|
Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19817
Автор: Айламазьян А.М. (ред.)
Название: Метод беседы в психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ких отношений- Неудивительно> что мы пытаемся приблизиться к психотерапии» используя множество косных предубеждений. Мы чувствуем, что должны ее упорядочить. Едва ли мы осмелимся надеяться, что можем найти упорядоченность
■к в ней самой. Я встретился в работе над этой проблемой с личными открытиями, разочарованиями и замешательством. Из них и возникли более правильные представления, о которых я хотел бы сейчас рассказать. Основное условие - Если бы мы изучали процесс роста растений, то, чтобы получить представление об этом процессе f мы бы предположили, что имеются определенные постоянные условия в виде температуры, влажности и солнечного освещения. Подобно этому, разрабатывая концепцию процесса изменения личности в психотерапии, я буду предполагать, что имеется постоянный оптимальный набор условий, способствующих атому изменению. Недавно я попытался подробно описать эти условия. Здесь, я думаю> можно выразить это предполагаемое условие одним словом. В последующем обсуждении я буду предполагать, что клиент чувствует себя полностью принятым. Под этим я имею в виду, что, каковы бы ни были его чувства — страх, отчаяние, незащищенность, гнев — независимо от способа их выражения: молчание, жесты, слезы или слова, — каким бы он ни считал себя в данный момент, он чувствует, что психологически он принят терапистом именно таким f каков он есть, В этом термине заключены понятие ^эмпатическое понимание* и понятие «принятие». Хорошо также напомнить, что это условие является оптимальным в том случае, если оно вое-принимается клиентом, а не просто существует в голове у тераписта. Во всем том, что далее будет говориться о процессе изменения, я предполагаю, что его постоянным показателем, самым благоприятным и наилучшим условием является принятие. ___________________________________________________165 Возникающая последовательность Стараясь понять процесс изменения и получить представление о нем, вначале я искал элементы* которые служили бы признаком изменения или характеризовали его* Я думал об изменении как о целостности и искал ее отличительные признаки. Однако по мере знакомства с живыми фактами изменений у меня возникло представление> что это — континуум особого рода, отличающийся от того, каким я его представлял себе ранее, Я начал понимать, что индивиды движутся не от комплекса устойчивых качеств, или гомеостазиса, через изменение к новым устойчивым качествам, хотя и такой процесс возможен. Однако более важную последовательность составляет переход от неподвижности к изменчивости, от застывшей структуры к потоку, от статики к динамике, У меня сформировалась гипотеза, что* возможно, качества высказываний клиента в какой-либо один момент времени могут указывать на его положение в этом континууме, могут показывать, где он находится в этом процессе изменений. Постепенно у меня сформировалось представление о процессе, состоящем из семи стадий, хотя я буду подчеркивать, что это — континуум, и не важно , различаем ли мы три стадии или пятьдесят, все равно существовали бы все промежуточные точки. Я стал чувствовать, что данный клиент, взятый как целое, показывает типы поведения, которые группируются в относительно узком диапазоне на шкале континуума. То есть мало вероятно, что этот клиент в одной сфере жизни покажет полную статичностьт а в другой — полную изменчивость. В целом у него будет тенденция находиться на какой-либо стадии этого процесса. Хотя процесс, который мне хотелось бы описать, вероятно, относится к определенным областям личностных смыслов, если клиент находится в одной из них, на одной из стадий, у него не будут проявляться качества, относящиеся к разным стадиям. Семь стадий процесса Разрешите мне в дальнейшем попытаться описать, как я представляю себе последовательные стадии процесса, с помо- 166_________________________________________________ щью которого индивид переходит от статичности к текучести; от точки, расположенной ближе к неизменяемому концу континуума, к точке «в движении», близкой к концу континуума. Если мои наблюдения верны, то, возможно, путем сбора данных о качествах его переживаний и их выражении мы можем определить, где находится данный индивид в континууме личностных изменений, когда он чувствует себя в атмосфере полного принятия. Первая стадия Мало вероятно, что индивид, находящийся на этой стадии статичности и отдаленности от своих переживаний, добровольно придет на прием к тераписту. Однако я могу несколько пояснить характеристики этой стадии* Наблюдается нежелание сообщать что-либо о самом себе. Сообщается только о внешних предметах. Пример: «Ну, я вам скажу, мне всегда кажется несколько бессмысленным говорить о самом себе, кроме как в случае крайней необходимости*1. Чувства и личностные смыслы не осознаются и не относятся к самому себе. Личностные конструкты2 (я заимствовал этот полезный термин у Келли) исключительно статичны. Близкие отношения в общении кажутся опасными. На этой стадии не воспринимается и не признается существование проблем. Нет желания изменяться. Пример: «Думаю, что я практически здоров»• Общение с самим собой блокируется. 1 Этот и другие примеры, использованные в качестве иллюстраций, взяты из записей бесед, если только не указан другой источник, В большей своей части они взяты из бесед, которые никогда не были опубликованы, но некоторые взяты из сообщения Льюиса, Роджерса и Шлина о двух клиентах. 2 Конструкт Дж> Келли — это генерализация качеств личности в форме дихотомии противоположных значений на основе конкретного опыта (например, хороший—плохой). __________________________ 167 Возможно* эти короткие утверждения и примеры раскроют что-то о психологической статичности этого конца континуума. Индивид очень мало или почти не осознает отливы и приливы своих чувств. Способы, с помощью которых он истолковывает опыт, определяются его прошлым, они застыли и не затрагиваются реалиями настоящего* Дифференциация личностных смыслов опыта является глобальной и грубой, опыт видится в черно-белых тонах. Индивид ничего не сообщает о себе, а только о том, что вне его. У него имеется тенденция видеть себя человеком без проблем, а проблемы, которые он осознает, воспринимаются им полностью лежащими вне его. Наблюдается сильная блокада внутренней коммуникации между самим собой и опытом. На этой стадии индивид может быть представлен с помощью таких понятий, как «статика», «неизменность*, * противоположное течению или изменению». Вторая стадия Когда человек, находящийся на первой стадии, может почувствовать, что он полностью принят, наступает вторая стадия. Мы очень мало знаем> как сделать так, чтобы у человека, находящегося на первой стадии, появилось чувство того, что его принимают. Но иногда оно достигается в игре или в групповой психотерапии, где человек может быть окружен атмосферой принятия без проявления собственной инициативы и в течение достаточно долгого времени чувствует себя принятым. В любом случае тогда, когда он действительно это испытывает, происходит небольшое раскрепощение и появляется движение в символическом выражении своего опыта, который обычно характеризуется следующим. Выражение чувств перестает быть статичным в высказываниях, не относящихся к себе* Пример: «Мне кажется, я подозревал, что мой отец часто чувствовал себя неуверенно в деловых отношениях». Проблемы воспринимаются как внешние по отношению к себе. Пример: «В моей жизни продолжает возникать беспорядок». Отсутствует чувство личной ответственности за проблемы. 168______________________________ Пример приведен в предыдущем отрывке. Чувства описываются так, как будто они ему не принадлежат, или иногда как объекты в прошлом. Пример: «Консультант: "Если вы хотите рассказать мне что-нибудь о том, что вас привело сюда.*.*' Клиент: "У меня был симптом... он был.» только состояние глубокой депрессии"». Это прекрасный пример того» как внутренние проблемы могут быть восприняты и переданы как полностью внешние. Клиент не говорит: зЯ чувствую депрессию» или даже: «Я чувствовал депрессию*. Его чувства переданы как отделенные от него, как не принадлежащий ему предмет, полностью внешний по отношению к нему самому. Чувства могут быть высказаны, но не осознаны как таковые, как принадлежащие этому человеку. Чувствование ограничено структурой прошлого опыта. Пример: «Я полагаю, я всегда это компенсирую, ну, чем пытаться общаться с людьми или иметь с ними хорошие отношения, я всегда компенсирую это тем, что, ну, скажем, нахожусь на каком-то интеллектуальном уровне*. Здесь клиент начинает осознавать, каким образом его переживание ограничивается прошлым опытом. Его высказывание также передает отдаленность переживания на этом уровне. Это походит на то, как если бы он держал свое переживание на расстоянии вытянутой руки. Личностные конструкты статичны и не осознаются как конструкты, о них думают как о фактах. Пример: «Я ничего не могу никогда как следует сделать — даже никак не могу это закончить» - Дифференциация личностных смыслов и чувств очень ограниченна и глобальна. См. предшествующий пример, это хорошая иллюстрация* «Я не могу никогда* — пример черно-белой дифференциации, а также использование слов «как следует* в абсолютном смысле. Противоречия могут быть выражены, но они почти не осознаются как таковые. ___________________________________________________169 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|