Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52292

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Наиболее эффективный подкод к анализу системы начинается с построения сценария, описывающего системные операции. Затем сценарий подвергается оценке с целью выделения отдельных функциональных требований, что создает основу дня выявления и организации основных требований нижнего уровня, определяемых как субфункции и су б -су б функции. Функциональное описание» в свою очередь, является базой ддя выявления специфических действий, которые должны быть выполнены, и требуемой дня их реализации информации. В завершение определяются требования к обмену информацией между человеком и машиной и к системе отображения и контроля в целом.
Методы оценки рабочей нагрузки
Другим полезным аналитическим средством для проектирования систем являются методы оценки рабочей нагрузки. Они позволяют убедиться» что действия, предписываемые для выполнения экипажу, по крайней мере, осуществимы, а также выделить те операции, которые дают наиболее сильную нагрузку. Применяемые на практике методы определения нагрузки чрезвычайно разнообразны (Cavalli, 1977; Roscoe, 1977), В первом подходе исследователи-практики ис-
101
пользуют субъективные оценки операторов, которые мысленно представляют выполняемые операции.
При другом подходе используется последовательность выполнения задач на временной шкале (по аналогии с анализом "время -движение"), оценки по которой позволяют получить процентный показатель способности экипажа выполнять задания.
Третий подход, также основанный на измерении времени, позволяет определить отношение необходимого времени к тому, которое имеется в распоряжении экипажа, и тем самым, оценить уровень нагрузки (включая оценки отдельно по каждому органу, зрению, слуху,
р ечи и мышлению).
Четвертый метод базируется на регистрации движения глаз и концентрации внимания при выполнении задач в моделируемых или реальных условиях. Другие методы основаны на использовании физиологических индикаторов. Из перечисленных методов чаще всего применяются те, которые основаны на оценке времени выполнения
задачи.
Методы определения рабочей нагрузки, используемые в компании toeing* основаны на подходе, анализирующем выполнение задач на ременной шкале ("задача - временная шкала11). Они в чем-то сход-лы с методиками, предложенными Taylor, Gilbreth и Anderson в 20-х - 30-х годах. Однако их основное отличие состояло в том, что при постановке задачи бояее оптимально приспособить человека к уже существующей машине, временное распределение трудовых задач в них дробилось на очень мелкие единицы. При существующем сходстве подход, реализуемый в компании Boeing, противоположен по своим целям - он направлен на решение того, каким образом машина может быть более эффективно приспособлена к человеку.
Данный прикладной подход берет начало от двух независимых линий исследований, возникших на рубеже 60-х годов. Первая из них связана с попытками Hickey осуществлять более систематичный, организованный и тщательно выполненный анализ человеческого фактора* Он ввел представление о типе методов "задача - временная шкала" для того, чтобы определить, способен ли оператор выполнить задачу за имеющееся в его распоряжении время (для обзора см, Jahns, 1973),
В дальнейшем Stem и Zipoy распространили данный класс методов на получение "процентного показателя рабочей нагрузки" для оценки способности оператора и резервов скорости процесса переработки информации. Получаемые оценки зависели от того, насколько аналитик знаком с задачей, включая его представления о том, могут ли параллельно выполняться разные задачи, и от того, насколько задача захватывает человека физически. За верхний предел допустимой нагрузки был принят 80-протдентный уровень, поскольку счита-
102
лось, что оператору следует сохранять некоторый резерв сил и иметь возможность оценить ошибку.
В последующих работах эта концепция была дополнена стохастической моделью системы "человек-машина" (Whitney & Vaughn, 1968). В нее были введены такие характеристики, как время выполнения задачи и показатели его вариативности, показывающие надежность выполнения деятельности, а также переменные, характеризующие, например, разветвленность процесса принятия решения (Siegel & Wolf 1961). К сожалению, эта модель оказалась недостаточно надежной, и для ее реализации требовалось слишком много сведе-ний относительно мелких деталей на каждом уровне функционирования системы. Первые попытеи выглядели многообещающими, но требовали слишком много времени, чтобы быть действительно эффективными.
Вторая линия исследований началась с работы Smith (1975) и связана со статистическим сопоставлением времени выполнения основных фрагментов трудового задания для определения значимых различий между требованиями со стороны разных задач, представленных в виде временных показателей. Позднее этот метод был введен в процедуру определения процентного показателя нагрузки, то есть отношения времени, необходимого для выполнения задачи, ко времени, которым располагает оператор.
Jahns обобщил накопленный в исследованиях опыт и связал возникающие при этом вопросы с более общей теоретической постановкой проблемы "Что такое рабочая нагрузка?1 (Jahns, 1973). Позднее Parks & Springer (1975) предложили более прагматический подход к этому понятию в целях непосредственного прикладного использования. Geer (1977) описал достаточно большое число аналитических методов и техник, применяемых для анализа "человеческого фактора" (16 выполняемых вручную и 10 компьютеризованных).
Методы оценки рабочей нагрузки занимают важное место в его перечне. Этот и более поздние обзоры содержат сходную информацию * но достаточно далекую от исчерпывающей трактовки понятия "рабочая нагрузка". Несмотря на это, они отчетливо показывают, какую пользу может принести даже упрощенная методология системной инженерии на ранних стадиях проектирования систем.
Возможности применения современных теорий
Хотя ограниченность имеющихся в нашем распоряжении данных для решения указанных прикладных проблем продолжает вызывать все новые трудности, возможности их применения и содержательная релевантность намного больше, чем 20 лет назад.
В то же время возникла и обострилась проблема выбора и непосредственного использования существующих информационных тео-
103
рий. Специалистам, занятым в прикладных областях, становится все труднее сохранять на должном уровне качество исследований* проводимых по смежным вопросам. В область изучения человеческого, фактора приходят специалисты, получившие подготовку по различным базовым дисциплинам (в Реестре специальностей по человеческому фактору указано более 100 направлений), что обусловливает широкое варьирование экспертных заключений.
Очевидно, что ни одна программа разработки системы не предоставляет проектировщикам достаточного времени для того, чтобы хорошо ознакомиться и использовать новые методы. Необходимы более простые и легкие пути применения имеющихся в нашем распоряжении методов и теорий. Они должны быть представлены в такой форме, чтобы их мог использовать любой современный практик.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Капорская Евгения Леонидовна. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Матвеева Анна Александровна. Формирование самостоятельности посредством поддержки детской инициативы
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Редактор. Детский стресс и как с ним бороться
  • Стресс без дистресса и адаптационный синдром. Теория Ганса Селье (1907-1982)
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Стенфорд Дроб. Каббалистическое видение – Юнг и каббалистический мистицизм
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Соболева Е.С., Соковнина М.С. Внутриличностные механизмы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
  • Пологова Светлана Евгеньевна. Подготовка к аттестации, как фактор повышения профессионального уровня педагога
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Общительность и проблема одиночества
  • Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека.
  • Коррекция эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы
  • Трансфер; перенос; transference
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Базаров Т.Ю. Управление персоналом
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Тип; Туре
  • Психология успеха
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Гринберг Джеррольд С. - Управление стрессом. 7-е изд.
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Марс Д. Случай инцеста между матерью и сыном: его влияние на развитие и лечение пациента
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Виды отворотов и их симптомы
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Основные признаки отворота мужа от жены
  • Никитина Светлана Владимировна, Прилатова Елена Ивановна. Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Функция; Function; Funktion
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Сплетни полезны для коллектива?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь