Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57057

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Очевидно, что для успешного преодоления трудных ситуаций ребенку необходимы эмоционально близкие отношения с матерью, ко -торые обеспечивают ему чувство безопасности, снижают уровень тревоги и способствуют эффективному противодействию трудностям. Анализ литературных источников демонстрирует, что, несмотря на обилие исследований родительских отношений и их влияния на различные стороны развития ребенка, пока не существует единого понимания нормы родительского отношения. Исследователей в первую очередь интересует его аномалия, а понятие «норма» раскрывается от противного, то есть как отсутствие нарушений детс-ко-родительских отношений. В принципе, практическое существование «сотрудничества», «кооперации», «безусловной любви» и т. д. не подтверждается конкретными исследованиями.
Однако вполне возможным кажется нам выделение некоторых наиболее существенных характеристик гармоничных, или «здоровых», детско-родительских отношений:
1. Удовлетворение в системе детско-родительских отношений базовых потребностей ребенка, таких как потребности в безопасности и аффилиации, а также потребностей, возникающих в процессе детско-родительского взаимодействия (принятия, признания индивидуальности ребенка и сохранение автономии «Я»).
103
2. Достаточный уровень рефлексии родителей относительно ин -дивидуальных особенностей ребенка, а именно понимание их социально - психологической природы.
3. Сознательная организация родителями конструктивного сти -ля взаимодействия с ребенком, адекватного его индивидуальным особенностям.
В заключение отметим, что детско-родительские отношения — это сложный многофакторный феномен, имеющий свою специфику, структуру, внешние проявления и факторы. Детско-родительские отношения рассматриваются как фактор, оказывающий влияние на различные стороны развития ребенка, главным образом на формирование его индивидуальных особенностей, социальное развитие и психическое благополучие.
Контрольные вопросы
1. Как менялось значение материнства и отцовства в ходе исторического развития общества?
2. Какие факторы и условия детерминируют отношение родителей к ребенку?
3. Какие стили / типы родительского отношения вы можете назвать?
4. Дайте определение понятию «родительский стресс» и охарактеризуйте основные трудности, стрессоры, встречающиеся на разных этапах жизненного цикла семьи.
5. Как влияют детско - родительские отношения на развитие лич -ности ребенка?
Задания для самостоятельной работы
1. «Здоровая», уязвимая и регенеративная семья: реагирование на «нормативные» трудности.
2. Родительские позиции, педагогические маски и детские роли в семье.
3. Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями.
4. Технологии коррекции детско-родительских отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997.
2. Баз А. А., Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни / / Психологический журнал. 1996. № 3.
3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.
4. Божович А. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
5. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977.
6. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс... канд. психол. наук. М., 1986.
7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
8. Захаров А. М. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998.
9. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы консультирования. М.: Гардарики, 2004.
105
10. Кован Ф. А., Кован В. П. Стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. №4.
11. Куфтяк Е.В. Опыт исследования физического наказания де -тей и совладающего поведения в семье // Психолог в детском саду. 2004. № 3.
12. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная.
Л., 1925.
13. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.
14. Леонтьев А. Н. Проблема развития психики. М.: Мысль,
1973.
15. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психоло -гические труды. М.: Изд - во « Институт практической психо -логии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
16. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
17. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., Наука, 1982.
18. Рубинштейн Л. С. Бытие и сознание. М., Изд-во АН СССР 1957.
19. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-
Пресс, 1992.
20. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.
22.. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Мн.: Попурри, 1996.
23. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1984.
24. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Универс», 1993.
25. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
26. Эйдемиллер Э. Г., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.
106
27. ЭйнсвортМ. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее / Под ред. Е. Р. Слободской. Новосибирск, 1994.
28. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск: Принтер, 1993. 2 9. Hoeksma J.B., Коотеп Н. Development of early mother — child
interaction and attachment. Amsterdam, 1991.
30. MaccobyE. E. Social development: Psychological growth and the parent-child relationship. N.Y., 1980.
31. Murray L., Cooper P. J. Postpartum Depression and Child Development // Psychological Medicine. 1997. No 27.
32. Schaefer E. S. Childrens report of parental behavior inventory / /Child Devi., 1965.
33. Stress and the Family. Vol.1: Coping with Normative Transitions / Ed. by H. I. McCubbin, C. R. Figley. N. Y.: Brunner/ Mazel Publishers. 1983.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Курганова Екатерина Борисовна. Формируем положительную самооценку у ребенка
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Динара Кямилевна Пашкина. Семинар-практикум для родителей: 'Пути к бесконфликтной дисциплине'
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Воспитываем у детей чувство долга и разумные потребности.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Писарева Людмила Викторовна. Практическое руководство для родителей: «Безопасность Вашего ребенка»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Оксана Черепанова. Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Ольга Третьякова. Родительское собрание на тему 'Пойми меня, мама...'
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Ирина Петракова. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Растить детей трудолюбивыми»
  • Вина; guilt
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Спиридонова Ольга Ивановна. Влияние компьютера на психику ребенка
  • Пашкина Динара Кямилевна. Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь