|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52292
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Наиболее эффективный подкод к анализу системы начинается с построения сценария, описывающего системные операции. Затем сценарий подвергается оценке с целью выделения отдельных функциональных требований, что создает основу дня выявления и организации основных требований нижнего уровня, определяемых как субфункции и су б -су б функции. Функциональное описание» в свою очередь, является базой ддя выявления специфических действий, которые должны быть выполнены, и требуемой дня их реализации информации. В завершение определяются требования к обмену информацией между человеком и машиной и к системе отображения и контроля в целом.
Методы оценки рабочей нагрузки Другим полезным аналитическим средством для проектирования систем являются методы оценки рабочей нагрузки. Они позволяют убедиться» что действия, предписываемые для выполнения экипажу, по крайней мере, осуществимы, а также выделить те операции, которые дают наиболее сильную нагрузку. Применяемые на практике методы определения нагрузки чрезвычайно разнообразны (Cavalli, 1977; Roscoe, 1977), В первом подходе исследователи-практики ис- 101 пользуют субъективные оценки операторов, которые мысленно представляют выполняемые операции. При другом подходе используется последовательность выполнения задач на временной шкале (по аналогии с анализом "время -движение"), оценки по которой позволяют получить процентный показатель способности экипажа выполнять задания. Третий подход, также основанный на измерении времени, позволяет определить отношение необходимого времени к тому, которое имеется в распоряжении экипажа, и тем самым, оценить уровень нагрузки (включая оценки отдельно по каждому органу, зрению, слуху, р ечи и мышлению). Четвертый метод базируется на регистрации движения глаз и концентрации внимания при выполнении задач в моделируемых или реальных условиях. Другие методы основаны на использовании физиологических индикаторов. Из перечисленных методов чаще всего применяются те, которые основаны на оценке времени выполнения задачи. Методы определения рабочей нагрузки, используемые в компании toeing* основаны на подходе, анализирующем выполнение задач на ременной шкале ("задача - временная шкала11). Они в чем-то сход-лы с методиками, предложенными Taylor, Gilbreth и Anderson в 20-х - 30-х годах. Однако их основное отличие состояло в том, что при постановке задачи бояее оптимально приспособить человека к уже существующей машине, временное распределение трудовых задач в них дробилось на очень мелкие единицы. При существующем сходстве подход, реализуемый в компании Boeing, противоположен по своим целям - он направлен на решение того, каким образом машина может быть более эффективно приспособлена к человеку. Данный прикладной подход берет начало от двух независимых линий исследований, возникших на рубеже 60-х годов. Первая из них связана с попытками Hickey осуществлять более систематичный, организованный и тщательно выполненный анализ человеческого фактора* Он ввел представление о типе методов "задача - временная шкала" для того, чтобы определить, способен ли оператор выполнить задачу за имеющееся в его распоряжении время (для обзора см, Jahns, 1973), В дальнейшем Stem и Zipoy распространили данный класс методов на получение "процентного показателя рабочей нагрузки" для оценки способности оператора и резервов скорости процесса переработки информации. Получаемые оценки зависели от того, насколько аналитик знаком с задачей, включая его представления о том, могут ли параллельно выполняться разные задачи, и от того, насколько задача захватывает человека физически. За верхний предел допустимой нагрузки был принят 80-протдентный уровень, поскольку счита- 102 лось, что оператору следует сохранять некоторый резерв сил и иметь возможность оценить ошибку. В последующих работах эта концепция была дополнена стохастической моделью системы "человек-машина" (Whitney & Vaughn, 1968). В нее были введены такие характеристики, как время выполнения задачи и показатели его вариативности, показывающие надежность выполнения деятельности, а также переменные, характеризующие, например, разветвленность процесса принятия решения (Siegel & Wolf 1961). К сожалению, эта модель оказалась недостаточно надежной, и для ее реализации требовалось слишком много сведе-ний относительно мелких деталей на каждом уровне функционирования системы. Первые попытеи выглядели многообещающими, но требовали слишком много времени, чтобы быть действительно эффективными. Вторая линия исследований началась с работы Smith (1975) и связана со статистическим сопоставлением времени выполнения основных фрагментов трудового задания для определения значимых различий между требованиями со стороны разных задач, представленных в виде временных показателей. Позднее этот метод был введен в процедуру определения процентного показателя нагрузки, то есть отношения времени, необходимого для выполнения задачи, ко времени, которым располагает оператор. Jahns обобщил накопленный в исследованиях опыт и связал возникающие при этом вопросы с более общей теоретической постановкой проблемы "Что такое рабочая нагрузка?1 (Jahns, 1973). Позднее Parks & Springer (1975) предложили более прагматический подход к этому понятию в целях непосредственного прикладного использования. Geer (1977) описал достаточно большое число аналитических методов и техник, применяемых для анализа "человеческого фактора" (16 выполняемых вручную и 10 компьютеризованных). Методы оценки рабочей нагрузки занимают важное место в его перечне. Этот и более поздние обзоры содержат сходную информацию * но достаточно далекую от исчерпывающей трактовки понятия "рабочая нагрузка". Несмотря на это, они отчетливо показывают, какую пользу может принести даже упрощенная методология системной инженерии на ранних стадиях проектирования систем. Возможности применения современных теорий Хотя ограниченность имеющихся в нашем распоряжении данных для решения указанных прикладных проблем продолжает вызывать все новые трудности, возможности их применения и содержательная релевантность намного больше, чем 20 лет назад. В то же время возникла и обострилась проблема выбора и непосредственного использования существующих информационных тео- 103 рий. Специалистам, занятым в прикладных областях, становится все труднее сохранять на должном уровне качество исследований* проводимых по смежным вопросам. В область изучения человеческого, фактора приходят специалисты, получившие подготовку по различным базовым дисциплинам (в Реестре специальностей по человеческому фактору указано более 100 направлений), что обусловливает широкое варьирование экспертных заключений. Очевидно, что ни одна программа разработки системы не предоставляет проектировщикам достаточного времени для того, чтобы хорошо ознакомиться и использовать новые методы. Необходимы более простые и легкие пути применения имеющихся в нашем распоряжении методов и теорий. Они должны быть представлены в такой форме, чтобы их мог использовать любой современный практик. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|