Хеллингер Берт. И в середине тебе станет легко. Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 24544

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Берт Хеллингер — особая, знаковая фигура в современной психологии и психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями и системами (порядков любви), создание практического инструмента для работы с людьми — метода семейной расстановки и «движений души», ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.
Системно-феноменологический подход Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, изложенные в этой книге, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня с помощью метода семейной расстановки можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад часто ставили в тупик даже самых опытных специалистов.
С какими же проблемами работает метод Хеллингера? В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом — чувствами, которые испытывали наши предки. Эти чувства хранятся в системе рода как в «банке информации» и позднее могут проявляться у детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, а воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает с ними, впитывает с «молоком матери». И только став взрослым, он начинает подозревать, что здесь что-то не так.
10
Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков, и внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться об истинных корнях этого чувства.
Многим подобные чувства хорошо знакомы, они посещают нас спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент происходят вокруг. А порой интенсивность переживаемых чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем поделать, приписывая это нашему характеру. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит немного ослабить контроль, и все повторяется опять.
Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляют мешающее чувство, но оно может появиться снова уже у кого-то из их детей. И это будет происходить вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.
Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Б. Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так: совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье, роду, только ощущается. Совесть следит за тем, чтобы каждый член семьи соблюдал те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако сейчас жизнь течет очень быстро, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.
Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, а быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его вы-
11
полнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи могут вступать в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.
Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, он начинает жить своей собственной жизнью, реализо-вывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарность родителям, своей семье и роду обеспечивают надежный тыл и позволяют использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации своих целей, что многократно увеличивает его шансы на успех. Это дает возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая семья обеспечит «тихую гавань», где можно залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.
Сегодня по всему миру проводятся сотни семинаров по методу Б. Хеллингера. И в нашей стране интерес к семейным расстановкам неуклонно растет, но профессионалов, прошедших специальное обучение по этому методу, по-прежнему мало. Еще меньше опытных практиков. К сожалению, появляется все больше псевдоспециалистов, которые предлагают делать семейные расстановки, называясь «учениками» Б. Хеллингера или Г. Вебера. Делать расстановки у таких людей опасно. Расстановка, не смотря на кажущуюся простоту, задействует очень глубокие слои сознания и души. Ко мне постоянно обращаются люди с негативными последствиями подобной работы, иногда в тяжелом состоянии. Вместо разрешения проблемы человек получает ретравма-тизацию, работать с которой гораздо сложнее. Если вы решили сделать семейную расстановку, то найдите для себя сертифицированного ведущего. Узнайте где, когда, у кого и в каком объеме он обучался, попросите его предъявить документы, дающие право работы в данной области. Если вы сомневаетесь в его квалифи-
12
кации, то можете обратиться в Институт консультирования и системных решений (телефоны и адреса в конце книги), который на сегодняшний день является ведущей организацией, обучающей специалистов по системным (семейным, организационным, симптомным, структурным и др.) расстановкам и- системно-феноменологическому подходу Б. Хелленгера в России и вам вышлют список сертифицированных ведущих. Ведущий должен быть дипломированным специалистом (психологом, психотерапевтом, врачом, социальным работником) и пройти повышение квалификации по методу семейной расстановки в объеме не менее 150 часов только у тренеров, внесенных в список Института Хеллингера и IAG (Международное общество системных решений по Б. Хеллингеру) в институте, имеющем допуск на подобное обучение. Если ваш ведущий не может предъявить подобных документов, откажитесь от работы у него.
Если вас интересует профессиональное обучение системно-феноменологическому подходу Б. Хеллингера и системным расстановкам, то его можно получить в Институте консультирования и системных решений (г. Москва). Совместно с 1AG и Вислохским институтом системных решений (WISL), которым руководит д-р Г. Вебер, ведущий мировой специалист в области системной работы и ближайший ученик и соратник Б. Хеллингера, мы разработали и проводим длительную обучающую программу, которая соответствует всем требованиям и критериям качества 1AG. Ее проводят лучшие немецкие и российские сертифицированные ведущие с многолетним стажем практической работы.
Я надеюсь, что через несколько лет метод семейной расстановки станет более доступным для жителей нашей страны. Ведь Россия в XX веке пережила так много потрясений (Первая мировая война, революция, время репрессий, Великая Отечественная война, перестройка), которые затронули практически каждую семью. Этот метод позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас.
Михаил Бурняшев,
к. п. н., системный терапевт,
директор Института консультирования
и системных решений
ВВЕДЕНИЕ
Дорогие читатели!
Сначала я хотел бы пояснить, как соотносятся и как связаны между собой опубликованные здесь доклады и истории. Они являются результатом длительного развития и позволяют увидеть суть моего прежнего образа мыслей и действий.
В начале восьмидесятых я начал внимательнее приглядываться к тому, что получается, когда люди говорят, что следуют своей совести. При этом мое внимание привлекло то, что многие, ссылаясь на свою совесть, говорят или делают что-то, что унижает других, причиняет им вред. Итак, я понял, что совесть служит не только добру, но и злу. Таким образом, мне стало казаться подозрительным то глубокое уважение, с которым относятся к совести в нашей культуре. Мне стал подозрителен и тот факт, что западное просвещение остановилось перед изучением феномена совести, а многие религиозные представления, раньше внушавшие страх и ужас, как мне кажется, теперь вошли в «круг обязанностей» совести и до сих пор остаются там неприкосновенными, словно некое табу.
Со временем пришло понимание, что совесть — это что-то обычное, инстинктивное. Что ее задача, как и задача других инстинктов, — устанавливать и охранять отношения внутри определенных границ, и вне этих границ она несостоятельна. Ибо за пределами маленькой группы совесть оправдывает даже самые страшные поступки, и ее действие бывает ужасным, например, в ходе войн.
Поэтому вскоре мне стало ясно, что те священные цели, которые приписывают совести как некой моральной инстанции, есть цели одной изолированной группы, стремящейся с помощью совести обосновать свое превосходство над други-
14
ми группами, со всеми негативными последствиями, вытекающими отсюда для отношений между группами. Так что у меня были все основания внимательнее присмотреться к результатам влияния совести внутри группы, а также, к тому, как она влияет на отношения между группами.
С совестью тесно связаны ощущения вины и невиновности. И здесь тоже есть странность: многие дурные поступки часто совершаются с ощущением невиновности, а хорошие сопровождает чувство вины. Таким образом, для меня стало очевидно, что чувства вины и невиновности благотворны только внутри определенных границ, а невиновность и вина не тождественны добру и злу. Этим я тоже начал заниматься подробнее и обратил внимание на тот факт, что и вину, и невиновность можно переживать очень по-разному, что эти разные ощущения служат разным целям, например, связи и уравновешиванию. Их цели дополняют друг друга, но они же друг другу и противоречат, как, может быть, справедливость и любовь. Так что невиновность с точки зрения справедливости нередко становится виной с точки зрения любви, и наоборот.
В ходе исследования этих взаимосвязей постепенно возник доклад «Вина и невиновность в отношениях». Я работал над ним около года и много раз останавливался, чтобы накопить новый опыт и проверить его. Год спустя появился доклад «Границы совести», основанный на результатах этой работы. Когда я выступал с ним впервые, еще не были осмыслены многие важные контексты и до окончательной его редакции было далеко. Прорыв наступил, когда, занимаясь системными переплетениями, охватывающими не одно поколение, я обнаружил, что наряду с той совестью, которую мы чувствуем, существует еще одна, неосознаваемая совесть, которая открывается нам только в своем действии. Другим порядкам эта неосознанная совесть служит как осознанная, и часто именно тем, что следуя осознанной совести, мы грешим против неосознанной. Трагические переплетения в семье, как и многие серьезные заболевания, психозы, несчастные случаи, самоубийства и преступления, а также отрече-
15
ния, искупление непонятной вины и страх связаны с напряжением между осознанной и неосознанной совестью и теми более узкими и более широкими порядками, которым они служат.
Лишь когда мне стали ясны эти взаимосвязи, я смог закончить доклад «Границы совести». После этого я описал и те порядки, которые стоят за разными видами совести. Я сделал это снова год спустя в следующем своем докладе «Порядки любви».
Позже этот доклад был дополнен и расширен. В первой части описываются порядки любви между родителями и детьми и внутри рода, во второй — порядки любви между мужчиной и женщиной и по отношению к несущему целому. Здесь я показываю, как в области религии порядки любви упираются в свои границы и что на эту область их переносить нельзя.
Я говорю и о том, что хотя и чувствуется во всеобщем почтении к совести, но находится по ту сторону разных сове-стей. Кто живет в гармонии с миром, кто согласен с миром таким, как он есть, тот знает, что на пользу, а что во вред, что хорошо и что плохо. Он следует этому знанию вне зависимости от того, что говорят другие, — неважно за они или против, — потому что находится в гармонии. Он спокоен в своей середине — он в равновесии: и сосредоточен, и восприимчив одновременно. И в этой середине ему легко.
Все мои доклады вращаются вокруг этой середины и туда ведут. Там мы обретаем покой, там постигаем уравновешенности и цельности.
Истории мои тоже вращаются вокруг этой середины и вокруг некоего скрытого порядка, объединяющего по ту сторону границ совести и вины то, что разъединяет.
Истории эти терапевтические. Некоторые из них пародийные. Они ломают табу, не позволяющее внимательнее прислушаться к сказкам и историям, и снимают покровы с их обманчивых или темных страниц. Вот некоторые из них: «Заблуждение», «Любовь», «Вера», «Конец» и «Два рода счастья».
16
Некоторые истории уже в момент их прочтения вызывают то, о чем они повествуют. Так что, возможно, уже в процессе чтения мы начинаем прощаться с тем, что прошло, и готовиться к следующему свершению. К таким историям относятся «Открытый дом», «Поворот», «Понимание», «Прощание», «Праздник».
Другие истории росли вместе со мной, и я рос вместе с ними. Они доходят до самых дальних уголков нашей души. Они берут нас с собой в путь познания, до самых его пределов, без страха и без оглядки. К этим историям относятся «Два рода знания», «Полнота», «Пустота», «Одно и то же», «Ответ», «Игроки», «Ничто».
Как и доклады, истории создавались годами. Рассказывая их, я каждый раз заново их проверял и углублял, судя по оказываемому ими действию. Для этой книги они были дополнены и иначе расположены. Так образовались три сборника: «Истории, над которыми стоит подумать», «Истории, которые обращают» и «Истории о счастье». В них на другом уровне в сжатом виде представлено, продолжено и углублено сказанное в тематических докладах. Поэтому доклады чередуются с историями.
А откуда у книги такое название? В ответ я расскажу одну историю.
Однажды старого учителя спросили: «Когда ты помогаешь другим, как же ты это делаешь? К тебе нередко приходят люди и спрашивают у тебя совета в таких вещах, о которых ты сам знаешь совсем немного. И все же после этого им становится лучше».
В ответ учитель сказал: «Если человек остановился на пути и дальше двигаться не хочет, дело не в знании. Просто он ищет уверенности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное ему уже не оставляет выбора. Так он и ходит по кругу.
Учитель же не поддается иллюзиям и отговоркам. Он ищет середину и там, собравшись, ждет — как тот, кто расправил паруса навстречу ветру, — пока его не достигнет то слово, в котором есть сила. И если тогда придет к нему другой, учи-
17

теля он обнаружит там, куда ему самому нужно, — это ответ для них обоих. Здесь оба слушатели». И добавил: «В середине легко».
Чтобы почувствовать легкость середины, ей надо дать время проявиться. Она раскроет свое действие, если читать эту книгу так, словно слышишь ее в своей душе.
Желаю вам в процессе чтения озарений, дарующих свободу, и той легкости, которая приходит из гармонии с серединой.
Ваш Берт Хеллингер



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Столин В.В. Самосознание личности.
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Теории психотерапии.
  • Зейга Дж. К. Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия
  • Адлер Альфред - Практика и теория индивидуальной психологии
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Ольга Лозовая. Искусство любовного транса
  • Фанч Флемминг. Пути преобразования.
  • Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона.
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Под редакцией Бодалева А.А., Столина В. В. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования.
  • Притча «Доброта и вежливость»
  • Годэн Жан - Новый гипноз. Глоссарий, принципы и метод
  • Данилины. Как спасти детей от наркотиков.
  • Литвак Михаил Ефимович. Психологическое айкидо.
  • Винникотт Д.В. Пигля. Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки.
  • Филиппов А.В. Новейшая история России, 1945—2006 гг.: кн. для учителя
  • Дьяконов О.В. Итальянский - это не страшно!
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Кочюнас Р. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Иванова Ю. Живые фразы английского языка
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Когда у веры нет любви...»
  • Инглиш Фанита. Различение Жертвы в драматическом треугольнике
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями: техники вербализации чувств
  • Гриндер Дж., Бэндлер Р. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона.
  • Хамитова И.Ю. Диалог между парадигмами - мечта или реальность
  • Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь. Теория и практика.
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Тимофеева С. Использование зеркала Гезелла при подготовке системных семейных психотерапевтов
  • Притча «Мэри хочет стать проституткой»
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Мокрушенко Н.С. Ващенко Н.Л. Евстратенко К.В.. Консультация для родителей «Книга лучший друг ребенка»
  • Прищепёнок Наталья Сергеевна. Роль игры в формировании гражданина 'Кто хочет стать военным'
  • Кволс Кэт и Билл. Пойми себя и других.
  • Марчевская Елена. Вы рождены побеждать
  • Корешкова Т.А., Мирошин В.В., Шевелева Н.В. ЕГЭ 2006-2007. Математика. Тренировочные задания
  • Кочагин В.В., Кочагина М.Н. ЕГЭ 2006. Математика. Тематические тренировочные задания
  • Притча «Как стать счастливым»
  • Анастасопулос Д. Вопросы контрпереноса в психоаналитической психотерапии детей и подростков: краткий обзор
  • Путь самосовершенствования: 11 советов от Брюса Ли
  • Правила жизни от Михаила Литвака
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Притча «17 мыслей о Любви»
  • не известно Подготовка к ЕГЭ-2007 - Биология.
  • не известно Подготовка к ЕГЭ-2007 - Химия.
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Притча «Кого стоит учить»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь