|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379452
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Модификация поведения: целенаправленное поэтапное изменение поведения.
В последнее время метод модификации поведения стали применять и в клинической практике. Дело в том, что некоторые пациенты, с головой погрузившись в свои болезненные ощущения, забывают обо всем на свете и никакими медикаментозными средствами помочь им невозможно. Как правило, это самые тяжелые случаи. Персонал больницы получает указания уходить от пациента, как только тот начинает жаловаться или рассказывать о своей боли. Пациенту разрешается говорить о боли только непосредственно лечащему врачу, который и сам расспрашивает его о том, что и как сильно у него болит. Таким образом, поощряется только «хорошее» поведение. Персонал больницы оказывает особое внимание тем больным, которые разговаривают на темы, не имеющие отношения к боли, или занимаются каким-либо делом. Любой интерес к чему-либо помимо больниц и болезней всячески приветствуется. И хотя подобные методы модификации поведения не обязательно будут иметь успех, обычно более половины пациентов испытывают облегчение. Прогулы, опоздания и постоянные жалобы можно, в некотором смысле, считать дурными привычками. Эти дурные привычки можно преодолеть с помощью модификации поведения. Не хотите ли вы воспользоваться этим методом для борьбы со своими дурными привычками? Может быть, вы грызете ногти, слишком много едите булочек или чересчур вспыльчивы? А может, вы хотите заняться самосовершенствованием? Возможно, вам надо активнее заниматься, уделять больше времени спорту или стать общительнее. Вы можете попробовать применить этот бихевиористский подход для борьбы с дурными привычками. И для этого надо обозначить пять необходимых шагов, из которых, собственно, и состоит модификация поведения. 1. Точно определите цель, которой вы хотите достигнуть, — например, похудеть на 10 кг. 2. Зафиксируйте состояние, существующее в данный момент, — например, сейчас я вешу 90 кг. 3. Выберите себе наиболее привлекательное поощрение за движение по избранному пути — например, холодное пиво или получасовое прослушивание любимых пластинок. 4. Определите промежуточные ориентиры, которые будут свидетельствовать о приближении цели — например, еженедельное уменьшение веса на полкилограмма. 5. Точно фиксируйте каждое свое достижение — делайте записи в тетради или заносите все данные в специально составленную таблицу. Упражнение 3.11 Кен тратит слишком много денег и ничего не может с собой поделать. Когда у него в кармане кредитная карточка, он готов купить все на свете, не задумываясь о том, может ли он это себе позволить. Он с легкостью покупает такие вещи, как чехол с монограммой для теннисной ракетки из чистой кожи и зубочистка из серебра высшей пробы. Гора его счетов все время растет. За прошлый месяц он задолжал 880 долларов. И теперь, даже если он перестанет вдруг так безрассудно сорить деньгами налево и направо, ему понадобится еще полгода, чтобы расплатиться со всеми своими долгами. Больше всего Кен любит парусный спорт, но у него никогда не хватает денег, чтобы поплавать на яхте со своими приятелями. А они как раз в ближайшие выходные собираются пройти под парусами по ближайшему озеру, что не потребует больших затрат. А в следующем году они собираются совершить на яхте настоящее увлекательное путешествие к Атлантическому побережью. Кен тоже хочет отправиться с ними. Опишите, как он может помочь себе сделать это, воспользовавшись методом модификации поведения. а. __________________________________________ б. ___________________________________________ в. ___________________________________________ г. ___________________________________________ д. _______________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Моделирование и подражание Многие из имеющихся у вас навыков и установок приобретены путем подражания. Такой вид научения называется научением через наблюдение. Когда вы видите, что другие люди получают поощрение за определенные поступки, вы склонны им подражать. И, по крайней мере какое-то время, стараетесь избегать поведения, за которое кого-нибудь наказали. В поведении детей многое основано на подражании. Дети научаются ходить, говорить и пользоваться мимикой так же, как это делают их родители. Подражая взрослым, они приобретают навыки, необходимые в их культурной среде. Японские дети учатся чайному церемониалу, а африканские — охотиться на животных; и те и другие подражают при этом своим родителям. К сожалению, дети перенимают не только хорошее. Если мать всякий раз, когда ее критикуют, притворяется, что у нее мигрень, она, вероятно, скоро обнаружит, что ее дочь симулирует ту же болезнь, как только ее начинают ругать. Некоторые исследования указывают на то, что дети могут научиться у родителей даже агрессии. В одном из экспериментов (Bandura, Ross and Ross, 1963) детям показали фильм, в котором актеры избивали деревянного клоуна. После фильма детям дали такого же клоуна, и они тоже стали его бить. Дети же, не смотревшие фильм, мирно играли с точно таким же клоуном. Но некоторым детям не с кого брать пример. Аш (Asch, 1988) заметил, что дети-инвалиды редко имеют возможность видеть взрослых инвалидов как при личных встречах, так и по телевидению. В результате им не хватает положительных примеров для подражания. Моделирование: использование склонности к подражанию с целью научения желаемому поведению. Психологи, используя эту склонность к подражанию, моделируют различные ситуации, чтобы помочь людям в преодолении фобий. В исследовании Бандуры (Bandura, 1969) взрослым, сильно боявшимся змей, показывали специально снятый фильм о змеях. В начале этого фильма актеры играли с резиновыми змеями. Затем стали появляться и настоящие, но актеры продолжали все так же непринужденно играть с ними. Зрители, страдавшие фобией, могли остановить показ фильма тотчас же, как только им становилось неприятно. Затем просмотр возобновлялся с тех моментов, которые показались им наиболее интересными. Однако наблюдение за живым человеком, играющим со змеей в присутствии страдающих серпентофобией, оказалось более эффективным, чем просмотр подобных фильмов. Упражнение 3.12 Пятилетняя девочка бьет свою трехлетнюю сестренку. Мать шлепает старшую дочку со словами: «Как тебе не стыдно бить того, кто меньше тебя?!» В результате обе дочки этой мамы станут драчливыми. Почему? Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Угасание нежелательного поведения Поскольку некоторые виды научения приводят к нежелательному поведению, иногда возникает необходимость прекратить его. Предположим, маленькая девочка обнаруживает, что у нее есть язык, и высовывает его. Ее родители смеются и аплодируют. Девочке нравится их веселье и проявленное к ней внимание. Однако, когда девочке исполнится три или четыре года, такое поведение перестанет казаться забавным. Оно покажется скорее невежливым и вызовет у окружающих раздражение. Как можно прекратить это поведение? Если родители и друзья перестанут смеяться и аплодировать, увидев высунутый язык, то, вероятно, произойдет постепенное угасание этого поведения. Первым шагом в процессе угасания является определение фактора, поощряющего нежелательное поведение. Если много раз подряд нежелательные действия ничем не подкрепляются, они, скорее всего, не будут больше повторяться. Если девочку наказывают за то, что она дерется, и тем не менее с помощью кулаков она всегда получает все, что захочет, скорее всего, она будет продолжать драться. Главное правило угасания нежелательного поведения — это устранение положительного подкрепления. Упражнение 3.13 Каждую субботу Хуан приносит своей девушке Доре букет из одуванчиков и диких роз. Чтобы не показаться невежливой, она всегда благодарит его и ставит цветы в вазу, хотя терпеть не может ни одуванчики, ни розы и ни цветы вообще. Что она может сделать, чтобы Хуан прекратил приносить ей цветы? Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ВОПРОСЫ ЭТИКИ Поскольку психологи обнаруживают все больше и больше механизмов воздействия на человеческое поведение, естественным образом встает вопрос этичности подобного рода влияния на другого человека. Одни считают, что это ограничивает свободу личности. Другие заявляют, что с помощью обусловливания наш мир станет лучше, так как люди не будут совершать нежелательных и эгоистичных поступков, и видят в возможности целенаправленного изменения поведения важный шаг вперед в решении психологических проблем (Hill, 1985). А как вы смотрите на все это? Действительно ли наше общество станет лучше в результате такой целенаправленной практики или же это приведет лишь к ограничению личной свободы каждого? Подумайте обо всех плюсах и минусах подобного применения психологии. Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал двух предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|