Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру. Составитель Г. Вебер

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 29593

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Предисловие научного редактора
В конце апреля — начале мая 2003 года в Вюрцбурге проходил грандиозный международный конгресс, посвященный системно-феноменологическому подходу Берта Хеллингера и методу семейной расстановки. Мне посчастливилось побывать на нем и представлять там Россию. Это событие можно назвать знаковым как психологов и психотерапевтов, так и для простых людей. На конгрессе присутствовало более 2500 человек из разных стран мира. Вместе с Б. Хеллингером более 200 ведущих рассказывали о результатах своей работы и демонстрировали на воркшопах возможности применения метода в самых разных областях. Невозможно передать атмосферу этого события, но прикоснуться к опыту и знаниям корифеев и получить информацию о современном состоянии дел в этой области поможет настоящая книга.
Она обобщает и систематизирует опыт лучших специалистов в области семейной расстановки и системно-феноменологической работы. Это первое издание на русском языке, в котором метод освещен так широко, подробно и разносторонне. Ее составитель Гунтхард Вебер сумел собрать все самое лучшее, что сегодня есть в этой области. Здесь опубликованы статьи самого Б. Хеллингера и многих его учеников, которые сначала обучались у мастера, а теперь работают самостоятельно и сами стали мастерами.
Метод семейной расстановки пока еще очень молод. Широкую известность он получил после того, как Г. Вебер в 1993 году опубликовал на немецком языке книгу «Кризисы любви». С тех пор прошло чуть больше десяти лет, книга неоднократно переиздавалась и была переведена на многие языки. А метод семейной расстановки с необыкновенной быстротой распространился по миру и завоевал широкое признание. Причем не только у психологов и психотерапевтов, но и у специалистов, работающих в других областях, с другими видами систем. И конечно, у «пользователей» — людей, которые с помощью семейной расстановки сумели решить свои проблемы.
Заслуга Г. Вебера, который является ведущим представителем Гей-дельбергской школы, состоит еще и в том, что он в свое время познакомил с методом Б. Хеллингера широкий круг системных терапевтов. А теперь уже и они развивают этот метод. Многие их них приезжали в Россию в рамках двухгодичной программы подготовки специалистов по семейной расстановке, организованной мной совместно с Институтом системных решений Г. Вебера.
8
Я считаю очень важным, чтобы профессионалы, помогающие людям, могли обучиться этому методу «из первых рук» и квалифицированно применять его. К сожалению, сегодня все больше появляется «учеников Хеллингера», которые начинают работать с людьми, ограничившись просмотром пары видеозаписей Б. Хеллингера, прочитав его книгу или побывав на его демонстрационном семинаре. Такая практика часто приводит к плачевным результатам.
Путь к выздоровлению или улучшению межличностных взаимоотношений часто проходит не только через приятные, но и через тяжелые переживания, и подразумевает принятие самых разных областей человеческого опыта, втом числе и негативных. Поэтому так важно, чтобы сам психотерапевт умел обращаться с этими областями, был с ними в хорошем контакте. Для этого необходим собственный опыт, а также принятие и проработка области собственных личных травм и системно-родовых переплетений. Ведь резонансы чувств, возникающие во время семейной расстановки, действуют на всех участников, в том числе и на ведущего, и если у него есть собственные страхи, например, страх смерти, то вряд ли он сможет помочь клиенту принять смерть отца.
Поэтому, прежде чем делать расстановку своей семьи, следует поинтересоваться, где и у кого обучался ведущий*, какой опыт работы и в каких областях у него есть, делал ли он свои личные расстановки, где и у кого. Кроме того, имеет смысл внимательно прислушаться к отзывам других людей о работе этого специалиста.
Обучение специалистов для работы с расстановкой проходит в первую очередь через личный опыт. Ведь сколько бы вы ни рассказывали собеседнику, какой удивительный аромат у лилии, он не поймет этого, пока сам не понюхает цветок. Точно также обучиться многообразию человеческих чувств и телесных ощущений и понять их значение можно только непосредственно, участвуя в силовом поле семейной расстановки.
Разумеется, книга не заменит личного опыта. Но она сможет хотя бы отчасти удовлетворить несомненный интерес к семейной расстановке, рассказать о ее возможностях, развеять определенные мифы и показать границы этого метода. И я надеюсь, что эта книга поможет вам лучше ориентироваться в мире человеческих чувств и человеческой души.
Михаил Бурняшев,
кандидат психологических наук,
системный терапевт
* На официальном сайте Б. Хеллингера http://www.hellmger.com вы можете познакомиться со списком специалистов ведущих расстановки и признанных самим автором метода.
Предисловие
Если бы в 1993 году, когда вышла в свет книга «Zweierlei Glück»*, кто-нибудь сказал мне, что взгляды Берта Хеллингера и разработанная им методика найдут такой отклик и будут распространяться с такой скоростью, как это происходило на самом деле, я бы решил, что он не в своем уме. И вот теперь, четыре года спустя, бесчисленное множество людей используют этот подход в самых разных сферах деятельности, появляется все больше предложений по обучению этому методу, а на семинары Берта Хеллингера записываются до тысячи участников.
Поэтому более чем понятно удивление, с которым относятся к такому бурному развитию метода многие из тех, кто не ощутил всей очевидности и мощи этого подхода, находясь в силовом поле семинара — в расстановке ли собственной семьи, будучи заместителем или участвуя в семинаре как наблюдатель.
И пусть любое объяснение — это всего лишь объяснение, зачастую больше говорящее о том, кто пытается что-то понять, чем о том, что он хочет понять, столь большой интерес к этому подходу не может не наводить на размышления о том, почему именно сейчас эти взгляды и методы получают такой резонанс.
Я готов согласиться с теми, кто считает, что своей притягательной силой этот подход отчасти обязан тому контексту, в котором происходит его развитие. В постмодернистском обществе, которое практически не дает человеку ориентиров, где нарастают индивидуалистические тенденции, при отсутствии четких представлений и господствующем разнообразии, что часто воспринимается как полная свобода выбора, каждый должен сам найти собственный путь и смысл. Поэтому подход, выявляющий порядки и дающий таким образом ориентацию, позитивно оценивающий связующую любовь и принадлежность, может служить своего рода отправной точкой.
Если проследить развитие семейной терапии в странах немецкого языка, то здесь, как и в обществе, всегда можно обнаружить противоположно направленные движения, которые ведут сначала к по-
* В русском переводе эта книга называется «Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера»; первое издание вышло в 2001 году в Издательстве Института Психотерапии.
10
ляризации, а затем интегрируются или сменяются встречными течениями. Импульс, данный школой Пало Альто, стратегической и структурной моделями, и особенно влияние миланской модели и новой Гейдельбергской школы привели к тому, что в течение последних двадцати лет основным фокусом терапии стали повторяющиеся модели отношений и их изменение. Две последние школы и гипнотерапия по Милтону Эриксону добавили к нему пробное разыгрывание возможных вариантов развития. Те же подходы, для которых основной предмет терапии составляют трансгенерационные динамики и их изменение, отошли на задний план.
Берт Хеллингер соединяет их снова. Благодаря его открытиям в сфере роковых и зачастую неосознанных семейных переплетений эта область получает иное освещение. Так, новые, невиданные доселе горизонты расширили перспективы «невидимых связей» (invisible loyalties)*, динамики «давать и брать» Ивана Бузормени-Надя и концепцию делегирования Хельма Штирлина**.
Разработав «сжатую» форму семейных расстановок, Хеллингер открыл для терапии новые возможности. Первый образ расстановки показывает неверно направленную любовь, переплетения и блокады. Затем свое освобождающее действие начинают образы-решения и «разрешающие» фразы, которые ориентируют на будущее. Происходящие во время расстановки процессы позволяют иначе увидеть и заново оценить прошлое семьи и то влияние, которое оно оказывает. В расстановке прошлое соединяется с настоящим и будущим, имея одну цель — решение. Именно эта нацеленность на решение, экономные интервенции (сам Хеллингер не хотел бы, чтобы они понимались как интервенции), стремление с помощью семейной расстановки стимулировать новое развитие и контакт с клиентами, ограниченный всего несколькими днями, — все это свидетельствует о том, что подход Берта Хеллингера, как и большинство системных моделей терапии, полностью вписывается в спектр краткосрочных методов терапии.
Кроме того, особую привлекательность семейной расстановке придают ее образы, которые, как совместные творения, возникают в плот-f ной атмосфере группы и отражают самую суть. А наблюдаемые в ходе
* Под невидимыми связями (или невидимыми лояльностями) подразумевается конфликт лояльности, возникающий у человека при попытке выполнить два или большее количествотрудносовместимыхпосланий-наказов, идущих от значимых предков. — Прим. науч. ред.
** Делегирование (от лат. delegare) имеет два значения: посылать и доверять миссию. Под концепцией делегирования подразумевается передача родителями ребенку все больших полномочий, соответствующих его возрасту. — Прим. науч. ред.
11
расстановок удивительные и таинственные феномены и процессы открывают абсолютно новые подходы в терапевтическом мире, ориентированном преимущественно на языковые процессы обмена информацией. Они наглядно показывают, как в расстановке с «заместителями» реинсценируются внутренние образы, как в воспроизведенной системе обнаруживаются сдерживающие развитие динамики, и таким образом, зачастую с самыми неожиданными поворотами, открывается доступ к решениям.
Язык образов обращается напрямую к душе, и там, по ту сторону упорядочивающего мышления, находит непосредственный отклик и вызывает живое эмоциональное участие, которое немало способствует закреплению приобретенного в расстановке опыта и утверждению нового образа. Я не знаю ни одного психотерапевтического метода, который, не форсируя выражения чувств, вызывал бы у всех участников, в том числе и просто наблюдающих, такое целительное и примиряющее волнение и участие. В этом тоже заключается решительное отличие от конструктивистски-системных школ, которые часто (во всяком случае, до сих пор) рассматривали чувства скорее как мешающие терапии элементы и сосредоточивались на изменении моделей значения и поведения. Таким образом, по сравнению с традиционными системными подходами здесь налицо как сходства, так и принципиальные отличия.
Камень брошен в воду, и по воде во всех направлениях, явно не теряя силы, расходятся волны. В последние годы выдвигалось и выдвигается много заслуживающих внимания конструктивных инициатив и критических замечаний, которые с благодарностью принимаются и обсуждаются.
Те, кто знаком с Бертом Хеллингером много лет, наблюдая за ним сегодня, замечают в его работе множество перемен по сравнению с прошлыми годами.
Первая рабочая конференция «Практика семейной расстановки», прошедшая в апреле 1997 года в Вислохе, отразила это общее движение. Конференция дала возможность обменяться опытом, накопленным на тот момент в странах немецкого языка, и составить представление о развитии и нынешнем «состоянии искусства».
Эта книга составлена из переработанных докладов Первой рабочей конференции. Это основные доклады, разработки по особым темам, отчеты о применении метода в разных форматах, с разными клиентскими группами и в разных областях, а также доклады о его использовании в комбинации с другими психотерапевтическими направлениями. Читатель увидит, что некоторые статьи представляют
12
собой отчеты о первом опыте применения этого метода в новых областях, о подходах, которые требуют дальнейшей проверки и разработки. Я включил их в книгу, чтобы «запротоколировать» весь имеющийся на сегодня спектр попыток использования этого метода. Надеюсь, что читатель ощутит и характерное для этого подхода творческое начало, и ориентированное на ресурсы восприятие, и неожиданные, лишь на практике обнаруживаемые возможности (в первую очередь, переноса этих методов на работу с другими системами).
Буду рад, если читателей увлечет дух семейной расстановки, если они воспримут свойственную ей позицию уважения, ощутят глубину и значение этих взглядов и смогут использовать творческий потенциал этого метода в своей работе.
Гунтхард Вебер Вислох, ноябрь 1997
Психотерапия и религия
БертХеллингер
И психотерапия, и религии стремятся к спасению и исцелению души, и та, и другие стремятся через душу спасти и исцелить всего человека. В этом они едины. Но есть между ними и различия, поскольку психотерапии, своим происхождением обязанной науке и просвещению, свойственен критический настрой по отношению к унаследованным нами религиям. Что для религий во многом целительно, ибо своими открытиями психотерапия вынуждает религии к очищению, то есть к отходу от мифических образов, надежд и страхов, к возвращению к корням и истокам.
Душа и «Я»
Однако для психотерапии тоже актуален вопрос, насколько душа сама остается в плену архаичных образов и надежд, и потому тоже нуждается в демифологизации. Достаточно указать лишь на то, что «Я» некоторых психотерапевтов, в его власти над умами и сердцами, тоже является мифическим образом, питающим мифические надежды и стремящимся унять страхи порой почти суеверным путем.
Мифом мне кажется и то, что и религия, и психотерапия рассматривают душу как что-то личное. Поскольку если непредвзято посмотреть, как действует душа, мы увидим, что это скорее мы находимся в душе. Что не у нас есть душа и не мы ею обладаем, но мы есть у души и она обладает нами. Что не она служит нам, а мы вместе с нашим «Я» привлекаемся ею на службу. Так что вопросвв, как по поводу психотерапии, так по поводу и религии, существует немало.
Образ действий
Наш образ действий феноменологичен. Это значит, что мы, насколько можем, отказываемся от привычного, в том числе и от теорий с убеждениями, и вверяем себя познаваемой действительности, какой она, со временем меняясь, себя являет. И ждем, не появится ли из скрытого что-то, что внезапно, подобно молнии, обнажает истину и рассеивает тьму, что приводит к гармонии с действительностью,
14
которая оставляет далеко позади все знания, планы и желания «Я» и своим действием доказывает свою правоту.
Душа и «Я» в религии
Начну с религии и сначала задам вопрос: что происходит в человеке, если он считает себя религиозным?
Религиозные люди считают, что они зависят от сил, которых не понимают. К примеру, знают о том, что их жизнь не в их власти. Перед лицом подобного опыта, основа и действие которого остаются для нас окутанными тайной, они занимают позицию почтения, смирения или благоговения перед чем-то таинственным, чего мы не понимаем. Это подлинно религиозная позиция. Она велит нам скорее сделать шаг назад, чем вперед. Она ни на что не претендует, она — это гармония и покой. Это религия души.
И все же какой-то части души трудно примириться с подобной сдержанностью. Она стремится взять в свои руки таящуюся за явлениями действительность, оказывать на нее влияние и заставить ее себе служить с помощью, например, ритуалов, жертв, покаяния, молитв. Это религия «Я».
Правда, в религии «Я» есть некоторые отголоски религии души, ибо она тоже признает действительность — большую, чем мы. Но одновременно она пытается снять с нее покров тайны и получить ее в свое распоряжение. Что, по сути, является противоречием. Поэтому там, где мы стремимся раскрыть тайну религии и завладеть ею для себя, вместо того, чтобы перед ней остановиться и ее уважать, религия вырождается. Этим для религий и нашей религиозной жизни указан путь очищения. Он идет от «Я» обратно к душе.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Притча «Язык любви»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Домой»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Подаренное ружье»
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Кризис подросткового возраста
  • Притча «Слишком просто»
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Дэвид Ди Анджело. Критические точки и мосты.
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Самый быстрый приворот
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Притча «Помни о смерти»
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Притча «Понимание»
  • Ростова Н.В. Нам не дано предугадать…
  • Ржевская Ксения. Внутренний ребенок - второе дыхание для семейной пары
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Коммуникативная дистанция между психотерапевтом и клиентом, опыт работы в Онкоцентре
  • Дмитриева Анна Ивановна. Эссе 'Быть Воспитателем'
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Как избавится от невезения за один сеанс
  • Притча «Прошлое, настоящее и будущее»
  • Притча «Тайный учитель»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь