Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 12666

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский



Законы означающего.

Именно означающие создают закон, о чем свидетельствует психоаналитический опыт. Слова, экспрессия, рисунки пациента принимаются не как образы, которые могли бы входить в резонанс с образами терапевта или с огромной мировой библиотекой образов (архетипами), но воспринимаются как чистые означающие, то есть распознаваемые единства, соединяющиеся от случая к случаю с другими означающими, чтобы стать носителями сконденсированного в них желания. Это отправная точка Лакана: «Важность означающего в экономии желания» (id., р. 143). Именно означающие и то место, которое они занимают в общей структуре, определяют даже сами условия желания. Означающие и их сочленение создают нечто новое, называемое желанием: означающее выступает здесь образующим элементом, а желание, соответственно, возникает в качестве значения. Вся сложность на самом деле заключается в том, чтобы распознать желание на своем месте, а не подменить его воображаемым.

(Здесь и далее ссылки на страницы даны в соответствии с французскими изданиями, на которые ссылается автор).

Подобная динамика является основой лечения. Лакан строит ее на фундаментальном положении, которое он перед этим продемонстрировал в феноменах остроумия: именно расположение означающих в речи вызывает удивление, создавая эффект остроумия. Примером может служить так называемое «спотыкание» (id., р. 145). Благодаря спотыканию вводится «нечто новое» (id., р. 150), говорит нам Лакан. Эта особенность возникает как находка. Налицо некий переход.

Здесь содержится основа для понимания того, как использовать означающие. Мы в своей практике изолируем их, извлекаем из оболочки, из капсулы понимания, чтобы сделать работающими, эффективными, т.е. вернуть им творческий потенциал. Сообщения предназначены не только для того, чтобы быть распознанными в Другом как гомогенные любому коду. Лакан подчеркивает творческую способность сообщения в следующем своем высказывании: сообщение отзывается в Другом и приводит нас в движение (id., р.151).

Вспомним Эдипа и Оракула: «Ты есть тот, кто убьет своего отца и возляжет на ложе своей матери». Эдип будет играть по этой партитуре в своей жизни. Его отец также встречал Оракула: «Ты получишь сына, который тебя убьет и займет твое место на супружеском ложе с твоей же женой».

Таким образом, Лакан соединяет здесь творческую способность означающего с тем означающим, которое он выделил, изучая психозы, -«Имя Отца». «Имя Отца» - это имя данного отцу означающего. Зачем означающее «отец» награждать еще каким-то специфическим именем? Потому что существует уже такое наименование - «отец», - данное в культуре тому, кто возник исключительно из речи, поскольку отцами становятся только благодаря власти речи: отец - тот, кто себя таковым признал. «Отец» - это чистое наименование. Вот почему Лакан говорит об Имени Отца, отце символическом, как о мертвом отце.

В то же время он пишет об означающем как о глашатае закона: оно осуществляет закон для других означающих и заставляет их идти прямо, чтобы те не заблудились (работа означающего - репрезентировать субъект перед лицом других означающих).

И он противопоставляет мощный призыв закона, раздающийся в Другом и под эгидой этого Другого, - маленькой провокации остроумия, использующей не важно сколь малое означающее для создания чего-то нового.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бриттон Р. Эдип на депрессивной позиции
  • Притча «Любовь дочери»
  • Мазин Виктор - Введение в Лакана
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Ананкастический; Аnаnkastic
  • Ковалец А.С. Комплекс Лая
  • Притча «Законы религии»
  • Воображаемое; imaginary
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Стасс Филипп. «Маленький Ганс» как основополагающий случай Фрейда.
  • Жак Лакан. Поэма, которая еще пишется.
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Руа Даниэль. Требование и желание.
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Комплекс эдипов; Oedipus complex
  • Килборн Б. Нарцисс и Леди Годива. Смертоносные взгляды и эдипальный стыд
  • Даты жизни и творчества Жака Лакана
  • Притча «У врат закона»
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Миллер Жак-Ален. Читать симптом.
  • Андреева Ольга. Умеете ли Вы заботиться о себе?
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Килборн Б. О сновидениях, воображаемом знании и незнании: внешний облик, идентичность и стыд
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Притча «Три сына»
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 7: (1959-60). Этика психоанализа
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Юшкова Светлана Ивановна. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников
  • Стивенс Александр. Психоаналитическое образование.
  • Притча «Мудрый царь»
  • Притча «Похож на своего отца»
  • Притча «Когда есть претензии к Творцу»
  • Притча «Сын моего отца»
  • Брат Атон. Основные принципы Телемы
  • Притча «Самое лучшее место в раю»
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Притча «Как заставить слушать себя»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Повышение роли отца в семье
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Зимин В.А. Эдип и Нарцисс: к вопросу о комплементарности конфликта и дефицита.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь