Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19175

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3. Положительная корреляция между шкалой спонтанности (личностный уровень) и шкалой социального темпа (психодинамический уровень) (0,54).
4. Отрицательная корреляция между шкалой самоуважения и шкалой подчиненности (-0,43). Положительные корреляции между шкалой самоуважения и шкалами пластичности (0,53) и темпа (0,47).
Как говорилось выше, самоуважение студентов с низким уровнем самоактуализации зависит 6т свойств темперамента и метаиндивидуальности. Это значит, что у студентов, не ценящих свои достоинства, выражено стремление к беспокойству, ощущение вины, униженности. Они покорны, пассивны, склонны уступать всем и во всем, всегда ставят себя на последнее место, осуждают себя, считают себя виноватыми во всех грехах.
5. Положительная корреляция между шкалой представления о природе человека (личностный уровень) и шкалой пластичности (показатель психодинамического уровня) (0,54). Студенты данной группы не воспринимают природу человека в целом как положительную, они испытывают трудности в переключении с одного предмета деятельности на другой, предпочитают постепенный переход с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной сферой.
6. Положительная корреляция между шкалой синергии и шкалой социальной эргичности (0,50).
7. Отрицательная корреляция между шкалой принятия агрессии и шкалой дружелюбия (-0,47).
8. Отрицательные корреляции между шкалой контактности и шкалами авторитарности (-0,49) и зависимости (-0,62).
Иначе говоря, для студентов, не способных к быстрому установлению долгосрочных контактов с людьми, характерна доминантность, властность, стремление добиваться уважения к себе. При этом люди, которые лидируют во всех видах групповой деятельности, ожидают помощи от окружающих.
9. Отрицательная корреляция между шкалами познавательных потребностей и шкалой подозрительности (-0,44).
При низкой степени стремления к приобретению знаний об окружающем мире студентам свойственна отчужденность по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительность, обидчивость, склонность к сомнению во всем.
10. Положительные корреляции между шкалой креативности и шкалами пластичности (0,43), социальной пластичности (0,49) и темпа (0,52).
Лица, у которых творческие способности выражены слабо, испытывают трудности в переключении с одного предмета деятельности на другой. Они отличаются ригидностью, отсутствием стремления к разнообразию форм предметной деятельности, а также низкой скоростью моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Таким образом, студентам с низким уровнем самоактуализации присущи следующие качества: подозрительность, обидчивость, склонность к сомнению во всем, покорность, слабоволие. Они не уверены в себе, тревожатся по любому поводу, зависят от других, дружелюбны и любезны со всеми, гиперответственны, стремятся помочь всем. Им свойственна низкая потребность в социальных контактах, пассивность, Невовлеченность в социальную деятельность. Они нуждаются во времени при переключении с одного предмета деятельности на другой, с одних способов мышления — на другие в процессе взаимодействия с Предметной средой. В общении им трудно переключиться от общения с одним человеком к другому. При выполнении предметной деятельности они неторопливы и медлительны, предпочитают говорить спокойно, неторопливо. Можно сделать вывод о том, что различие корреляционных связей в группах с высоким и низким уровнем самоактуализации говорит о специфике структур целостной индивидуальности при разном уровне самоактуализации. В связи с этим, проблема поиска систематизирующих факторов в детерминации специфики интегральной индивидуальности на сегодняшний день актуальна как для теоретической, так и для прикладной психологии.







РАЗДЕЛ 4
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Структура индивидуальности, рассматриваемая вне развития, выступает, прежде всего, как описательная. Только в процессе развития обнаруживаются закономерность и необходимость этой структуры я движущие силы, ее порождающие.
В монографии В. С. Мерлина (1969) указывается, что простейший компонент индивидуальности — отдельное ее проявление большей или меньшей сложности. В качестве таких проявлений можно рассматривать индивидуальные особенности нейронных, электроэнцефалографических реакций, вегетативных, моторных, речевых реакций и т. п. В диагностических испытаниях обнаруживается, что некоторые индивидуальные проявления статистически связаны. Предполагается, что в основе статистических связей лежит какое-то общее индивидуальное свойство. Поэтому систему статистически связанных индивидуальных проявлений рассматривают как симптомокомплекс какого-либо индивидуального свойства.
Изучение онтогенеза должно показать, насколько правомерно это предположение. Существуют ли изначально такие устойчивые и постоянные симптомокомплексы индивидуальных проявлений, или они образуются в процессе развития? Существуют ли закономерные стадии развития этих симптомокомплексов?
Первый основной факт заключается в том, что те показатели одного и того же индивидуального свойства, которые коррелируют между собой в подростковом возрасте, не коррелируют в возрасте 6—7 и 10-11 лет (Э. И. Маствилискер, 1973). Например, в этих возрастах не коррелируют друг с другом два показателя тревожности (по В. С. Мерлину и по ТАГ), два показателя ригидности при изучении гаптической и зрительной установок, два показателя интроверсии-экстраверсии. Среди свойств личности в дошкольном возрасте не коррелируют друг с другом показатели тревожности ожиданий в общении со сверстниками, старшими и взрослыми (В. Р. Кисловская, 1970). В этом возрасте не коррелируют друг с другом и показатели социометрического статуса по методике Я. Л. Коломинского и по методике одномоментных срезов (А. А. Рояк, 1974). Представленные данные позволяют предполагать, что на ранних ступенях развития какие-либо устойчивые симптомокомплексы индивидуальных проявлений, характеризующие индивидуальное свойство (начиная с психодинамического уровня), вообще отсутствуют. Естественно, что там, где нет еще выраженных свойств, отсутствуют и их связи.
Индивидуальность ребенка вначале представляет собой диффузное и динамично изменяющееся сочетание индивидуальных проявлений, которые лишь в более поздних возрастах мы относим к разным иерархическим уровням. После того как возникают симптомокомплексы коррелирующих друг с другом проявлений одного и того же индивидуального свойства, состав этих симптомокомплексов изменяется с возрастом. Например, в 6—7 и в 10—11 лет показатели широты классификации и неструктурированных рисунков не коррелируют с экстраверсией-интроверсией и не входят в ее симптомокомплекс, тогда как в подростковом возрасте входят в него. Аналогично и с показателем эмоциональной возбудимости по ТАГ: в 6—7 и в 10—11 лет он не входит в симптомокомплекс эмоциональной возбудимости, а в подростковом возрасте входит.
Так же обстоит дело и на физиологическом уровне — в дошкольном возрасте электроэнцефалографические показатели не коррелируют со многими реактивными показателями свойств нервной системы, с которыми они коррелируют в старших возрастах. Такова ситуация и с показателями свойств личности, регистрируемыми по опроснику Р. Кеттелла. Если речь идет об индивидуальных свойствах наследственного происхождения, то изменчивость симптомокомплексов их проявлений можно объяснить по образцу соотношения генетического и фенотипического. Пока в нервной деятельности не сложилась устойчивая биоэлектрическая ритмика, электроэнцефалографические проявления не могут служить показателями свойств нервной системы. При недостаточном уровне развития второй сигнальной системы методика ТАГ не может быть надежным средством изучения экстраверсии-инт-роверсии. Но если индивидуальное свойство не имеет наследственного происхождения, картина его внутренних и внешних связей оказывается иной.
Тревожность ожиданий в общении — это особое прижизненно сформированное, а не генетически обусловленное свойство, это именно тревожность по отношению к взрослым. В дошкольном возрасте отношения личности недостаточно обобщены. Они ближе к ситуативным. Поэтому целый ряд таких индивидуальных проявлений, которые характерны для развитого отношения личности, не являются компонентами того же симптомокомплекса в более раннем возрасте.
Подводя итоги сказанному, можно выделить три аспекта онтогенеза индивидуальных свойств (В. С. Мерлин, 1996, с. 134).
1. В процессе развития складываются симптомокомплексы проявлений, характеризующих отдельные свойства личности. В этом отражается становление индивидуальных свойств. Изменение симптомо-комплексов в онтогенезе характеризует процесс развития индивидуальных свойств.
2. Развитие идивидуальных свойств заключается в изменении интенсивности и частоты их проявления. С возрастом до определенного периода увеличивается сила возбуждения и торможения, степень их уравновешенности, лабильность и подвижность нервной системы. То же относится и к возрастным изменениям свойств темперамента и личности. До какого-то возраста усиливаются степень волевого контроля, эмоциональная уравновешенность, пластичность и другие свойства темперамента, осознание ответственности, прилежание, аккуратность и т. д.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Зейгарник Б.В. Патопсихология.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х томах
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • А.В. Федоров, А.А. Левицкая, О.И. Горбаткова,. Направления, цели, задачи, авторские концепции аудиовизуальных медийных трактовок темы школы и вуза в советском кино эпохи «застоя» (1969-1985)
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Парсонс Талкотт - О структуре социального действия
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Пашукова Т. и др. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь