Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38801

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Например, клиент обращается к консультанту за помощью, сомневаясь в его возможностях. Консультант «клюет» на эту приманку, т.к. его Родительское послание гласит: «ты должен помогать слабым». Реакцией консультанта является попытка решения задачи, поставленной клиентом. Переключение происходит, когда клиент заявляет, что консультант его не понимает, и уходит. Наступает расплата в виде запрограммированных у обоих «рэкетных» чувств: клиент испытывает возмущение, а консультант – смущение и ругает себя: «Ну почему это всегда случается со мной!»
О терапевтическом эффекте судят по ответам участников на вопросы:
 Каким вы считаете сейчас свое положение в жизни?
 Смотрите ли вы теперь на мир иначе, чем раньше?
 Изменили ли вы решение, которое было принято в детстве?
 Отказались ли вы от деструктивных намерений, предписанных вам родителями?
 Можете ли вы сейчас выполнять дела, которые в свое время вам запрещали родители?
 Появился у вас новый герой или вы стали иначе смотреть на старого?
 Бросили ли вы оговорки «если б только», «по крайней мере»?
 Отказались ли вы от игр, в которые играли ваши родители?
 Вы сняли «футболку»?
 Мир в ваших снах стал другим?
 Считаете ли вы, что проживете дольше, чем вам казалось раньше?
 Изменились ли ваши предполагаемые последние слова в жизни?
 Изменилась ли эпитафия?
 Вы осознаете, как действует на других людей выражение вашего лица?
 Вы знаете, какое состояние Я активизировано у вас в данный момент?
 Осознаете ли вы, как воздействуют на вас запахи?
 Вы счастливы или просто храбритесь?

Главная цель ТА по Р. и М. Гулдинг состоит в пересмотрах ранних решений. Авторы сочетают дидактические приемы Берна с модификацией поведения, психодрамой и гештальттерапией. При этом члены группы могут заново пережить ситуации раннего детства, в которых они приняли неадаптивные решения и пересмотреть их. Это приводит их к интеллектуальному и эмоциональному инсайту, улучшению контроля за своей жизнью. Акцент делается на личной ответственности участника, группа используется для поддержки.
Супруги Шифф для лечения психически больных используют метод репариентации - воссоздания родителя, функции которого берет на себя на первое время психотерапевт (вплоть до официального усыновления или удочерения). Терапевтическая группа становится отзывчивым окружением пациента, вступая с ним в «заботливую конфронтацию», когда он использует игнорирование и ведет себя пассивно. Конфронтация в таких случаях ведется с позиции Я+ Ты+.

Дополнительными литературными источниками по данной теме могут служить: Э. Берн (2000, 2001), М. Гулдинг и Р. Гулдинг (1997), М. Джеймс и Д. Джонгвард (1993), В.В. Макаров и Г.А. Макарова (2002), Е.В. Сидоренко (2000), Я. Стюарт и В. Джойнс (1996), К. Штайнер (2003).

 Задача – сделать человека счастливым – не входила в план сотворения мира (Зигмунд Фрейд).

Психодрама
Вся жизнь – игра, и люди в ней актеры.
Вильям Шекспир

В пьесе Гете «Лила» героиня, душевно больная девушка, вовлекает окружающих в свои болезненные фантазии, придумывая им определенные роли, и в конце концов выздоравливает. Гете писал директору саксонского театра: «Лила» – пьеса о психологическом исцелении; сумасшествию дают выйти на поверхность, чтобы его излечить… Лучший способ лечения – разрешить сумасшествию войти в терапию, чтобы излечиться».
Основатель психодрамы Якоб Морено (1998) показал, что с душевно больными, неспособными к переносу, можно войти в контакт с помощью обмена ролями. Чтобы в работе с больным были представлены расщепленные части его личности и галлюцинаторные объекты, Морено ввел в практику команду помощников – вспомогательные «Я» пациента.
Последователи Я. Морено (2001) считают психопатологические симптомы следствием ролевых конфликтов, ролевых фиксаций, недостаточной ролевой гибкости и нарушения ролевого развития или же описывают их как «невроз креативности», сопровождающий «снижение мотивации».
Травмирующие события, низкие возможности для развития спонтанности и креативности ведут к эгоцентрической позиции. Возможны следующие ролевые конфликты: интра - и интерролевой, интра- и интерперсональный.
Выделяют 4 категории ролей: соматические, психологические, социальные и трансцендентальные. Переход от психологического уровня к трансцендентальному без освоения социального наблюдается при шизофрении, регрессия с трансцендентального уровня до социального – при психастении.
Психодрама показана при неврозах с нарушениями социального поведения и контактов, трудовой и профессиональной деятельности, психосоматических заболеваниях и химической зависимости. Особенно показана психодрама пациентам с алекситимией (неспособностью вербализовать эмоциональные переживания и внутренние конфликты), а также людям, из-за робости сдерживающим внешние проявления своих глубинных чувств или сросшимся со своей социальной ролью.
Цель психодрамы состоит в том, чтобы облегчить проявление скрытых чувств, обеспечить достижение инсайта и помочь клиенту создать новые и более эффективные формы поведения, раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов. В задачу терапевта входит разогрев группы, помощь в организации психодрамы, управление действием, которое происходит на сцене, и совместное с участниками исследование результатов. Он должен также обеспечить сопровождение (фасилитацию), наблюдение, управление и творческий настрой. Основными техниками являются: презентация себя, презентация других, интервью в роли другого и интервью в роли себя, монолог, смена ролей, дубль, вспомогательное «Я», зеркало и проекция в будущее.
Ответственность в работе распределяется следующим образом. Терапевт предлагает специальные техники, направленные на интенсификацию чувств, воссоздание ситуации прошлого и обеспечение нового уровня сознания конфликта; убеждается в том, что протагонист продвинулся вперед и у других членов группы есть возможность поделиться тем, что они испытали во время психодрамы. Члены группы предоставляют материал для психодрамы и, если выступают в роли протагониста, управляют собственной психодрамой.
Психодрама опирается на теорию катарсиса, объясняющую очищающее воздействие театра как на зрителей, так и на самих актеров. Психодрама включает человека в теле – невербальный взаимообмен партнеров актуальными эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Зерка Морено (1998) подчеркивает творческое значение взаимного переживания партнеров, создающего межличностное и групповое согласие.
В. Келлерман (1998) выделяет 7 основных терапевтических факторов психодрамы:
1) искусство терапевта;
2) эмоциональное отреагирование;
3) когнитивный инсайт;
4) межличностные отношения;
5) поведенческое обучение и обучение действием;
6) имитационное моделирование воображаемого;
7) неспецифические целебные влияния.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Райзман Е.М. Матрица, гендер и зависть: мужчина в психоаналитической группе
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Дидерихс-Пешке В. Групповой процесс и групповые феномены в ходе групповой аналитической работы
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Трансфер; перенос; transference
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Группа; Group; Gruppe
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Васильева Оксана Сергеевна. Театр в нашей группе
  • Ладам Ф. Иллюзия переноса и ловушки контрпереноса (в случаях с подростками)
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Шаверен Дж. Cупервизирование эротического переноса и контрпереноса
  • Раиса Кочеткова. Проектная деятельность во 2 младшей группе «Мы растём»
  • Глуговский Д.В. Перенос в групповом психоанализе
  • Леонид Кроль. Лидер и группа: три фазы лидерства
  • Вечканова Татьяна Васильевна. Проект «Учим правила дорожного движения» в старшей группе
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Иванова Наталья Станиславовна. ПРОЕКТ Краткосрочный в старшей группе «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы с ОНР по теме «Осень»
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Виктория Карпович. Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
  • Групповая психотерапия
  • Онищенко Елена Васильевна. Предметно – развивающая среда в группе раннего возраста.
  • Групповая психология
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Белавина Марина Анатольевна. Педагогический проект «Творчество в семье»
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Информационный проект «День здоровья»
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Разиля Гайсина. Оформление группы детского сада
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Габбард Г.О. Судьба переноса: границы после завершения лечения
  • Джозеф Б. Перенос: тотальная ситуация
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Лубошникова Анна Николаевна. Краткосрочный проект в младшей группе «Игрушки»
  • Тунегова Наталья Вячеславовна. Краткосрочный творческий проект по ОО «Познавательное развитие» (математика) «Радуга – дуга» для детей средней группы детского сада
  • Мухина Елена Александровна. Познавательно-творческий проект «Мамино сердце» в старшей группе
  • Двинских Елена Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ младшей группы МБДОУ детский сад №24 «Малыш»
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь