Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54503

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Для определения уровня развития студенческой группы как
коллектива можно использовать методику Л. Уманского, А. Лу-
тошкина, модифицированную применительно к изучению студентов
в педагогических институтах А. А. Алексеевым, Д. В: Ронзиным4.
Особое внимание на практическом занятии следует уделить изуче-
* См.: Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии//Методологи-
ческие проблемы социальной психологии.—М., 1975.
2 См.: Архипова И. А. Психологическая характеристика познавательной са-
мостоятельности обучающихся взрослых//Воспитание, обучение и психическое
развитие: Тезисы научных сообщений к VI Всесоюзному съезду общества пси-
хологов СССР.—М., 1983.—Ч. 3.
3 См.: Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности сту-
дентов.—М., 1982.—С. 159—161.
4 См.: Алексеев А. А., Ронзин, Д. В. Методика изучения коллектива и лич-
ности студента: Методические разработки для кураторов учебных групп. — Л.,
1983.—С. 12.
146
нию психологических особенностей личности студента: направлен-
ности, жизненной позиции, потребностей в познавательной дея-
тельности, их самооценок, тревожности и эмоциональной неустой-
чивости, готовности учиться и работать в области избранной
специальности. В этом случае также можно использовать методи-
ку А. А. Алексеева и Д. В. Ронзина. До начала практических
занятий студентам следует выполнить задание по выяснению
характера трудностей, которые испытывают студенты разных
курсов, обучаясь в педагогическом институте, и тем самым пока-
зать роль обучения в высшей школе для психического развития
студентов и то, какими качествами должен обладать студент для
успешной учебной деятельности.
Планы семинарских занятий
Литература
Первое занятие (семинарское)
Особенности становления личности в раннем юношеском воз-
расте (старшего школьника)
1. Особенности физического развития старшего школьника.
2. Социально-психологические условия формирования личности.
3. Психологические основы формирования общественной направ-
ленности личности старшего школьника.
4. Межличностные отношения старшего школьника в классном
коллективе и других группах сверстников.
5. Взаимоотношения старшеклассника с окружающими взрослыми.
6. Психологические особенности выбора профессии и готовность
старшего школьника к профессиональному самоопределению.
Богословский В. В. Психология воспитания школьника.—Л.:
ЛГПИ, 1974.
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петров-
ского.—М.: Просвещение, 1979.—С. 143—169.
Вульфов Б. 3., Ященко М. М. Формирование идейной убежден-
ности старшеклассников в процессе общественно-политической ра-
боты. — М.: Педагогика, 1979.
Зосимовский А. В. Формирование общественной направленно-
сти личности в школьном возрасте.—М.: Изд-во МГУ, 1982.—
С. 10—53.
Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессио-
нальной консультации.—М.: Просвещение, 1983.
Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в
детском коллективе.—Минск, 1969.
Кон И. С. Психология юношеского возраста.—М.: Просвеще-
ние, 1979.—С. 47—101.
Кричевский Р. Д. Влияние мотивационной сферы личности на
ее статус в коллективе старшеклассников//Мотивы учебной и
10*
147

общественно полезной деятельности школьников и студентов/Под
ред. Е. А. Шумилина.—М.: Педагогика, 1980.—С. 82—90.
Крутецкий В. А. Математические способности школьников. —
М.: Просвещение, 1968.—С. 360—390.
Максимова М. В., Эристави В. Г. и др. Физическое развитие
современных школьников.—М.: Просвещение, 1977.
Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников.—М.: Просве-
щение, 1981.
Мухина Т. Особенности формирования мировоззрения старше-
класеников//Психолого-педагогические проблемы становления лич-
ности и индивидуальности в детском возрасте/Под ред. В. В. Да-
выдова, И. В. Дубровиной.—М.: Педагогика, 1980.
Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старше-
классника.—М.: Просвещение, 1979.
Второе занятие (практическое)
Психологические особенности учебной деятельности старше-
го школьника
До проведения занятий студенты самостоятельно знакомятся
с литературой и проводят наблюдение за учебной работой школь-
ников старших классов по программе, заданной преподавателем.
На занятии обсуждаются изученные материалы по следующей
схеме:
1. Учебно-профессиональная деятельность—ведущий вид деятель-
ности старшего школьника.
2. Особенности умственного развития и обучаемость старшего
школьника.
3. Характеристика познавательных интересов старшеклассника.
4. Трудовая общественно полезная деятельность как фактор фор-
мирования привычки к нравственно-волевому усилию в решении
учебных задач.
5. Условия формирования самостоятельности и ответственности
старших школьников в учебной деятельности.
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юношеском
возрасте/Под ред. Ю. А. Самарина, А. А. Горцевского.—Л.: Изд-во
ЛГУ, 1967.
Возрастной и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет-
ровского.—М.: Просвещение, 1979.
Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников.—Ри-
га, 1980.
Климов Е. А. Путь в профессию.—Л.: Знание, 1974.
Климов Е. А. Человек и профессия.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.—
Вып. 5.
Кон И. С. Психология юношеского возраста.—М.: Просвеще-
ние, 1979.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.—М.: Педаго-
гика, 1971.
148
Орлов А. Б. Склонность к профессии. ~-М.: Знание, 1981.
Степанова Е. И. Возрастная изменчивость интеллектуальных
гЬуякций в юношеском возрасте.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.—Вып. 1.
Шубкин В. Н. Социологические опыты.—М.: Наука, 1970.
Третье занятие (семинарское)
Возрастная психология взрослых — новый раздел современной
психологии
1. Место психологии взрослых в системе психологических знаний
о человеке.
2. Классификация возрастов зрелости (взрослости).
3. Особенности познавательных психических функций и интеллек-
та взрослых.
4. Возрастная периодизация интеллектуального развития взрослых
и место в ней «студенческого возраста».
5. Личность студента и факторы, влияющие на ее формирование.
Четвертое занятие (семинарское)
Роль обучения в психическом развитии взрослых и учет зако-
номерностей их развития в педагогической работе.
1. Мотивационно-потребностная сфера познавательной деятельно-
сти взрослых.
2. Умственное развитие взрослых и их обучаемость.
3. Студенческий возраст как сензитивный период обучения и раз-
вития.
4. Системно-структурный подход к исследованию умственной дея-
тельности и личности студента.
5. Развитие у студентов умственной самостоятельности и общест-
венно-политической активности.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.—М.:
Наука, 1977.—С. 332—361.
Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогиче-
ской психологии на современном этапе развития образования//Во-
просы психологии. — 1976. — № 4.
Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в
мыслительной деятельности взрослых учащихся. ^М.: Педагогика,
1971.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.—М.: Педаго-
гика, 1971.
Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента. — Л.:
Изд-во ЛГУ, 1974.
Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрос-
лых.—Л.: ЛГПИ, 1981.
Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельнос-
ти студентов.—М.: Высшая школа, 1982.—С. 193—212.
149

Задания для самостоятельной работы
Аннотирование и конспектирование литературы
Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников.—М.: Просве-
щение, 1981.
Рувинский Л. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспита-
ния.—М.: Просвещение, 1982.—Гл. I, IV.
Титма М. X. Выбор профессии как социальная проблема.—М.:
Мысль, 197.5.
Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старше-
классника.—М.: Педагогика, 1979.
Темы рефератов или докладов. Литература
/. Формирование мировоззрения и общественной активности
старшеклассников
Гурова Р. Г. Выпускник средней школы.—М.: Знание, 1977.
Вульфов Б. 3. Комсомольский коллектив и общение старше-
классников//Проблемы общения и воспитания.—Тарту, 1979.—
Т. II.—С. 194—204.
Коваленко 3. В., Ященко М. М. Формирование идейной убеж-
денности старшеклассников в процессе общественно-политической
работы.—М.: Педагогика, 1979.
Кон И. С. Психология юношеского возраста.—М.: Просвеще-
ние, 1979.—С. 138—161.
Мухина Т. Особенности формирования мировоззрения старше-
классника//Психолого-педагогические проблемы становления лич-
ности и индивидуальности в детском возрасте/Под ред. В. В. Да-
выдова, И. В. Дубровиной.—М.: Педагогика, 1983.
Формирование коммунистического мировоззрения учащихся. —
М.: Педагогика, 1975.—С. 215—222.
2. Особенности психического развития юношей и девушек
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юношеском
возрасте/Под ред. Ю. А. Самарина, А. А. Горцевского.—Л.: Изд-во
ЛГУ, 1967.
Лутошкин А. Н. Общие вопросы эмоциональной совместимос-
ти в контактных юношеских группах//Учен. зап. Курского гос. пед.
ин-та. 1971.—Т. 88.
Кон И. С. Каким!? они себя видят.—М.: Знание, 1975.
Колосов Д. В., Сельверова И. А. Физиолого-педагогическне ас-
пекты полового созревания.—М.: Педагогика, 1978.
Шумилин Е. А. Психологические особенности личности стар-
шеклассника.—М.: Просвещение, 1979.
3. Индивидуальные особенности старшеклассников и профори-
ентационная работа
Мудрик А. В. Современный старшеклассник: Проблемы само-
определения.—М.: Педагогика, 1977.
Климов Е. А. Путь в профессию.—М.: Знание, 1974.
Климов Е. А, Человек и профессия.—Л.: Лениздат, 1980.—
Вып. 5.
150
Орлов А. Б. Склонность и профессия.—М.: Знание, 1981.
Подготовка старшеклассников к жизни/Под ред. Р. Г. Гурова,
Г. В. Рычкова —М.: Педагогика, 1979.
формирование жизненных планов учащихся общеобразователь-
ной средней школы во внеклассной и внешкольной работе.—М.:
Педагогика, 1974.
Шубкин В. Н. Социологические опыты.—М.: Наука, 1970.
4. Товарищество, дружба и любовь в старшем школьном воз-
расте
Голод С. И. Любовь, нравственно-психологические и социаль-
ные основы взаимоотношений юношей и девушек//Духовное ста-
новление человека.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.
Кон И. С. Психология юношеской дружбы.—М.: Педагогика,
1973.
Кон И. С. Психология юношеской сексуальности//Советская
педагогика. — 1976. — № 5.
Комплексное исследование юношеской дружбы//Проблемы об-
щения и воспитания/Под ред. Л. П. Буевой и др.—Тарту: Изд-во
Тартуского ун-та, 1974.—Т. II.
Харчев А. Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспита-
ние.—М.: Мысль, 1977.
Ященко М. М. О конфликтных ситуациях в коллективе старше-
классников//Советская педагогика, 1969.—№ 8.
5. Проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни
Голод С. И. Любовь, нравственно-психологические и социаль-
ные основы взаимоотношений юношей и девушек//Духовное ста-
новление человека.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.
Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье
и подготовка молодежи к семейной жизни/Под ред. И. В. Дубро-
виной.—М.: Педагогика, 1980.—С. 3—24, 156—160.
Чудновский В. Э. Некоторые вопросы подготовки старшекласс-
ников к семейной жизни.—М.: Педагогика, 1980.
Харчев А. Г., Голод С. И. Молодежь и бракУ/Человек и обще-
ство,—Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.—Вып. IV.
6. Системный подход к изучению интеллекта взрослых
Ананьев Б. Г. О системном подходе в социальном познании. —
М.: Наука, 1977.—С. 332—361.
Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании//
Вопросы философии.— 1973. —№ 6.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси-
хологии.—М.: Наука, 1984.—Гл.II.
Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых:
Учебное пособие.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.
7. Возрастная периодизация зрелости (взрослости) и место в
ней студенческого возраста
Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и кон-
стантность восприятия.—М.: Просвещение, 1968.—С. 40—56.
Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых.—М.:
Знание, 1972.
151

Развитие психофизиологических функций взрослых людей/Под
ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой.—М.: Педагогика, 1977.
Степанова Е. И. Возрастная изменчивость интеллектуальных
функций в юношеском возрасте//Вопросы психологии.—1970.—
№ 1.
8. Факторы, влияющие на формирование личности студента
Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента.—Л.:
Изд-во ЛГУ, 1974.
Образ жизни современного студента: Социологическое исследо-
вание/Под ред. В. Т. Лисовского.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
Прикладная психология в высшей школе/Под ред. Н. М. Пей-
сахова.—Казань: Изд-во КГУ, 1979.
Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых:
Учебное пособие.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.
Щербаков А. И., Богословский В. В. Исследование отношений —
актуальная задача психологии воспитания//0тношения как пробле-
ма психологии воспитания.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.—
С. 3—10.
9. Роль обучения в интеллектуальном развитии и воспитании
взрослых учащихся
Виноградова А. Д. Приемы активизации умственной деятель-
ности студентов при овладении психологическими знаниями: XXVI
Герценовские чтения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
Развитие психофизиологических функций взрослых людей/Под
ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой.—М.: Педагогика, 1977.
Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрос-
лых.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.
Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обуче-
ния и развитие познавательной активности взрослых учащихся//
Вопросы психологии. — 1984. — № 5. — С. 45—48.
Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельнос-
ти студентов.—М.: Высшая школа, 1982.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь