|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54503
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Для определения уровня развития студенческой группы как
коллектива можно использовать методику Л. Уманского, А. Лу- тошкина, модифицированную применительно к изучению студентов в педагогических институтах А. А. Алексеевым, Д. В: Ронзиным4. Особое внимание на практическом занятии следует уделить изуче- * См.: Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии//Методологи- ческие проблемы социальной психологии.—М., 1975. 2 См.: Архипова И. А. Психологическая характеристика познавательной са- мостоятельности обучающихся взрослых//Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы научных сообщений к VI Всесоюзному съезду общества пси- хологов СССР.—М., 1983.—Ч. 3. 3 См.: Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности сту- дентов.—М., 1982.—С. 159—161. 4 См.: Алексеев А. А., Ронзин, Д. В. Методика изучения коллектива и лич- ности студента: Методические разработки для кураторов учебных групп. — Л., 1983.—С. 12. 146 нию психологических особенностей личности студента: направлен- ности, жизненной позиции, потребностей в познавательной дея- тельности, их самооценок, тревожности и эмоциональной неустой- чивости, готовности учиться и работать в области избранной специальности. В этом случае также можно использовать методи- ку А. А. Алексеева и Д. В. Ронзина. До начала практических занятий студентам следует выполнить задание по выяснению характера трудностей, которые испытывают студенты разных курсов, обучаясь в педагогическом институте, и тем самым пока- зать роль обучения в высшей школе для психического развития студентов и то, какими качествами должен обладать студент для успешной учебной деятельности. Планы семинарских занятий Литература Первое занятие (семинарское) Особенности становления личности в раннем юношеском воз- расте (старшего школьника) 1. Особенности физического развития старшего школьника. 2. Социально-психологические условия формирования личности. 3. Психологические основы формирования общественной направ- ленности личности старшего школьника. 4. Межличностные отношения старшего школьника в классном коллективе и других группах сверстников. 5. Взаимоотношения старшеклассника с окружающими взрослыми. 6. Психологические особенности выбора профессии и готовность старшего школьника к профессиональному самоопределению. Богословский В. В. Психология воспитания школьника.—Л.: ЛГПИ, 1974. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петров- ского.—М.: Просвещение, 1979.—С. 143—169. Вульфов Б. 3., Ященко М. М. Формирование идейной убежден- ности старшеклассников в процессе общественно-политической ра- боты. — М.: Педагогика, 1979. Зосимовский А. В. Формирование общественной направленно- сти личности в школьном возрасте.—М.: Изд-во МГУ, 1982.— С. 10—53. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессио- нальной консультации.—М.: Просвещение, 1983. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе.—Минск, 1969. Кон И. С. Психология юношеского возраста.—М.: Просвеще- ние, 1979.—С. 47—101. Кричевский Р. Д. Влияние мотивационной сферы личности на ее статус в коллективе старшеклассников//Мотивы учебной и 10* 147 общественно полезной деятельности школьников и студентов/Под ред. Е. А. Шумилина.—М.: Педагогика, 1980.—С. 82—90. Крутецкий В. А. Математические способности школьников. — М.: Просвещение, 1968.—С. 360—390. Максимова М. В., Эристави В. Г. и др. Физическое развитие современных школьников.—М.: Просвещение, 1977. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников.—М.: Просве- щение, 1981. Мухина Т. Особенности формирования мировоззрения старше- класеников//Психолого-педагогические проблемы становления лич- ности и индивидуальности в детском возрасте/Под ред. В. В. Да- выдова, И. В. Дубровиной.—М.: Педагогика, 1980. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старше- классника.—М.: Просвещение, 1979. Второе занятие (практическое) Психологические особенности учебной деятельности старше- го школьника До проведения занятий студенты самостоятельно знакомятся с литературой и проводят наблюдение за учебной работой школь- ников старших классов по программе, заданной преподавателем. На занятии обсуждаются изученные материалы по следующей схеме: 1. Учебно-профессиональная деятельность—ведущий вид деятель- ности старшего школьника. 2. Особенности умственного развития и обучаемость старшего школьника. 3. Характеристика познавательных интересов старшеклассника. 4. Трудовая общественно полезная деятельность как фактор фор- мирования привычки к нравственно-волевому усилию в решении учебных задач. 5. Условия формирования самостоятельности и ответственности старших школьников в учебной деятельности. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юношеском возрасте/Под ред. Ю. А. Самарина, А. А. Горцевского.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. Возрастной и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет- ровского.—М.: Просвещение, 1979. Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников.—Ри- га, 1980. Климов Е. А. Путь в профессию.—Л.: Знание, 1974. Климов Е. А. Человек и профессия.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.— Вып. 5. Кон И. С. Психология юношеского возраста.—М.: Просвеще- ние, 1979. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.—М.: Педаго- гика, 1971. 148 Орлов А. Б. Склонность к профессии. ~-М.: Знание, 1981. Степанова Е. И. Возрастная изменчивость интеллектуальных гЬуякций в юношеском возрасте.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.—Вып. 1. Шубкин В. Н. Социологические опыты.—М.: Наука, 1970. Третье занятие (семинарское) Возрастная психология взрослых — новый раздел современной психологии 1. Место психологии взрослых в системе психологических знаний о человеке. 2. Классификация возрастов зрелости (взрослости). 3. Особенности познавательных психических функций и интеллек- та взрослых. 4. Возрастная периодизация интеллектуального развития взрослых и место в ней «студенческого возраста». 5. Личность студента и факторы, влияющие на ее формирование. Четвертое занятие (семинарское) Роль обучения в психическом развитии взрослых и учет зако- номерностей их развития в педагогической работе. 1. Мотивационно-потребностная сфера познавательной деятельно- сти взрослых. 2. Умственное развитие взрослых и их обучаемость. 3. Студенческий возраст как сензитивный период обучения и раз- вития. 4. Системно-структурный подход к исследованию умственной дея- тельности и личности студента. 5. Развитие у студентов умственной самостоятельности и общест- венно-политической активности. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.—М.: Наука, 1977.—С. 332—361. Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогиче- ской психологии на современном этапе развития образования//Во- просы психологии. — 1976. — № 4. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. ^М.: Педагогика, 1971. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.—М.: Педаго- гика, 1971. Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрос- лых.—Л.: ЛГПИ, 1981. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельнос- ти студентов.—М.: Высшая школа, 1982.—С. 193—212. 149 Задания для самостоятельной работы Аннотирование и конспектирование литературы Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников.—М.: Просве- щение, 1981. Рувинский Л. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспита- ния.—М.: Просвещение, 1982.—Гл. I, IV. Титма М. X. Выбор профессии как социальная проблема.—М.: Мысль, 197.5. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старше- классника.—М.: Педагогика, 1979. Темы рефератов или докладов. Литература /. Формирование мировоззрения и общественной активности старшеклассников Гурова Р. Г. Выпускник средней школы.—М.: Знание, 1977. Вульфов Б. 3. Комсомольский коллектив и общение старше- классников//Проблемы общения и воспитания.—Тарту, 1979.— Т. II.—С. 194—204. Коваленко 3. В., Ященко М. М. Формирование идейной убеж- денности старшеклассников в процессе общественно-политической работы.—М.: Педагогика, 1979. Кон И. С. Психология юношеского возраста.—М.: Просвеще- ние, 1979.—С. 138—161. Мухина Т. Особенности формирования мировоззрения старше- классника//Психолого-педагогические проблемы становления лич- ности и индивидуальности в детском возрасте/Под ред. В. В. Да- выдова, И. В. Дубровиной.—М.: Педагогика, 1983. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся. — М.: Педагогика, 1975.—С. 215—222. 2. Особенности психического развития юношей и девушек Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юношеском возрасте/Под ред. Ю. А. Самарина, А. А. Горцевского.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. Лутошкин А. Н. Общие вопросы эмоциональной совместимос- ти в контактных юношеских группах//Учен. зап. Курского гос. пед. ин-та. 1971.—Т. 88. Кон И. С. Каким!? они себя видят.—М.: Знание, 1975. Колосов Д. В., Сельверова И. А. Физиолого-педагогическне ас- пекты полового созревания.—М.: Педагогика, 1978. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности стар- шеклассника.—М.: Просвещение, 1979. 3. Индивидуальные особенности старшеклассников и профори- ентационная работа Мудрик А. В. Современный старшеклассник: Проблемы само- определения.—М.: Педагогика, 1977. Климов Е. А. Путь в профессию.—М.: Знание, 1974. Климов Е. А, Человек и профессия.—Л.: Лениздат, 1980.— Вып. 5. 150 Орлов А. Б. Склонность и профессия.—М.: Знание, 1981. Подготовка старшеклассников к жизни/Под ред. Р. Г. Гурова, Г. В. Рычкова —М.: Педагогика, 1979. формирование жизненных планов учащихся общеобразователь- ной средней школы во внеклассной и внешкольной работе.—М.: Педагогика, 1974. Шубкин В. Н. Социологические опыты.—М.: Наука, 1970. 4. Товарищество, дружба и любовь в старшем школьном воз- расте Голод С. И. Любовь, нравственно-психологические и социаль- ные основы взаимоотношений юношей и девушек//Духовное ста- новление человека.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. Кон И. С. Психология юношеской дружбы.—М.: Педагогика, 1973. Кон И. С. Психология юношеской сексуальности//Советская педагогика. — 1976. — № 5. Комплексное исследование юношеской дружбы//Проблемы об- щения и воспитания/Под ред. Л. П. Буевой и др.—Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1974.—Т. II. Харчев А. Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспита- ние.—М.: Мысль, 1977. Ященко М. М. О конфликтных ситуациях в коллективе старше- классников//Советская педагогика, 1969.—№ 8. 5. Проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни Голод С. И. Любовь, нравственно-психологические и социаль- ные основы взаимоотношений юношей и девушек//Духовное ста- новление человека.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовка молодежи к семейной жизни/Под ред. И. В. Дубро- виной.—М.: Педагогика, 1980.—С. 3—24, 156—160. Чудновский В. Э. Некоторые вопросы подготовки старшекласс- ников к семейной жизни.—М.: Педагогика, 1980. Харчев А. Г., Голод С. И. Молодежь и бракУ/Человек и обще- ство,—Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.—Вып. IV. 6. Системный подход к изучению интеллекта взрослых Ананьев Б. Г. О системном подходе в социальном познании. — М.: Наука, 1977.—С. 332—361. Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании// Вопросы философии.— 1973. —№ 6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси- хологии.—М.: Наука, 1984.—Гл.II. Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых: Учебное пособие.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. 7. Возрастная периодизация зрелости (взрослости) и место в ней студенческого возраста Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и кон- стантность восприятия.—М.: Просвещение, 1968.—С. 40—56. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых.—М.: Знание, 1972. 151 Развитие психофизиологических функций взрослых людей/Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой.—М.: Педагогика, 1977. Степанова Е. И. Возрастная изменчивость интеллектуальных функций в юношеском возрасте//Вопросы психологии.—1970.— № 1. 8. Факторы, влияющие на формирование личности студента Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Образ жизни современного студента: Социологическое исследо- вание/Под ред. В. Т. Лисовского.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. Прикладная психология в высшей школе/Под ред. Н. М. Пей- сахова.—Казань: Изд-во КГУ, 1979. Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых: Учебное пособие.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. Щербаков А. И., Богословский В. В. Исследование отношений — актуальная задача психологии воспитания//0тношения как пробле- ма психологии воспитания.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.— С. 3—10. 9. Роль обучения в интеллектуальном развитии и воспитании взрослых учащихся Виноградова А. Д. Приемы активизации умственной деятель- ности студентов при овладении психологическими знаниями: XXVI Герценовские чтения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. Развитие психофизиологических функций взрослых людей/Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой.—М.: Педагогика, 1977. Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрос- лых.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обуче- ния и развитие познавательной активности взрослых учащихся// Вопросы психологии. — 1984. — № 5. — С. 45—48. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельнос- ти студентов.—М.: Высшая школа, 1982. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|