|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57057
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Очевидно, что для успешного преодоления трудных ситуаций ребенку необходимы эмоционально близкие отношения с матерью, ко -торые обеспечивают ему чувство безопасности, снижают уровень тревоги и способствуют эффективному противодействию трудностям. Анализ литературных источников демонстрирует, что, несмотря на обилие исследований родительских отношений и их влияния на различные стороны развития ребенка, пока не существует единого понимания нормы родительского отношения. Исследователей в первую очередь интересует его аномалия, а понятие «норма» раскрывается от противного, то есть как отсутствие нарушений детс-ко-родительских отношений. В принципе, практическое существование «сотрудничества», «кооперации», «безусловной любви» и т. д. не подтверждается конкретными исследованиями.
Однако вполне возможным кажется нам выделение некоторых наиболее существенных характеристик гармоничных, или «здоровых», детско-родительских отношений: 1. Удовлетворение в системе детско-родительских отношений базовых потребностей ребенка, таких как потребности в безопасности и аффилиации, а также потребностей, возникающих в процессе детско-родительского взаимодействия (принятия, признания индивидуальности ребенка и сохранение автономии «Я»). 103 2. Достаточный уровень рефлексии родителей относительно ин -дивидуальных особенностей ребенка, а именно понимание их социально - психологической природы. 3. Сознательная организация родителями конструктивного сти -ля взаимодействия с ребенком, адекватного его индивидуальным особенностям. В заключение отметим, что детско-родительские отношения — это сложный многофакторный феномен, имеющий свою специфику, структуру, внешние проявления и факторы. Детско-родительские отношения рассматриваются как фактор, оказывающий влияние на различные стороны развития ребенка, главным образом на формирование его индивидуальных особенностей, социальное развитие и психическое благополучие. Контрольные вопросы 1. Как менялось значение материнства и отцовства в ходе исторического развития общества? 2. Какие факторы и условия детерминируют отношение родителей к ребенку? 3. Какие стили / типы родительского отношения вы можете назвать? 4. Дайте определение понятию «родительский стресс» и охарактеризуйте основные трудности, стрессоры, встречающиеся на разных этапах жизненного цикла семьи. 5. Как влияют детско - родительские отношения на развитие лич -ности ребенка? Задания для самостоятельной работы 1. «Здоровая», уязвимая и регенеративная семья: реагирование на «нормативные» трудности. 2. Родительские позиции, педагогические маски и детские роли в семье. 3. Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями. 4. Технологии коррекции детско-родительских отношений. ЛИТЕРАТУРА 1. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. 2. Баз А. А., Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни / / Психологический журнал. 1996. № 3. 3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986. 4. Божович А. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 5. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977. 6. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс... канд. психол. наук. М., 1986. 7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 8. Захаров А. М. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998. 9. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы консультирования. М.: Гардарики, 2004. 105 10. Кован Ф. А., Кован В. П. Стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. №4. 11. Куфтяк Е.В. Опыт исследования физического наказания де -тей и совладающего поведения в семье // Психолог в детском саду. 2004. № 3. 12. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. Л., 1925. 13. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981. 14. Леонтьев А. Н. Проблема развития психики. М.: Мысль, 1973. 15. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психоло -гические труды. М.: Изд - во « Институт практической психо -логии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 16. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 17. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., Наука, 1982. 18. Рубинштейн Л. С. Бытие и сознание. М., Изд-во АН СССР 1957. 19. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика- Пресс, 1992. 20. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. 22.. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Мн.: Попурри, 1996. 23. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1984. 24. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Универс», 1993. 25. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 26. Эйдемиллер Э. Г., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 106 27. ЭйнсвортМ. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее / Под ред. Е. Р. Слободской. Новосибирск, 1994. 28. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск: Принтер, 1993. 2 9. Hoeksma J.B., Коотеп Н. Development of early mother — child interaction and attachment. Amsterdam, 1991. 30. MaccobyE. E. Social development: Psychological growth and the parent-child relationship. N.Y., 1980. 31. Murray L., Cooper P. J. Postpartum Depression and Child Development // Psychological Medicine. 1997. No 27. 32. Schaefer E. S. Childrens report of parental behavior inventory / /Child Devi., 1965. 33. Stress and the Family. Vol.1: Coping with Normative Transitions / Ed. by H. I. McCubbin, C. R. Figley. N. Y.: Brunner/ Mazel Publishers. 1983. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|