Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 26073

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Коды, проставленные справа, одновременно представляют собой и ранги позиций вопроса альтернатив. С точки зрения эффективности подго-товительного отделения для поступления в институт и получения хороших знаний первая позиция более значима, чем вторая, а вторая более значима, чем третья. Но числовое обозначение альтернатив не позволяет нам утвер-ждать, что первая позиция по крайней мере на треть значительнее, чем вто-рая, и на две трети, чем третья. Анализ ответов на этой шкале лучше прово-дить в рамках общих соотношений ответов респондентов: на первую альтернативу ответило столько-то, на вторую - столько-то и т.д.
Интервальная шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд с определенными интервалами между пунктами. Она позволяет прово-дить более строгие математические операции с получаемой информацией. Однако основная трудность заключается в двух моментах.
1. Не всегда возможно те или иные социальные характеристики из-мерить цифрами и тем более установить строгий интервал между ними. По-этому чаще всего интервальную шкалу используют для снятия информации по четко фиксируемым количественными методами социальным характери-стикам, например, по возрасту, зарплате, образованию, стажу работу и пр.

"Ваш возраст?"
До 20
лет 21-24
лет 25-30
лет 31-40
лет 41-50
лет 51-60
лет Свыше 60 лет
1 2 3 4 5 6 7

Каждый элемент шкалы имеет свое наименование и соответствующее числовое обозначение. Определен и интервал между элементами шкалы. Каждый элемент шкалы упорядочен по отношению к любому другому элементу.
2. Очень сложно обосновать величину интервала между позициями, особенно если шкала излишне дробная. В самом деле отношения межу 1 и 2 не те же самые, что между 2 и 3, и т.д. С изменением числового ряда меня-ются и соотношения между интервалами. Это с одной стороны. С другой - разницу в соотношении ответов в близких интервалах не всегда можно ква-лифицировать как содержательное различие.
Классификация шкал, используемая в психологии и социологии, мо-жет быть более дробной, в частности можно пользоваться континуальной классификацией, когда шкалы выведены согласно требованиям работы с числами .
"В настоящее время. - пишут Г. Осипов и Э. Андреев, - социологиче-ские шкалы различаются прежде всего по трем моментам: природе шкали-руемого социального явления, уровню числового представления, способам получения числового представления" .
В процедуре шкалирования можно выделить несколько этапов.
1. Выбор объекта шкалирования. Особенность социологического применения шкал заключается в том, что объектом шкалирования являются не отдельные индивиды, как в психологии, а большие группы людей, обла-дающие теми или иными устойчивыми признаками.
2. Выбор предмета шкалирования. Поскольку изучению подвергают-ся не сами социальные группы, а отдельные их признаки, то в качестве предмета шкалирования выступают отношения, оценки, мнения.
3. Проверка надежности и обоснованности шкалы проводится двумя способами: повторным исследованием через определенный промежуток времени на одной и той же группе (проверка стабильности) и "расщеплени-ем" текста на две части с параллельной их проверкой в группе.
Применение и восприятие шкал имеют свои особенности Вот некоторые из них. Что лучше, давать наименование каждому элементу шкалы или представлять ее в "голом" виде? В принципе любой шкале можно дать словесное выражение. Представление шкалы без наименований в общем неверно, поскольку респондент все равно осознанно или неосознанно переводит "голую" шкалу с наименованиями, придавая то или иное словесное выражение ее элементам. "Как понравился Вам хоккейный матч?" - спрашиваем мы у респондента, предлагая оценить его по пятибалльной шкале. Респондент переводит предложенную шкалу в некоторое смысловое выражение, приписывая каждому числу то или иное словесное выражение и содержание: "очень понравился", "не очень понравился", "средний", "плохой", "очень плохой". Само по себе число не имеет содержательного значения. Оно существует в сознании человека только в некоторой смысловой определенности и находит выражение в конкретном контексте логического рассуждения.
Большое значение имеет длина шкалы. И хотя строгие ограничения здесь трудно вывести, но тем не менее можно показать некоторые особенно-сти восприятия тех или иных шкал. В жизни мы чаще всего оперируем трехбалльной шкалой. "Нравится ли Вам мой новый костюм?" - спрашиваем мы у приятеля, и, как правило, ответ легко укладывается в такую градацию: "понравился", "не очень понравился", "не понравился". Иногда добавляются две крайние позиции "очень понравился" или "очень не понравился". И только специалист - модельер может привести более дробные градации.
Применение той или иной шкалы имеет прежде всего содержатель-ное, а не формальное значение. Иначе говоря, чем богаче содержание того или иного явления, тем тоньше должна быть шкала, тем больше градаций в ней должно заключаться. Например, многие художественные спортивные конкурсы и состязания оцениваются довольно длинной шкалой, содержащей более десяти ступеней единиц и даже их десятые доли. И в школе при существующей пятибалльной системе оценок учителя фактически используют восьми-десятибалльную систему, вводя "нелегально" к оценкам плюсы и минусы и тем самым увеличивая общее количество баллов. Этого требует достаточно точная оценка знаний учеников, и не только знаний, но и поведения, прилежания и т.д.
Необходимо учитывать также насколько конкретный респондент способен воспринять многомерную шкалу. Восприятие зависит и от его общей культуры, и от уровня образования, и от умения аналитически мыслить, и от степени информированности, порога чувствительности и пр. Например, тот или иной рабочий достаточно четко может определить, как расходуется его зарплата хоть по стобалльной системе, но попробуйте попросить его оценить уровень собственного умственного или психологического напряжения на работе, и он вряд ли осилит десятибалльную шкалу. В вопросе "Скажите, пожалуйста, насколько Вы устаете на работе?" - лучше предлагать пятибалльную шкалу: "очень устаю"; "устаю, но не очень"; "немного устаю"; "практически не устаю"; "совсем не устаю". Предъявлять больше баллов для оценки усталости - значит получить по сути искаженные данные.
При очень дробной шкале, когда респондент не может достаточно тонко оценить какое-то явление или определить отношение, происходит огрубление предлагаемой шкалы. Например, в десятибалльной шкале по изучению дружеских отношений в коллективе разница между девятой и де-сятой позициями редко воспринимается респондентами как существенная, также как и разница между первой и второй. Нередко респондент обводит общим кружком и первую, и вторую позиции или девятую и десятую, пока-зывая тем самым, что не видит особых различий между ними. При огрубле-нии респондент спокойно сводит десятибалльную шкалу к пятибалльной. Необходимо учитывать и то, что респонденты чисто психологически стара-ются избегать крайних позиций и свои ответы сосредотачивают где-нибудь в середине.
При построении шкал необходимо большая подготовительная и, можно сказать, исследовательская работа с целью определить:
1. Насколько тонко требуется оценить то или иное событие, отноше-ние или процесс - возможно исследователю и не требуется слишком боль-шая точность. Необходимо помнить, что социологические данные - это не количественное выражение протекающих процессов или уровня отношений, а качественное определение некоторых общих тенденций.
2. Насколько содержательно данное явление, чтобы изучать его по дробной шкале. Насколько обоснованно сущностью изучаемого явления применение слишком длинных шкал. Далеко не каждое явление, отношение столь содержательно, чтобы для его исследования строить специальные шкалы. Изучение отношений в группе, выяснение частоты посещения лек-ций или кинотеатров требуют различных градаций при разработке шкал.
3. Сможет ли респондент воспринять многомерную шкалу? Насколько он восприимчив к данному явлению, насколько информирован, представляет ли оно интерес для респондента, каков порог его чувствитель-ности? и т.д.
Без указанной подготовительной работы применение каких-либо шкал в анкете не имеет смысла.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Притча «Разнообразие»
  • Р.Е. Мансуров. Как не купить кота в мешке или правильный выбор места работы.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Стереотипные психологические реакции по Фрицу Перлзу
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Психология суицидного поведения - Автор неизвестен
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Монахова Полина Владимировна. «Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Притча «Носитель»
  • Притча «О вопросах»
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Насколько легко расшифровать сигналы невербального поведения?
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Притча «Язык любви»
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь