Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Хеллингер Берт. Источнику не нужно спрашивать пути. | Системный подход в психологии | Глубинная психология: учения и методики » 3 страница



Хеллингер Берт. Источнику не нужно спрашивать пути.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 8743

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Любовь и жизнь
Когда родители уходят, или хотят уйти, или разрывают связи судеб, они все равно хотят, чтобы их детям жилось хорошо. Мы могли здесь это видеть. Когда дети вмешиваются в это и
145
хотят взять что-то на себя вместо родителей, это плохо для родителей. Детям все равно не удастся удержать родителей, но они могут получить их благословение.
В Библии есть известное изречение: «Любовь так же сильна, как смерть». Но есть и еще более сильная любовь. Изречение могло бы звучать иначе: «Любовь так же сильна, как жизнь». Эта любовь сильнее, но и тяжелее.
Ранняя смерть отца или матери
Ребенок нуждается в своих родителях, чтобы жить. Если отец или мать умирает рано, для них должно остаться место в семье. Можно, например, повесить портрет отца или матери, даже если переживший супруг вступает в новый брак. Первый муж или первая жена остается отцом или матерью ребенка и должен занять свое почетное место, чтобы ребенок мог выразить умершему родителю свою любовь. Живущий родитель или новая жена (муж) должны привести ребенка к умершему и доверить ему ребенка. Тогда расставание не так тяжело, Смерть родителя — это для ребенка всегда тяжелая судьба. Тогда действуют целительные силы. Можно сказать ребенку, что умерший присутствует в его жизни и присматривает за ним. Ребенок почувствует это сразу, и ему будет легче справится с этим.
Лев
УЧАСТНИЦА: Вы только что говорили, что, если система отягощена, например, система отца, тогда дети должны перейти в область влияния другого родителя. А как быть, если системы обоих родителей отягощены, куда должны уйти дети?
Б. X: В таких случаях детям часто приходится быть самостоятельными.
УЧАСТНИЦА: А в каком возрасте они должны это сделать? Ведь не всегда это возможно.
Б. X.: В каждом конкретном случае можно найти решение, ведь существуют не только родители, но и их родители и дяди и тети.
146
Недавно терапевт, которая работает преимущественно с младенцами и маленькими детьми, рассказала мне о ребенке, родители которого собирались развестись. Ребенок вел себя очень необычно. Она попросила ребенка расставить при помощи плюшевых игрушек его семью. Он поставил мать и отца очень далеко друг от друга, а себя (игрушку-зайчика) поставил в середине между ними. Но были еще и другие звери, и терапевт спросила, что с ними делать? Он ответил: «Этого я поставлю к маме, а этого — к папе». «И что это значит?» — «Это, около мамы, — ее рано умершая сестра, а это, около папы, — его рано
умерший отец».
Но еще остался лев. Терапевт спросила: «Кто этот лев?» — «Это мой дядя, я пойду к нему». Это был дядя, который и взял ребенка и сейчас заботится о нем.
Как уважать умерших родителей
УЧАСТНИК: Как уважать умерших родителей? Возможен ли жест «я уважаю тебя» у могилы?
Б. X:. Каждый из нас — суть его родители. Он носит их в себе. Наивысшее почитание родителей, когда мы уважаем их внутри себя. Если уважать родителей внутри себя, будешь в ладу с собой. Тогда не нужен разряжающий удар. Тогда ты в
ладу с собой.
Можно сделать так: ребенок, родители которого умерли, говорит: «Дорогой папа (дорогая мама), ты продолжаешь жить во мне, и я буду жить так, чтобы ты этому радовался (радовалась)». Это и есть уважение. На ребенка это действует целительно и благотворно. А умершие родители могут упокоиться с миром.
Травмы
Апелляция к травме зачастую служит оправданием злобе. Травмированный присваивает себе право упрекать других. От этого хуже становится всем. Травмированному можно никого не благодарить за то, что он получил, например, ребенок мо-
147
жет не благодарить родителей. Трудно отказаться от чувства триумфа, которое дает травма. А успех, напротив, отказывается от любого триумфа.
Часто травмированный выражает свою боль упреком. Но это не настоящая боль. Большая боль не знает упреков. Такая боль исцеляет. А другая боль используется как оружие и ранит всех.
Надменность
Б. X.: Сын, который вступает в противоборство с отцом, жестоко накажет себя за это. Если младший в системе осмеливается восстать против старшего, вступая с ним в противоборство, как будто имеет на это право, — это неслыханная дерзость. Высокомерие — основа всех трагедий.
Боль расставания
Судьба не внемлет слезам, пролитым из сострадания к себе. Скорбь — иное дело. При расставании или утрате, в случае смерти мужа, ребенка или родителей мы ощущаем боль утраты, боль расставания. Кто предастся этой боли, сможет «переболеть» утрату и расставание. Боль поможет преодолеть расставание, если ей отдаться в полной мере. Такая боль очень глубока и очень горька. Она горит. Когда испытываешь такую боль, кажется, что ей конца не будет. Но опыт показывает, что если ей отдаться в полной мере, то увидишь, что расставание скоро будет позади.
Для тех, кто видит только себя, себя жалеет, боль нескончаема. Но эта боль поверхностна и может длиться всю жизнь. Такие люди не способны двигаться вперед, к чему-то новому. Тот же, кто познал боль утраты в полной мере, способен начать заново. Для него жизнь продолжается.
Боль также будет бесконечной по отношению к тому, на кого мы злимся. Если злишься на человека, которого потерял, в боли утраты присутствует злоба.
148
Прощание
Когда кто-то упрекает себя в смерти близкого, произнося: «Если бы я был внимательнее, этого не произошло бы», или чувствует себя виноватым, потому что выжил, а другие погибли, тот не может познать судьбы с ее огромной силой и не сможет соответственно скорбеть. Или если он упрекает виновников и негодует, внутренне говоря: «Все могло бы быть иначе, если бы не он или не это». Но при этом мы упускаем, что судьба действует иначе. Она действует также посредством соучастников. Судьба использует их. В этом смысле все, что происходит с нами, уместно для нас. Иначе не может быть и не могло быть. Нужно следовать своей судьбе в плохом или в хорошем с тем же самообладанием. Только так пережившие смогут проститься с умершими и стать свободными, чтобы жить дальше.
Порядок в созвучии
Я давно перестал размышлять о порядках. Они показываются сами, в их исполнении, шаг за шагом. Порядком я называю, когда вещи обретают свой порядок в созвучии с чем-то несущим. Что такое порядок, это не совсем очевидно, мы можем уловить его только приблизительно.
ЧТО В СЕМЬЯХ
ПРИВОДИТ К БОЛЕЗНИ
И ЧТО ИСЦЕЛЯЕТ
Введение
Понимание того, что в семьях приводит к болезням и что исцеляет, пришло ко мне из семейных расстановок. Я понял, что многие болезни связаны с нерешенными проблемами в семье, а также с переплетениями в судьбах некоторых членов семьи. В настоящей главе содержатся важные указания и примеры по данной теме.
Любовь, которая ведет к болезни, и целительная любовь
Тяжелые болезни, такие как, например, рак, связаны с переплетениями внутри семьи, отражающими неосознанное участие одних членов семьи в судьбах других, живших до них. Т. е. существуют так называемые семейные переплетения. Когда в семье рано умирает мать, дети испытывают внутреннее стремление последовать за ней в смерть. Это выражение очень глубокой, сокровенной любви. Такая любовь связывает ребенка с судьбой матери.
Стремление последовать за матерью иногда только ощущается ребенком, не вызывая никаких определенных действий с его стороны. Но ребенок может заболеть и позднее, уже став взрослым. Смертельно опасные заболевания часто связаны с этой любовью. Болезнь становится, так сказать, средством выражения любви. Аналогичное применимо и к несчастным случаям и самоубийствам. Зависимости также могут быть связаны с этим процессом.
150
Когда ребенок, рано потерявший мать, сам создает семью и заводит собственных детей, его дети могут замечать, что мать или отец стремится уйти, пытаясь последовать за своей матерью. Тогда ребенок говорит: «Я сделаю это вместо тебя». Это тоже переплетение судеб, выражение глубокой любви, которая зачастую выливается в тяжелое заболевание (например рак), несчастные случаи или самоубийство.
Существует и другая динамика, ведущая к болезни, — наличие вины. Если абортирован ребенок или ребенок отдан другим людям, родители часто испытывают стремление разделить его судьбу, последовать за ним. В таком случае за этим стоит представление об искуплении вины. За этим кроются как любовь, так и искупление. Это также может привести к тяжелым заболеваниям, несчастным случаям и самоубийству.
Все эти движения имеют нечто общее. Они «не видят» другого человека. Выражаемая здесь любовь слепа. Ребенок, потерявший мать и стремящийся последовать за ней, не смотрит ей в глаза. Он слепо повинуется своему стремлению. Если же ребенок посмотрит матери в глаза и попробует сказать ей про себя: «Я последую за тобой, в смерть», он почувствует, что не может этого сделать, поскольку поймет, что любовь матери к нему и его любовь — это одна и та же любовь. Тогда любовь уже не сможет выражаться в болезни. Она найдет другой способ выражения уважения к матери. Ребенок может, например, сказать матери: «Мне тебя очень не хватало. Мне едва удавалось жить без тебя. Но теперь я смотрю на тебя и принимаю мою жизнь за ту цену, которую ты за нее заплатила. Из этого я сделаю что-то хорошее. Радуйся, глядя на меня». Так несчастье матери сможет стать источником силы и полной жизни ребенка, полноценной жизни. Это иной образ уважения матери, нежели смерть ребенка.
На этом примере я показал в общих чертах способ ослабить силу переплетений судьбы, ведущих к болезни, который, возможно, поможет изменить судьбу к лучшему. Таким образом, влияние судьбы, ведущее к болезни, может быть обращено к целительному, хорошему конечному результату. Метод, при помощи которого этого можно достичь успешнее всего, — это метод семейной расстановки.
Но это не лекарство, которое может полностью излечить болезнь. Наивно было бы так полагать. Больному телу нужно что-то еще, например врач.
151
Не всегда нужно бороться с болезнью любыми способами. За этим стоит странное представление о том, что жизнь и здоровье — это высшие ценности, которые нужно сохранить любой ценой. Я нахожу такое представление очень странным. Ведь жизнь никак не может быть высшей ценностью, поскольку она возникает из небытия и снова погружается в небытие. То, откуда является жизнь, больше самой жизни, намного больше. Жизнь — это всегда нечто проходящее и короткое по сравнению с тем, откуда она пришла. Жизнь черпает полноту движения и силу как из движения возникновения, так и из движения погружения в небытие. Так достигается созвучие с чем-то большим, чем жизнь, и это имеет значение. Пребывающий в созвучии воспринимает жизнь и смерть, здоровье и болезнь как равноценные, каждое событие в его значении. Созвучие позволяет человеку нести и исполнить как одно, так другое, и при этом расти.
Я разоблачил представление о том, что здоровье есть высшая ценность в маленьком стихотворении, оно называется «Два рода счастья».
История «Два рода счастья»
Счастье, искомое собственным «Я», Может внезапно покинуть тебя. Но, уходя, заставляет расти нас.
Счастье, живущее в нашей душе, Если приходит, то с нами уже Вместе растет.
Мой опыт показывает мне, что существуют три основные динамики, ведущие к болезням, несчастным случаям и самоубийствам в семьях.
Первая динамика проявляется в том, что человек говорит: «Я последую за тобой». Когда ребенок рано теряет отца или мать, он подвержен стремлению разделить их судьбу, последовать за ними в смерть. Он говорит: «Я последую за тобой в смерть».
Недавно в журнале «Шпигель» я прочитал одну историю. Был такой знаменитый гонщик по имени Кемпбелл. Он ставил рекорды скорости в езде на гоночной машине по соленому
152
озеру. Позднее он стал ездить на гоночных лодках. Однажды его лодка поднялась в воздух и перевернулась, гонщик погиб. Впоследствии его дочь начала заниматься гонками. В один прекрасный день ее лодка тоже поднялась в воздух и перевернулась, но она осталась жива. Кто-то спросил ее, о чем она думала в тот момент, когда лодка перевернулась. Она ответила: «У меня была только одна мысль: «Папа, я иду!» Это динамика: я последую за тобой.
Когда такой ребенок становится взрослым и у него самого рождаются дети, они замечают, что их мать или отец стремится последовать за кем-то в смерть. Тогда ребенок говорит: «Лучше я, чем ты. Я сделаю это вместо тебя». Это вторая динамика, ведущая в семьях к болезням, несчастным случаям и самоубийствам.
Третья динамика — это искупление вины. Либо искупление личной вины, либо искупление чужой вины вместо другого, например родителей. В случае искупления вины действует представление, что собственным страданием можно предотвратить чужое; либо что страдание или собственная смерть может стать платой, компенсацией за что-то. Это магическое представление. Желающий искупить вину не смотрит на то, что совершил (или что совершил тот, чью вину он искупает). Искупающий вину, например мать, отдавшая своего ребенка, который впоследствии умер, втайне жаждет искупления смертью или самоубийством. Но она сможет сделать это только в том случае, если не смотрит на ребенка. Если бы она посмотрела на ребенка, представила бы себе, что смотрит ребенку в глаза и говорит: «Я убью себя во искупление», она не смогла бы этого произнести. Такое можно произнести, только если закрыть глаза и отказаться от связи с ребенком. Если же связь с тем, кому причинили зло, существует, если действительно смотреть ему в глаза, произнести такое невозможно. Компенсация должна произойти на другом, более высоком уровне.
Я перейду на этот уровень, если признаю, что я виноват или что получил некое преимущество, оплаченное за счет других. Тогда я смогу направить силу своей вины на что-то целительное, хорошее, полезное для всех. Это принесет и примирение с тем, кто «оплатил» мою вину.
Говоря о психосоматике, многие в первую очередь заостряют внимание на болезни. Но я не обращаю внимание на бо-
153
лезнь и на то, поправится человек или нет. Я работаю с системой. Я смотрю, действуют ли внутри системы силы, которые ведут к болезни. Их я выявляю. Или, если выразиться еще грубее, я смотрю, есть ли такие члены семьи, которые ведут семью к болезни, поскольку им отказано в уважении. Их необходимо вернуть в семью. Будучи принятыми обратно в семью, они оказывают на других членов семьи целительное действие. Что при этом произойдет с болезнью, для меня не столь важно. Я работаю только в системной области.
Я хотел бы еще раз остановиться на сказанном мной об основных динамиках возникновения болезней в семье, несчастных случаях и самоубийствах, но несколько иным образом. Первая динамика «Я последую за тобой» связана с любовью и привязанностью. Изначально сложившаяся группа ощущает себя в качестве единого сообщества, связанного общей судьбой, где каждый отвечает за другого. Если один член сообщества уходит, другой зачастую стремится последовать за ним. Ребенок хочет уйти, когда уходит один из родителей, брат или сестра. Это действие любви в ее архаичном проявлении. При этом динамика такова, что стремящийся уйти не может посмотреть в глаза ушедшему. Сделай он это, он не смог бы сказать ушедшему: «Я последую за тобой». Ведь посмотри он в этот момент в глаза ушедшему, то увидел бы, что тот не хочет этого. Оба любят друг друга.
Недавно я делал расстановку для одной женщины, отец которой был контужен во время войны, и это ему впоследствии очень мешало. Я попросил отца лечь на пол, а женщину — рядом с ним. Затем я попросил женщину посмотреть на своего отца и сказать ему: «Я лягу рядом с тобой и возьму это на себя». Для нее эта фраза была само собой разумеющейся. Но когда она посмотрела отцу в глаза, она не смогла ее произнести. А отец сказал ей: «Это моя судьба, и я буду нести ее один. Ты свободна». Это может стать решением в случае динамики «Я последую за тобой».
Когда один из родителей поддается динамике «Я последую за тобой в смерть», ребенок говорит: «Лучше я, чем ты. Я сделаю это вместо тебя». Это второй вариант динамики. Если ребенок скажет такое матери в глаза, мать сразу почувствует себя большой и скажет: «Нет!» И тогда ребенок не сможет больше произнести эту фразу.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Борхес Хорхе Луис - Книга сновидений
  • Фанч Флемминг. Пути преобразования.
  • Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.
  • Олифирович Н.И. Анализ функциональных показателей семейной системы
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Силяевой Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под редакцией
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Йонас Ганс. ГНОСТИЦИЗМ (ГНОСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ)
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Денищевой Л.О. ЕГЭ. Математика. Контрольные измерительные материалы 2005-2006. Под ред
  • Моркотун В.Л. Физика. Все законы и формулы в таблицах. 7-11 классы
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Либермайстер Свагито Р. - Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство
  • Федотов М.В. Подготовка к вступительным экзаменам в МГУ. Варианты письменных экзаменов по математике 2001-2005
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Сатир Вирджиния - Психотерапия семьи
  • Дикманн Ханс - Методы в аналитической психологии
  • Кодекс этики и практики супервизоров Британской ассоциации консультирования
  • Гончарук В. А. - Маркетинговое консультирование
  • Федоров Р.М. и др. Московские математические олимпиады 1993—2005 г.
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Леви В. Л. Искусство быть собой.
  • Пупыгина Любовь Николаевна. Проект «Подари книге — вторую жизнь» для детей 5-6 лет.
  • Полежаева Т.В. Особенности психологического консультирования в отделении ТКМ РДКБ
  • Грэхэм Джеоф. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик, или как пользоваться своим биокомпьютером.
  • Банцхаф Хайо - Таро и путешествие героя. Мифологическая подоплека Старших Арканов
  • Алешина Юлия - Индивидуальное и семейное психологическое консультирование
  • Вечная любовь существует?
  • Берт Додсон Ключи к искусству рисунка
  • За пределами психики. Терапевтическое путешествие Карла Витакера - Автор неизвестен.
  • Собчик Л.Н. - Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь
  • Вудман Мэрион - Опустошенный жених. Женская маскулинность. Аналитическая психология
  • Райш К. От объектных отношений к теории отношений: надежда в терапии пар
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение
  • Притча «Билет в жизнь»
  • Азаров А.И. и др. Системы алгебраических уравнений. Текстовые задачи
  • Фанч Флемминг. Преобразующие диалоги.
  • Эволюция психотерапии. Том 2. "Осень патриархов": Психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия
  • Дипак Чопра. Как преодолеть вредные привычки
  • Матвеев С.А. Французский язык. Все необходимые разговорные темы
  • Гурангов В. А., Долохов В. А. Сам себе волшебник.
  • Соколова Елена Анатольевна.. Разговор с родителями
  • Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Под редакцией Бодалева А.А., Столина В. В. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования.
  • Браун Д., Педдер Дж. - Введение в психотерапию Принципы и практика психодинамики
  • Наталья Москалева. Дзэн-буддизм как нетрадиционный метод решения психологических проблем
  • Калина Н.Ф. - Основы психоанализа



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь