Адлер Альфред. Техника лечения

Категория: Библиотека » Индивидуальная психология | Просмотров: 4270

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пациент приходит к вам "закоренелым грешником" Услышав вопрос: "Где ты был, когда каждый искал свое место в мире?", -- он укажет на свою навозную кучу, которая ему мешала. Мы можем ясно видеть, в чем его проблема, в то время как он будет пытаться воздвигнуть для нас препятствия, подобно тому, как преступник старается создать себе алиби. Я вовсе не намерен затушевывать различие между невротиком и преступником. "Если бы меня не мучила бессонница, я бы стал значительным человеком". "Если бы мне не нужно было целый день мыть руки, я достиг бы высокой цели". В то время как он пытается привлечь, наше внимание к одному моменту, мы должны не упускать из виду совсем другой. Он указывает нам на свои затруднения, мы же должны видеть за этим попытку защитить свое фиктивное превосходство, спасти свое честолюбие. В его словах вы должны всегда слышать: что бы я делал, если бы все эти симптомы мне не мешали? Наша задача заключается в том, чтобы заставить его высказать в словах то, что он смутно ощущает. На уровне чувств в нем присутствует ощущение огромной собственной ценности. Индивидуальная же психология придает большое значение тому, чтобы направить душевное развитие человека по нормальному пути с помощью формирования в нужной степени способности сотрудничества. Это вы должны себе уяснить совершенно четко. А затем и все жизненные проблемы должно научиться решать через сотрудничество. Вы видите, с одной стороны, эндогенные, а с другой, экзогенные факторы, то есть - ситуацию, в которой рождаются жалобы. Пациент должен ощутить себя банкротом, что и подталкивает его к достижению своей цели -- превосходства. Даже когда он совершенно отчетливо выводит на свет свой комплекс неполноценности, это означает отнюдь не признание своей ущербности, а указание на свою якобы болезнь. Признания в своей несостоятельности вы не дождетесь. Вы будете слышать о каких-то загадочных обстоятельствах, например, о бессоннице. Всякий пациент, не обладающий способностью к сотрудничеству, будет перед лицом экзогенных факторов испытывать душевное напряжение. И тогда все его тело приходит в волнение, и наиболее отчетливо это проявляется в местах, которые страдают неполноценностью. Если же неполноценность органа отсутствует, симптом может обнаруживаться и другим образом, и это служит доказательством того, что симптом призван прикрывать несостоятельность пациента. У иных людей душевные напряжения могут развиваться, захватывая душевную активность, например, мышление (смущение, гипомания, навязчивые мысли). Чувство фиктивного превосходства не затрагивает невротический процесс. И здесь проявляется своего рода алиби. Это напряжение может также завладеть чувственной сферой (страх, грусть). Мы можем говорить, что этот симптом присущ в особенности интеллектуальным людям. У некоторых в раздражение приходит моторная система (истерия). У здоровых людей возбуждения такого рода ни при каких обстоятельствах не вызовут установку, которая ведет к ошибочным действиям, как самоубийство, гомосексуальность, преступление. Нормальный человек стремится, несмотря на недостатки и трудности, к разрешению проблемы. В этих случаях недостатки не мешают разворачиваться способности к сотрудничеству.
Техника лечения непременно включает в себя прояснение этой точки зрения и развитие способности к сотрудничеству. Это положение составляет ядро терапии в индивидуальной психологии. В совместной работе врача и пациента я всегда уделял особенно много внимания тому, чтобы пациент все яснее представлял себе проблему* и чтобы постепенно она стала для него чем-то само собой разумеющимся. В результате мы и получаем развитую способность к сотрудничеству. Она-то и ведет к улучшению состояния пациента. Естественно, при этом всплывают тысячи вопросов, например, не мешает ли индивидуальному развитию, когда мысли человека направлены в основном на других. "Как нужно вести себя, чтобы приобрести друзей?"
Со временем у вас составится круг действенных слов и аргументов. "Вы находитесь в таком же положении, как и всякий другой. Если что-либо вызывает у вас трудности, то... так всегда стоит поступать в новой ситуации". Необходимо, чтобы у вас в распоряжении всегда было некоторое число драматических примеров, которые воздействуют значительно эффективнее, чем нудные разъяснения. Временами можно прибегать к дружеской иронии. Это не должно вызвать отрицательную реакцию. Вы должны создать у пациента впечатление, что вы принимаете его всерьез. Мне вспоминается "Андрокл и лев" Бернарда Шоу. Такой прием, -- словно бы разыгрывание детской пьесы, -оказывает благоприятное воздействие. Очень важно никогда не выглядеть озадаченным, все нужно воспринимать ровно, дружески, не уставая искать связи за словами пациента.
Что касается гонорара, то недопустимо превращать индивидуальную психологию в бизнес. Да это в общем и не удается, ибо всегда противоречие [в намерениях] бросается в глаза. В то же время должно укрепиться убеждение в том, что врач -- представитель индивидуальной психологии должен быть в состоянии обеспечить себя с помощью своей работы. Поэтому этот вопрос ставить необходимо. С самого начала. Нужно говорить: "это продлится 8--10 недель", или в более сомнительных случаях: "я не могу точно сказать" "Начнем. Через месяц я задам вам вопрос, убеждены ли вы в том, что мы с вами находимся на правильном пути. Если нет, мы прекратим наше лечение". Такое мне часто приходилось произносить в достаточно трудных случаях, Не стоит соглашаться на то, что он когда-нибудь заплатит вам гонорар, лучше послать его на амбулаторное лечение; Не стоит также лечить в долг, пациенты замечают разницу. При обсуждении от врача требуется немалая, выработанная практикой, проницательность и умение вести себя жизнерадостно.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Метод сосредоточения
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Стайнер Дж. Проблемы психоаналитической техники: интерпретации, центрированные на пациенте, и интерпретации, центрированные на аналитике
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Крис А. Метод свободных ассоциаций
  • Случай соматизации идейных убеждений
  • Трансфер; перенос; transference
  • Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта.
  • К чему снятся вши?
  • Исцеление; Healing; Heilung
  • Закономерности психических систем
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • К чему снятся цыплята
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Абстиненция; abstinence
  • К чему снятся осы
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Коростелева И.С. Особенности взаимоотношений с психосоматическим пациентом в рамках психоаналитической психотерапии
  • Шерков С.П. О влиянии сексуального злоупотребления в детстве на развитие структуры Эго: сравнение взрослого и двух детских случаев
  • Быстродействующие привороты с сигаретами
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Что нужно делать предпринимателю, чтобы добиться успеха.
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Заговор, чтобы муж жену любил как раньше
  • Бенвенист Д. Кризисное вмешательство после крупных бедствий
  • К чему снится дорога
  • Зауэр Г. Психосоматика. Юнгианский подход
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Притча «Сознательный выбор»
  • Франкл В. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОТЕРАПИИ
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Гадание на картах на парня
  • Притча «Удивительный пациент»
  • Приворот с замком
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь