Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57359

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Очевидно, что для успешного преодоления трудных ситуаций ребенку необходимы эмоционально близкие отношения с матерью, ко -торые обеспечивают ему чувство безопасности, снижают уровень тревоги и способствуют эффективному противодействию трудностям. Анализ литературных источников демонстрирует, что, несмотря на обилие исследований родительских отношений и их влияния на различные стороны развития ребенка, пока не существует единого понимания нормы родительского отношения. Исследователей в первую очередь интересует его аномалия, а понятие «норма» раскрывается от противного, то есть как отсутствие нарушений детс-ко-родительских отношений. В принципе, практическое существование «сотрудничества», «кооперации», «безусловной любви» и т. д. не подтверждается конкретными исследованиями.
Однако вполне возможным кажется нам выделение некоторых наиболее существенных характеристик гармоничных, или «здоровых», детско-родительских отношений:
1. Удовлетворение в системе детско-родительских отношений базовых потребностей ребенка, таких как потребности в безопасности и аффилиации, а также потребностей, возникающих в процессе детско-родительского взаимодействия (принятия, признания индивидуальности ребенка и сохранение автономии «Я»).
103
2. Достаточный уровень рефлексии родителей относительно ин -дивидуальных особенностей ребенка, а именно понимание их социально - психологической природы.
3. Сознательная организация родителями конструктивного сти -ля взаимодействия с ребенком, адекватного его индивидуальным особенностям.
В заключение отметим, что детско-родительские отношения — это сложный многофакторный феномен, имеющий свою специфику, структуру, внешние проявления и факторы. Детско-родительские отношения рассматриваются как фактор, оказывающий влияние на различные стороны развития ребенка, главным образом на формирование его индивидуальных особенностей, социальное развитие и психическое благополучие.
Контрольные вопросы
1. Как менялось значение материнства и отцовства в ходе исторического развития общества?
2. Какие факторы и условия детерминируют отношение родителей к ребенку?
3. Какие стили / типы родительского отношения вы можете назвать?
4. Дайте определение понятию «родительский стресс» и охарактеризуйте основные трудности, стрессоры, встречающиеся на разных этапах жизненного цикла семьи.
5. Как влияют детско - родительские отношения на развитие лич -ности ребенка?
Задания для самостоятельной работы
1. «Здоровая», уязвимая и регенеративная семья: реагирование на «нормативные» трудности.
2. Родительские позиции, педагогические маски и детские роли в семье.
3. Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями.
4. Технологии коррекции детско-родительских отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997.
2. Баз А. А., Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни / / Психологический журнал. 1996. № 3.
3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.
4. Божович А. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
5. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977.
6. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс... канд. психол. наук. М., 1986.
7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
8. Захаров А. М. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998.
9. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы консультирования. М.: Гардарики, 2004.
105
10. Кован Ф. А., Кован В. П. Стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. №4.
11. Куфтяк Е.В. Опыт исследования физического наказания де -тей и совладающего поведения в семье // Психолог в детском саду. 2004. № 3.
12. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная.
Л., 1925.
13. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.
14. Леонтьев А. Н. Проблема развития психики. М.: Мысль,
1973.
15. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психоло -гические труды. М.: Изд - во « Институт практической психо -логии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
16. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
17. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., Наука, 1982.
18. Рубинштейн Л. С. Бытие и сознание. М., Изд-во АН СССР 1957.
19. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-
Пресс, 1992.
20. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.
22.. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Мн.: Попурри, 1996.
23. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1984.
24. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Универс», 1993.
25. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
26. Эйдемиллер Э. Г., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.
106
27. ЭйнсвортМ. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее / Под ред. Е. Р. Слободской. Новосибирск, 1994.
28. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск: Принтер, 1993. 2 9. Hoeksma J.B., Коотеп Н. Development of early mother — child
interaction and attachment. Amsterdam, 1991.
30. MaccobyE. E. Social development: Psychological growth and the parent-child relationship. N.Y., 1980.
31. Murray L., Cooper P. J. Postpartum Depression and Child Development // Psychological Medicine. 1997. No 27.
32. Schaefer E. S. Childrens report of parental behavior inventory / /Child Devi., 1965.
33. Stress and the Family. Vol.1: Coping with Normative Transitions / Ed. by H. I. McCubbin, C. R. Figley. N. Y.: Brunner/ Mazel Publishers. 1983.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь