, у кого ее нет (ему даже приходится подыскивать оправдания ее отсутствия), — от обоих в эксперименте будут получены ценные сведения. Так что богатство или бедность фантазии никак не влияет на получение достоверных результатов.
Истолкование случайных образов в гораздо большей степени определяется процессами восприятия и мышления.
* Ad oculus (лат.) — ясно, перед глазами (Прим. перев.).
21
Г. Роршах. Психодиагностика
«Восприятие объектов становится возможным в результате того, что ощущения, или группа ощущений, экфорируют * (пробуждают) в нас образы воспоминаний, связанных с какой-либо образовавшейся ранее группой ощущений. В результате в сознании всплывает определенный комплекс прежних ощущений, элементы которого посредством более или менее частых переживаний приобрели особенно прочную взаимосвязь и четко отличаются от остальных групп ощущений. Таким образом, в процесс восприятия включены сразу три психических процесса: ощущение, воспоминание и сравнение. Опознание (идентификацию) одного из комплексов чувственных ощущений во всех его взаимосвязях мы называем пониманием» (Bleuler **. Lehrbuch der Psychiatrie, ferlag Springer, Berlin, 1916, S. 9).
Так как восприятие представляет собой ассоциативное приравнивание имеющихся у индивида энграмм *** (образов памяти) к только что возникшему комплексу ощущений, то истолкование случайных форм можно представить как особый вид восприятия, в котором психические усилия, направленные на сравнение комплекса только что возникших ощущений с энграммами, столь велики, что интрапсихически они будут восприниматься как усилия, затрачиваемые на сравнение. Это интрапсихическое восприятие незавершенного приравнивания комплекса сиюминутных ощущений к имеющимся энграммам придает восприятию характер истолковывающей активности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Притча «Вопросы и ответы»
  • Коннер Ричард. Изменение ограничивающих представлений.
  • Благовещенская М.Н. Символическое проявление переживания смерти у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Кананович И.В. Арбитражный процесс: Вопросы и ответы
  • Аффективное расстройство, психоз; affective disorder, psychosis
  • Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома.
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Финансовое право. Вопросы и ответы
  • Иллюзия; illusion
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Погодин И.А. Психотерапия, фокусированная на переживании: диалогово-феноменологическая модель психологической помощи
  • Великанова С.Н. Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы
  • Эксперимент у Бернгейма
  • Танков В.А. Основы аудита. Вопросы и ответы
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Михлин А.С, Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.
  • Кузнецова Т.С. ГИА 2012. География. Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2018. Русский язык. 36 вариантов заданий + 300 заданий части 2.
  • Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций.
  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Михлина А.С. Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная. Вопросы и ответы. Под редакцией
  • Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В. ЕГЭ 2018. История. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов
  • неизвестно ЕГЭ 2019. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. 36 вариантов заданий.
  • Притча «Переживания и выпивка»
  • Настроение; mood
  • Симонова Арина Игоревна. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Под ред. Ященко И.В. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. 30 вариантов типовых тестовых заданий
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Малюшкин А.Б., Крамаренко Г.М. Русский язык. Единый Государственный Экзамен. 2007. Тренировочные типовые задания с ответами
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Чеканский А.Н., Фролова Н.А. Микроэкономика. Промежуточный уровень
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 1)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь