Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156313

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

- Активизация знаний. При этом клиентам создаются условия для развития способности мыслить по аналогии, чаще всего в виде ситуаций, требующих выполнения заданий и удовлетворения требований. При этом могут формироваться такие аналогии, как, например, индивидуальные (формируется «свой взгляд» на вещи), прямые (перенос знаний из одной области в другую), символические (проблема характеризуется в словесной форме) или аналогии-фантазии (например, представления о желаемом) (обобщено у Hany, 1990). Этот тренинг можно использовать при возникновении профессиональных проблем и проблем с успеваемостью (например, при обучении в общеобразовательной или высшей школе); он может использоваться до более общей интервенции.

3. Эффективность и ее факторы

В обобщенном виде терапевтические методы решения проблем Граве, Донати и Бернауером (Grawe, Donati & Bernauer, 1994) были охарактеризованы как эффективные и широко используемые, с высокой степенью надежности наступления позитивных изменений. Метаанализы доказывают эффективность терапевтической интервенции еще и при расстройствах внимания и гиперактивности (Saile, 1996; Baer & Nietzel, 1991), поведенческих расстройствах (Grossman & Hughes, 1992), управлении стрессом (Schulink, Gerards & Bouter, 1988), депрессивности (Marx, Williams & Claridge, 1994), а также при ревматических нарушениях (McCracken, 1991). Отдельные исследования подтверждают положительный эффект при таких столь различных расстройствах, как склонность к самоубийству, антисоциальное поведение, ограниченные способности, злоупотребление алкоголем или наркотиками, страхи, неврозы, неуверенность в себе, повседневные и супружеские проблемы (см. D'Zurilla, 1986, 1990; Salkovskis, Atha & Storer, 1990; Kazdin, Bass, Spiegel & Thomas, 1989; Nezu, Nezu & Areau, 1991; Grawe, Donati & Bernauer, 1994).
В то время как эффективность терапии решения проблем хорошо подтверждается эмпирическими данными, факторы, которые определяют эту эффективность, подтвердить много сложнее. Это объясняется прежде всего тем, что терапия решения проблем почти всегда сопровождается другими лечебными мероприятиями (например, тренингом самоинструктирования, овладением знаний, тренингом социальных навыков и умений, релаксационным тренингом, обучением навыкам коммуникации). Однако решение проблем является ориентировочной схемой терапевта и одновременно инструментом, которым должен овладеть клиент, чтобы решить свои повседневные затруднения. В конце концов, так построена терапия — клиент должен под руководством психотерапевта научиться пользоваться приобретенным инструментарием решения проблемы в повседневной жизни. Он — клиент — должен в результате быть в состоянии по возможности самостоятельно последовательно решать многоаспектные, сложные, открытые и неясные повседневные затруднения. Поэтому факторы эффективности описываются прежде всего в плоскости процесса; терапия в том случае подтверждает свою эффективность, если:
- клиенты приобретают умение ориентироваться в процессе решения проблемы (например, действовать последовательно, шаг за шагом, достаточно точно определять суть проблемы, продумывать большое количество вариантов решения; см. Berardi, Buyer & Dominowski, 1995; D'Zurilla & Nezu, 1980);
- клиентами усваивается понимание перспективы, они учатся ориентироваться в том, что может произойти (например, понимание, что проблемы необходимо решать активно и без промедления, с учетом стратегических перспектив; см. Cunningham, Davis, Bremner, Dunn & Rzasa, 1993).
Чтобы этого достичь, психотерапевт должен выполнить два дополнительных требования:
1) Его действия должны быть структурированы, эффективны и отчетливо соотнесены с целью или даже ограничены целью. Ясно, что такие психотерапевты преследуют долговременные цели и их поведение более явно (см. Luborsky, McLellan, Woody, O'Brien & Auerbach, 1985, Schulte, Künzel, Pepping & Schulte-Bahrenberg, 1991). Поэтому так называемый пакет лечебных программ оказывается менее эффективным (см. Saile, 1996), вероятно, потому, что отдельные цели терапии не достаточно точно воспринимаются клиентами.
2) Освоение понимания перспективы и ориентировки в ней, напротив, зависит от степени собственной активности клиентов, что в процессе терапии регулируется с помощью домашних заданий, фазы переноса, разъяснительных бесед и групповых дискуссий.
Кроме того, известно, что эффективность заметно улучшается при использовании социально-экологического окружения (например, приобщении родственников, изменении структур коммуникации и институциональных условий; см. выше о влиянии на систему).
Так как у подростков с низким уровнем интеллекта и людей с низким образованием, как правило, наблюдается низкая эффективность по сравнению с группами, которым свойственны более высокие показатели этих переменных, то для этих групп необходимо планировать курс лечения с большей длительностью и с большим количеством этапов.

4. Литература

Baer, R. A. & Nietzel, M. T. (1991). Cognitive and behavioral treatment of impulsivity in children: A meta-analytic review of the outcome literature. Journal of Clinical Child Psychology, 20, 400-412.
Berardi, C. B., Buyer, L. S., Dominowski, R. L. & Rellinger, E. R. (1995). Metacognition and problem solving: A process-oriented approach. Journal of Experimental Psychology Learning, Memory and Cognition, 21, 205-223.
Bradshaw, W. H. (1993). Coping-skills training versus a problem-solving approach with schizophrenic patients. Hospital and Community Psychiatry, 44, 1102-1104.
Cunningham, C. E., Davis, J. R., Bremner, R., Dunn, K. W. & Rzasa, T. (1993). Coping modeling problem solving versus mastery modeling: Effects on adherence, insession process, and skill acquisition in a residental parent-training program. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 61, 871-877.
D'Zurilla, T. J. & Goldfried, M. R. (1971). Problem-solving and behavior modification. Journal of Abnormal Psychology, 27, 107-126.
D'Zurilla, T. J. & Goldfried, M. R. (1971). Problem-solving and behavior modification. Journal of Abnormal Psychology, 27, 107-126.
D'Zurilla, T. J. & Nezu, A. (1980). A study of generation-of-alternatives-process in social problem-solving. Cognitive Therapy and Research, 4, 57-72.
D'Zurilla, T. J. (1986). Problem-solving therapy: A social competence approach to clinical intervention. New York: Springer.
D'Zurilla, T. J. (1990a). Problem-solving therapy: A social competence approach to clinical intervention. New York: Springer.
D'Zurilla, T. J. (1990b). Problem-solving training for effective stress management and prevention. Journal of Cognitive Psychotherapy, 4, 372-354.
Fry, P. S. & Wong, P. T. (1991). Pain management training in the elderly: Matching interventions with subjects' coping styles. Stress-Medicine; 7, 93-98.
Getter, H., Litt, M. D., Kadden, R. M. & Cooney, N. L. (1992). Measuring treatment process in coping skills and interactional group therapies for alcoholism. International Journal of Group Psychotherapy, 42, 419-430.
Godde, T. & Tent, L. (1989). Über die Wirksamkeit eines psychologischen Trainingsprogrammes für hirngeschädigte Alkoholiker. Zeitschrift für Klinische Psychologie, Forschung und Praxis, 18, 215-229.
Goldstein, M. J. (1994). Psychoeducational and family therapy in relapse prevention. Lundbeck Symposium: The role of compliance in the treatment of schizophrenia. Acta Psychiatrica Scandinavica, 89, 54-57.
Grawe, K. (1994). Psychotherapie ohne Grenzen. Verhaltenstherapie und psychosoziale Praxis, 3, 357-370.
Grawe, K., Donati, R. & Bernauer, F. (1994). Psychotherapie im Wandel. Von der Konfession zur Profession. Göttingen: Hogrefe.
Grawe, K., Dziewas, H. & Wedel, S. (1980). Interaktionelle Problemlösegruppen — ein verhaltenstherapeutisches Gruppenkonzept. In K. Grawe (Hrsg.), Verhaltenstherapie in Gruppen (S. 266-306). München: Urban & Schwarzenberg.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Бардиян Д. В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Свобода выбора истощает психику
  • Паршикова О. О., Мельничук Г. М., Савченко Л. П., Сидоренко М. М., Горбач Л. В. Німецька мова: піаручник для 1 класу
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Technique counseling in a systems approach
  • Кирюхин В.М., Окулов С.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады
  • Притча «Решение проблем»
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Серебринская Мария. The problem of shyness in preschoolers - проблемы застенчивости у дошкольников
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Потоскуев Е.В. Векторно-координатный метод решения задач стереометрии
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Мицукова Лилия Владимировна. Родительское собрание с элементами тренинга «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
  • Падун М.А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Michael Swan Practical English Usage (3rd Edition)
  • Прорешный Владимир Иванович. Роль служб экстренной психологической помощи по телефону доверия в решении проблемы социального сиротства
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Сырых В.М. Проблемы теории государства и права. Под редакцией
  • Гамзина Е.Н. Методы трансактного анализа в решении коммуникативных проблем в паре учитель-ученик
  • Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах
  • Рамиль Гарифуллин. Об опасности детских конкурсов красоты
  • Коннова Наталья Борисовна. Актуальные проблемы преподавнания курса ОРКСЭ
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Р.Е. Мансуров. Методы нематериальной мотивации персонала
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Пантелеев А.В., Летова Т.А. Методы оптимизации в примерах и задачах
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Крамор В.С. Задачи с параметрами и методы их решения
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Александрова О.М., Добротина И.Н. и др. Работа с текстом на уроке русского языка. 5-11 класс
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. 10-11 классы
  • Хирш М. Телесная диссоциация как последствие травмы
  • Папушек М., Папушек Х., Солоед К.В. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Детский алгоритм решения изобретательских задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь