|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38801
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Например, клиент обращается к консультанту за помощью, сомневаясь в его возможностях. Консультант «клюет» на эту приманку, т.к. его Родительское послание гласит: «ты должен помогать слабым». Реакцией консультанта является попытка решения задачи, поставленной клиентом. Переключение происходит, когда клиент заявляет, что консультант его не понимает, и уходит. Наступает расплата в виде запрограммированных у обоих «рэкетных» чувств: клиент испытывает возмущение, а консультант – смущение и ругает себя: «Ну почему это всегда случается со мной!»
О терапевтическом эффекте судят по ответам участников на вопросы: Каким вы считаете сейчас свое положение в жизни? Смотрите ли вы теперь на мир иначе, чем раньше? Изменили ли вы решение, которое было принято в детстве? Отказались ли вы от деструктивных намерений, предписанных вам родителями? Можете ли вы сейчас выполнять дела, которые в свое время вам запрещали родители? Появился у вас новый герой или вы стали иначе смотреть на старого? Бросили ли вы оговорки «если б только», «по крайней мере»? Отказались ли вы от игр, в которые играли ваши родители? Вы сняли «футболку»? Мир в ваших снах стал другим? Считаете ли вы, что проживете дольше, чем вам казалось раньше? Изменились ли ваши предполагаемые последние слова в жизни? Изменилась ли эпитафия? Вы осознаете, как действует на других людей выражение вашего лица? Вы знаете, какое состояние Я активизировано у вас в данный момент? Осознаете ли вы, как воздействуют на вас запахи? Вы счастливы или просто храбритесь? Главная цель ТА по Р. и М. Гулдинг состоит в пересмотрах ранних решений. Авторы сочетают дидактические приемы Берна с модификацией поведения, психодрамой и гештальттерапией. При этом члены группы могут заново пережить ситуации раннего детства, в которых они приняли неадаптивные решения и пересмотреть их. Это приводит их к интеллектуальному и эмоциональному инсайту, улучшению контроля за своей жизнью. Акцент делается на личной ответственности участника, группа используется для поддержки. Супруги Шифф для лечения психически больных используют метод репариентации - воссоздания родителя, функции которого берет на себя на первое время психотерапевт (вплоть до официального усыновления или удочерения). Терапевтическая группа становится отзывчивым окружением пациента, вступая с ним в «заботливую конфронтацию», когда он использует игнорирование и ведет себя пассивно. Конфронтация в таких случаях ведется с позиции Я+ Ты+. Дополнительными литературными источниками по данной теме могут служить: Э. Берн (2000, 2001), М. Гулдинг и Р. Гулдинг (1997), М. Джеймс и Д. Джонгвард (1993), В.В. Макаров и Г.А. Макарова (2002), Е.В. Сидоренко (2000), Я. Стюарт и В. Джойнс (1996), К. Штайнер (2003). Задача – сделать человека счастливым – не входила в план сотворения мира (Зигмунд Фрейд). Психодрама Вся жизнь – игра, и люди в ней актеры. Вильям Шекспир В пьесе Гете «Лила» героиня, душевно больная девушка, вовлекает окружающих в свои болезненные фантазии, придумывая им определенные роли, и в конце концов выздоравливает. Гете писал директору саксонского театра: «Лила» – пьеса о психологическом исцелении; сумасшествию дают выйти на поверхность, чтобы его излечить… Лучший способ лечения – разрешить сумасшествию войти в терапию, чтобы излечиться». Основатель психодрамы Якоб Морено (1998) показал, что с душевно больными, неспособными к переносу, можно войти в контакт с помощью обмена ролями. Чтобы в работе с больным были представлены расщепленные части его личности и галлюцинаторные объекты, Морено ввел в практику команду помощников – вспомогательные «Я» пациента. Последователи Я. Морено (2001) считают психопатологические симптомы следствием ролевых конфликтов, ролевых фиксаций, недостаточной ролевой гибкости и нарушения ролевого развития или же описывают их как «невроз креативности», сопровождающий «снижение мотивации». Травмирующие события, низкие возможности для развития спонтанности и креативности ведут к эгоцентрической позиции. Возможны следующие ролевые конфликты: интра - и интерролевой, интра- и интерперсональный. Выделяют 4 категории ролей: соматические, психологические, социальные и трансцендентальные. Переход от психологического уровня к трансцендентальному без освоения социального наблюдается при шизофрении, регрессия с трансцендентального уровня до социального – при психастении. Психодрама показана при неврозах с нарушениями социального поведения и контактов, трудовой и профессиональной деятельности, психосоматических заболеваниях и химической зависимости. Особенно показана психодрама пациентам с алекситимией (неспособностью вербализовать эмоциональные переживания и внутренние конфликты), а также людям, из-за робости сдерживающим внешние проявления своих глубинных чувств или сросшимся со своей социальной ролью. Цель психодрамы состоит в том, чтобы облегчить проявление скрытых чувств, обеспечить достижение инсайта и помочь клиенту создать новые и более эффективные формы поведения, раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов. В задачу терапевта входит разогрев группы, помощь в организации психодрамы, управление действием, которое происходит на сцене, и совместное с участниками исследование результатов. Он должен также обеспечить сопровождение (фасилитацию), наблюдение, управление и творческий настрой. Основными техниками являются: презентация себя, презентация других, интервью в роли другого и интервью в роли себя, монолог, смена ролей, дубль, вспомогательное «Я», зеркало и проекция в будущее. Ответственность в работе распределяется следующим образом. Терапевт предлагает специальные техники, направленные на интенсификацию чувств, воссоздание ситуации прошлого и обеспечение нового уровня сознания конфликта; убеждается в том, что протагонист продвинулся вперед и у других членов группы есть возможность поделиться тем, что они испытали во время психодрамы. Члены группы предоставляют материал для психодрамы и, если выступают в роли протагониста, управляют собственной психодрамой. Психодрама опирается на теорию катарсиса, объясняющую очищающее воздействие театра как на зрителей, так и на самих актеров. Психодрама включает человека в теле – невербальный взаимообмен партнеров актуальными эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Зерка Морено (1998) подчеркивает творческое значение взаимного переживания партнеров, создающего межличностное и групповое согласие. В. Келлерман (1998) выделяет 7 основных терапевтических факторов психодрамы: 1) искусство терапевта; 2) эмоциональное отреагирование; 3) когнитивный инсайт; 4) межличностные отношения; 5) поведенческое обучение и обучение действием; 6) имитационное моделирование воображаемого; 7) неспецифические целебные влияния. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|