Шейнов В.П. 12 секретов успеха

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 26269

Автор:   
Название:   
Формат:   DOC, DJVU
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

Вполне естественно при этом сосредоточиться не на всех знакомых фактах, а на малоизвестных и особенно — на ошибках первого впечатления. Все приведенные ниже утверждения получены многими исследователями экспериментальным путем.

Красивая внешность
Мужчин и женщин, которых компетентное жюри отнесло к наиболее красивым, испытуемые оценили как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно, чем те, кто был «объявлен» некрасивым. Кроме того, испытуемые-мужчины оценили красивых мужчин и женщин, фотографии которых они видели, как более направленных на других людей, заботливых и внимательных к ним.
Сейчас выполнено уже не одно исследование, которые показывают, что ореол физической привлекательности вызывает сдвиг в оценках не только тогда, когда объектом их оказываются черты личности. Но и тогда, когда оценивается конкретный результат деятельности человека или его отдельный поступок.
Вот факты, подтверждающие справедливость высказанной мысли. Молодым людям предлагали оценивать очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. Автор эксперимента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в других — портрет дурнушки. Более высоко оценивали этот очерк те, кто считал, что его написала красивая женщина.
Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, которые совершили семилетние мальчики и девочки, сфотографированные крупным планом. Студентки должны были высказать свое отношение к каждому из них и к их поведению. Студентки оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная наружность.
Привилегированное положение красивых людей осознают уже 4-летние дети. Отвечая на соответствующий вопрос, они говорят, что если будешь красивым, то «тебя все будут любить и не будут обижать». Дети обоего пола от 2 лет 9 месяцев до 6 лет 1 месяца значительно чаще вызывали на экран, демонстрирующий результаты эксперимента, изображение красивого сверстника.
В книге «Психология эмоциональных отношений» Л.Я.Гозман рассказывет о следующем эксперименте: группе «судей» сообщили информацию о проступке, совершенном незнакомым им человеком и дали его фотографию. Задача состояла в том, чтобы на основании имеющихся сведений сделать вывод об особенностях личности «обвиняемого» и определить ему наказание. Во всех экспериментальных группах были вынесены более жесткие решения и приписано больше негативных свойств в случаях, когда проступок совершил некрасивый человек. К слову, обычай стричь наголо обвиняемых, судя по этому эксперименту, ведет к ужесточению наказаний, поскольку такая «прическа» изменяет внешность в большинстве случаев не в лучшую сторону.
Увеличивать дальше число примеров, которые подтверждали бы проявление названной тенденции при формировании первого впечатления о человеке, вряд ли нужно. Важно подчеркнуть другое: в психологии собрано множество фактов, доказывающих, что влияние «эффекта красоты» носит предварительный характер. В последующем оценка человека окружающими определяется характером взаимодействия их с этим человеком, реальной ценностью в их глазах его дел.
Телосложение
Особенности телосложения, конституция человека также влияют на создаваемое им впечатление.
Видя полного, с округлыми формами мужчину чаще всего утверждают, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмоциональный, открытый к людям, любящий житейский комфорт и большой любитель поесть.
О мускулистом, атлетического сложения мужчине обычно говорят, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, инициативный.
О высоком, худощавом и на вид очень хрупком мужчине опрашиваемые говорили чаще всего, что он высокий, тонкий, нервный, честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный.
Высказываясь о каждом из трех типов мужчин, испытуемые называли их возраст. При этом полного мужчину они видели намного старше, чем он был на самом деле, а худощавый, как правило, казался им моложе своих лет.

Взгляд
Ясно каждому, что характерное для человека выражение лица — угрюмое или радостное, злое или доброе, воздействует на наше впечатление. А вот что взгляд другого человека влияет на наше отношение к нему, об этом известно меньше.
Новый преподаватель, впервые читая лекцию, по просьбе экспериментатора, на одну группу студентов подолгу неотрывно смотрел, а от другой, взглянув на нее мельком, сразу отводил глаза. В итоге студенты первой группы оценили его как властного и уверенного в себе человека, а вторые отнесли его к очень стеснительным людям.
В другом опыте студентов попросили высказать свое мнение о новом преподавателе-женщине, которая, так же как и в предыдущем случае, во время изложения учебного материала по просьбе экспериментатора на одну группу студентов постоянно обращала свой взор, а на другую группу студентов, сидевших в аудитории, внимания не обращала, в этом случае студенты из первой группы дали ей как человеку более положительные оценки, чем студенты второй группы.
Ясно, что выявившееся в приведенных примерах влияние взгляда на формирование первого впечатления о человеке — это следствие сложившегося у людей в прошлом опыта представления о том, что: а) волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям; с другой стороны, б) если человек на нас задерживает свой взор, значит, мы ему чем-то интересны.

Поза
На формирующееся впечатление о человеке может повлиять, как показывают исследования, принятая человеком поза. Так, водном эксперименте людей, выступающих в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговора е теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус вперед, а в других случаях отклонять его назад. Оказалось, что в первом случае люди — и мужчины, и женщины — нравились наблюдателям больше, чем во втором. Кроме того, женщины нравились сильнее, если они сидели в спокойной позе и с неперекрещенными руками и ногами.
Другие исследования в еще большей степени подтвердили значение характерной для человека позы для формирования впечатления о нем. Вместе с тем они дополнительно раскрыли роль позы по сравнению с ролью лица в передаче истинного состояния, переживаемого человеком. Воспитывающиеся в условиях современного общества люди, как показали исследования, приучаются обычно лучше владеть своим лицом при выражении чувств и хуже — телом. Поэтому очень часто не лицо, а именно поза выдает настоящие переживания людей, их действительное отношение к нам.

Речь и голос
Насколько значимы для формирования впечатления о человеке его пантомимика, настолько же значимы для этого впечатлении особенности его речи и голоса. Так, исследования показывают, что низкие и высокие голоса у мужчин, с одной стороны, и у женщин— с другой, вызывают у слушающих их впервые лиц совершенно разные ассоциации по поводу личностных качеств владельцев голосов.
Выдающиеся политики показывают нам пример серьезного отношения к голосу как фактору преуспевания. Все знают, что Маргарет Тэтчер называли «железной леди». Но не все знают, за что она получила такой эпитет. Оказывается, не за характер, хотя и он соответствует этому определению. А за «металлический» голос, которым она обладала от природы. Такой голос мешал адекватному восприятию ее, и Тэтчер пошла на операцию (довольно рискованную) голосовых связок, чтобы сделать голос более соответствующим женщине.
Однако мужчинам «железный» голос вовсе не мешает, а скорее помогает произвести нужное впечатление. Пример генерала Лебедя — тому свидетельство. Впервые услышавшие его сразу наделят Александра Ивановича волевыми качествами. А афористичная речь еще более укрепляет первое впечатление. В данном случае голос, речь, характер и пол созвучны друг другу.
Понятно, что столь яркие личности только подкрепляют распространенное мнение (не всегда, впрочем, справедливое), что по голосу можно сказать о человеке все.
Напряженность в голосе женщины не вела к приписыванию ей негативных характеристик. Напряженность в голосе мужчины обычно заставляла людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т.д.
Любопытные данные были выявлены при сравнении оценок, которые получили у воспринимавших их впервые людей многоречивые мужчины и женщины. У первых многословие было воспринято как серьезный недостаток в их личности, а у вторых — как почти нормальное состояние, не вызывающее предположений о каком-либо личностном изъяне. Эти факты указывают на более снисходительное отношение общества к речи женщин, и более требовательное — к речи мужчин.
Этому соответствует и такое обстоятельство. Женщины придают небольшое значение своим словам и несравненно большее — словам мужчин.
Одновременно исследования воздействия характеристик голоса и речи человека на формирующееся о нем впечатление позволили выявить другой весьма интересный факт: люди, которые хорошо различают состояния других людей по оттенкам их речи и голоса, обычно хорошо передают речью и голосом собственные эмоций.

Одежда
Особенности оформления внешности человека также оказывают воздействие на складывающееся у нас об этом человеке впечатление. Фактов, подкрепляющих это утверждение, сейчас собрано предостаточно. Так, к настоящему времени поставлено много экспериментов, в которых перед разными группами испытуемых (уравненными по признакам возраста, пола, образования, профессии, социального происхождения) в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в другой одежде или менялись его прическа, украшения (если это была женщина). Испытуемые должны были давать этому человеку характеристику.
Эти эксперименты показали, что когда человек появлялся перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме — или в обычном или в спортивном, или в рабочем комбинезоне, или в духовном одеянии, или в военной форме, — то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также те качества, указывать на которые их явно заставлял костюм. Например, когда человек был в военной форме, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость; когда в обычном костюме — внутренняя раскованность, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств.

Прическа
Длинные волосы у мужчин наделяет их обладателя в глазах окружающих некой интеллигентностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысли о спортивных занятиях ее носителя. Стрижка «под ноль» — или о сборах в армию или о недавнем заключении. Стрижка «под бандита» причисляет ее обладателя к «братве».

Очки
Оказывается, и отдельные, сравнительно частные детали во внешнем облике человека могут воздействовать на формирующееся о нем впечатление.
Английский психолог Э. Холл предъявлял в одних группах испытуемых лица мужчин и женщин без очков, а в других группах эти же самые лица были в очках. В очках люди показались испытуемым более умными и прилежными, чем тогда, когда они были без очков. Вместе с тем наличие очков или их отсутствие никак не отразились на суждениях испытуемых о честности, доброте, независимости воспринятых ими людей и о присущем им чувстве юмора.
В целом положительное воздействие очков учитывается в деловом мире. Многие деловые люди носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы произвести лучшее впечатление.
Совсем другое отношение к очкам с затемненными стеклами. Они не позволяют видеть глаз собеседника и потому раздражают. В результате наделяют человека, не снявшего очки на время разговора, всевозможными отрицательными качествами: невоспитанностью, скрытностью, лживостью.

Косметика
Использование женщиной косметики сверх меры воспринимается большинством оценивающих ее как признак дурного вкуса, отсутствия одухотворенности, интеллектуальной недалекости, а также сильного желания обратить на себя внимание мужчин.
В беловом мире это нашло отражение в соответствующих стандартах для работающих женщин: минимум декоративной косметики, максимум — профилактической, накладываемой на время, когда женщина принадлежит самой себе.

Порядок поступления сведений
Установлено, что на мнение о личности впервые воспринимаемого человека влияет последовательность, в которой люди получают знания о разных сторонах его личности.
Значение последнего обстоятельства особенно убедительно выявлено в экспериментах А.Лачинсом. Изучая значение порядка поступающей информации о человеке, Лачинс давал четырем группам испытуемых ряд описаний его поведения. Описания, предложенные первой группе, характеризовали предъявленного для оценки человека как экстраверта, т.е. человека, интересы которого направлены преимущественно на окружающих. Сведения, сообщенные об этом же человеке второй группе, наоборот, рисовали его как ярко выраженного интроверта, т.е. личность, более всего интересующуюся своими мыслями и переживаниями.
Третьей и четвертой группам испытуемых были даны комбинированные описания поведения и деятельности человека, ставшего объектом оценки. По первой серии содержащихся в них фактов одна группа могла заключить сначала, что он — экстраверт, а по второй — что он интроверт. Другая же группа испытуемых на основе содержания полученных ею сведений могла подумать сначала об этом человеке, что он интроверт, а затем, что он — экстраверт.
После этого всем группам испытуемых Лачинс предложил образцы различных ситуаций, и они должны были сказать, как проявит себя в них человек, с некоторыми фактами поведения которого они только что были ознакомлены. Оказалось, что порядок, в котором испытуемым сообщалась информация о новом для них человеке, определил характер предсказания ими типа его поведения (экстравертированного или интровертированного) в различных ситуациях. Наибольшее воздействие на испытуемых оказала информация, поступившая первой.
Таким образом, было еще раз продемонстрировано действенность эффекта порядка, о котором мы вели речь в разделе 4.5.

Дистанция
В ряде работ при выяснении условий, которые влияют на характер складывающегося о человеке впечатления, имеются данные о значении фактора расстояния между общающимися.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • К чему снится война?
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • К чему снится гроб
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Притча «Жизнь и дела Мастеров»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Техника конструктивной критики. Как правильно критиковать коллег и подчиненных
  • Сделать заговор на начальника, чтобы не придирался
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Не теряйте времени»
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Самый быстрый приворот
  • К чему снятся часы
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Притча «Лишний час Времени»
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • К чему снятся хомяки?
  • К чему снятся осы
  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • К чему снится стиральная машина
  • К чему снится начальник
  • Андреева Юлия Александровна. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • К чему снятся пчелы
  • К чему снится кровать?
  • К чему снится кладбище?
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Как сделать приворот
  • Сколько действует приворот?
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • К чему снятся яблоки?
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Дэвид Ди Анджело. Критические точки и мосты.
  • К чему снится аквариум
  • Иванова Наталья Александровна. Консультация для родителей о безопасном отдыхе летом вместе с детьми '10 правил безопасности летом с детьми'
  • К чему снится лифт
  • Бардиян Д. В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК
  • К чему снится секс?
  • Как быстро определить приворот ли это?
  • К чему снится огонь?
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Занятие по профориентации для старшеклассников «Планирование»
  • К чему снится говно?
  • Притча «Вступление в суфийский круг»
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • К чему снится квартира



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь