Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Бавистер С., Викерс А. Основы НЛП. Успех в профессиональной, общественной и личной жизни.Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP | Просмотров: 18775
Автор: Бавистер С., Викерс А.
Название: Основы НЛП. Успех в профессиональной, общественной и личной жизни. Формат: HTML, DJVU Язык: Русский Скачать по прямой ссылке вторую позицию, мы получаем информацию, которую невозможно получить иным образом. Эксплицитное же моделирование осуществляется в третьей позиции. Речь идет о диссоциации и дедуктивном процессе выявления конкретной структуры субъективного опыта ролевой модели.
Очень важно правильно выбрать человека и контекст, иначе вы получите вовсе не то, на что рассчитывали. Если, к примеру, вы хотите похудеть и в качестве ролевой модели выберете человека, который всегда был худым, вы не получите ценной информации. Если же в качестве ролевой модели вы выберете того, кто страдал от ожирения, но сбросил приличное количество килограммов, то сможете понять, как перейти из вашего текущего в желаемое состояние. Ниже мы с вами подробно обсудим процедуру моделирования. Не у каждого хватит времени и терпения пройти весь процесс целиком, но достичь определенных результатов сможет любой. Всегда 257 Глава 19 помните о том, что цель моделирования — создать нечто полезное, а не абсолютно точное. И тогда вы сможете эффективно использовать даже часть процесса с большой пользой для себя. ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ Этапы 1. Выявите ролевую модель. Выберите человека, который в совершенстве владеет навыком или поведением, которое вы хотите смоделировать. 2. Фаза имплицитного моделирования — «бессознательное понимание». Перейдите во вторую позицию и понаблюдайте за тем, что делает выбранный вами человек - - как он дышит, как ведет себя, какова его физиология. Прислушивайтесь к тому, что он говорит, замечайте и то, как он это делает. Обращайте внимание на микродвижения, а не на крупные жесты. Копируйте все действия данного человека без предубеждения и осуждения. Не пытайтесь понять, что он делает. Для успешного моделирования требуются любопытство, открытость разума и интуиция. Сосредоточьтесь на процессе, а не на содержании. Теперь представьте себе, что вы — тот человек, которого вы моделируете. А теперь представьте, что вы добились тех же результатов, будучи собой. Станьте самим собой, увидьте все собственными глазами, почувствуйте, каково это — быть таким, как он. Продолжайте процесс, пока не добьетесь тех же результатов, что и выбранная вами модель. 258 Моделирование 3. Эксплицитное моделирование — «вычитание». Теперь вы можете точно выявить, какие действия выбранной модели являются значимыми. Ваша цель — «прояснить и определить конкретные познавательные и поведенческие шаги, необходимые для достижения желаемых результатов» (Дилтс и Делозье). Сделать это можно методом «вычитания» — систематически удаляйте определенные аспекты поведения, пока вы не выявите жизненно необходимые компоненты. Вы удалите все то, что не играет роли в достижении желаемых результатов, избавитесь от избыточных элементов. Вам не нужно становиться другим человеком. Следует лишь овладеть тем, что важно и значимо. Задача вычитания в том, чтобы получившаяся модель была максимально простой и понятной. На этом этапе процесса моделирования вы находитесь в первой и третьей позициях. Ваша задача — выявить последовательность событий. Что именно делает выбранный вами человек? Определите чувственно ориентированные различия в его стратегии. По завершении этого этапа вы будете располагать информацией, собранной в первой, второй и третьей позициях. 4. Теперь вы готовы использовать данную модель самостоятельно и объяснить ее другим людям. Реальная проверка любой модели — это ваша способность обучить другого человека ее использованию. Помните, что для этого потребуется определенная компетентность, в частности, способность мыслить логически. Если человек еще не достиг необходимого уровня, ему придется получиться, прежде чем он сможет овладеть предложенной вами моделью. 259 Глава 19 ЦЕННОСТИ, ИДЕНТИЧНОСТЬ И КОНГРУЭНТНОСТЬ Но как быть, если выбранный вами в качестве ролевой модели человек резко отличается от вас по своим ценностям и убеждениям? Если вы начнете думать и вести себя как он, не повлияет ли это на вашу собственную идентичность? Ответ на этот вопрос однозначен — нет, этого не произойдет, если осуществлять процесс моделирования с правильно выбранной точки зрения. Ваша задача не в том. чтобы стать другим человеком. Вы просто должны научиться делать что-либо как он. Для того чтобы усвоить эту способность и научиться ее использовать, вы должны впитать ее целиком, чтобы она стала частью вашей натуры, а не просто усвоенным навыком. Очень важно соотнести ценности и убеждения другого человека с собственными, иначе вы ощутите внутренний диссонанс и процесс моделирования окажется неэффективным. КОСВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Не всегда бывает разумно тратить массу времени на общение с выбранной ролевой моделью. Порой это даже невозможно, как невозможно бывает наблюдать за этим человеком в жизни, поскольку он может быть очень занят или жить далеко от вас. Но существуют и другие способы сбора информации. Вы можете прочесть интервью с ним или книгу о нем. Если вам удастся поговорить с этим человеком, вы можете задать массу вопросов, чтобы понять его убеждения, ценности, состояние, мета- 260 Моделирование программы, стратегии, субмодальности и чувство идентичности. Собирайте информацию по крохам. Если вы сможете встретиться с этим человеком лично, понаблюдайте за его физиологией, дыханием ИТ. п. Косвенное моделирование бывает эффективно в отношении тех, кто уже умер, но информация о ком сохранилась. Вы можете понять, как эти люди думали, чувствовали и действовали. Роберт Дилтс, к примеру, смоделировал шаблоны Иисуса Христа, Леонардо да Винчи и Альберта Эйнштейна именно таким образом. НЛП И ЭТАЛОННЫЙ АНАЛИЗ Эталонный анализ — хорошо известный тип моделирования, широко применяемый в мире бизнеса. Это исследование совершенства. Фирмы используют его для нахождения и внедрения наилучших способов работы. Основная идея эталонного анализа — выявить способы, с помошью которых люди или компании достигают наилучших результатов. Реальный эталонный анализ не занимается одним только анализом поверхностной структуры процесса. Здесь мы заглядываем гораздо глубже, чтобы понять, как же следует осуществлять перемены. Для успешного проведения эталонного анализа необходимо четкое представление о желаемом результате, понимание текущего и желаемого состояния компании. После этого необходимо выявить организации, пользующиеся хорошей репутацией в области, где вы хотите осуществить улучшения. Соберите информацию о работе людей в данных организаци 261 Глава 16 ях. А после этого примените изученные приемы на практике и решите, приемлемы они или нет. НЛП в действии • Подумайте о навыке, которым вам хотелось бы овладеть, и о людях, которые им владеют. Если вы сможете провести с ними определенное время, используйте имплицитное моделирование. Можете просто спросить у них, как они это делают. • Если вы работаете в какой-то фирме, выявите наиболее опытных работников и понаблюдайте за их действиями. Поймите, каким образом им удалось достичь совершенства. ГЛАВА 17 ВРЕМЕННЫЕ ШКАЛЫ В этой главе вы узнаете: • о времени и о том, как мы внутренне его кодируем; • о том, как выявить собственную временную шкалу; " о понятиях «во времени» и «через время»; • как с помощью временных шкал осуществлять простые перемены. Вы никогда не замечали того, что, занимаясь одним делом, внезапно ловите себя на совершенно посторонней мысли? Например, читая эту книгу, вы можете отвлечься на что-то иное. Может бьпь, первая глава, в которой мы говорили о слонах, напомнила вам о том, как в детстве вы катались па слоне или смотрели мультфильм «Книга джунглей» Диснея. Существуют и другие типы отвлечения внимания. Вы можете внезапно вспомнить о работе, которую необходимо завершить, или начать мысленно планировать предстоя шее событие. Мы только что были в настоящем (читали книгу), но в то же время побывали в прошлом (катание на слоне) и в будущем (завершение работы). В течение одного дня мы успеваем много раз переместиться по времен нон шкале. Мы представляем себе будущее, оживляем в памяти прошлое, несмотря на то что на самом деле остаемся в настоящем. Некоторые из нас предпочитают жить прошлым Вам наверняка знакомы люди, любящие рассказывать истории о том, что они делали или говорили в добрые старые дни. Другие же, напротив, ориентированы на будущее. Они вечно рассказывают о своих надеждах и мечтах. Кто-то живет настоящим, ощущая собственную жизнь здесь и сейчас. Все мы по-разному воспринимаем время. Помимо представления о прошлом, настоящем и будущем, мы говорим о коротких, средних и длинных сроках. Внутреннее восприятие времени оказывает серьезное влияние на человека, поскольку затрагивает все аспекты его жизни. Мы структурируем повседневную жизнь, опираясь на это восприятие- Время в некоторой степени определяет нашу жизнь. 264 Временные шкалы ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ВРЕМЕННОЙ ШКАЛЫ Способ, которым люди ментально кодируют образы, звуки, чувства, вкусы и запахи событий прошлого, настоящего или будущего, в НЛП называется временной шкалой. У каждого из нас есть своя временная шкала, индивидуальная, как метапро- граммы и субмодальности. Можно сказать, что внутреннее представление времени попросту является еще одной субмодальностью. Для того чтобы понять, как работают временные шкалы, вы должны познакомиться хотя бы с собственной. Упражнение Для начала вспомните какое-нибудь ординарное действие, которое вы совершаете постоянно, например завтрак, подъем с постели, дорога на работу. Вспоминая это действие, совершенное вчера, почувствуйте, где находится воспоминание в вашем персональном пространстве. Если вы представляете это действие образами, то сможете даже увидеть его. Оно может располагаться слева или справа, впереди или позади, над вами или под вами. Представьте, что вы производите те же действия завтра. Если вы подобны большинству людей, то этот образ расположится в ином месте, иначе вы не смогли бы отличить будущее от прошлого. Подумайте о действии, совершенном в то же время, и обратите внимание на то, как расположены два представленных вами образа друг относительно друга. А теперь подумайте о других временах, когда вы совершали подобные действия, — месяц назад, год назад, пять лет назад. Где располагаются эти воспомина 265 Глава 19 ния? Вы можете обнаружить, что все ваши воспоминания выстроились в ряд. А теперь проделайте то же самое для будущего. Представьте выбранное вами действие через месяц, через год, через пять лет. Ваши воспоминания почти наверняка выстроятся в ряд. Многие люди обнаруживают, что их временные шкалы выстроены в форме буквы «V». Так организованы визуальные воспоминания (прошлое) и конструкции (будущее). Такую форму временной шкалы можно определить по глазным ключам доступа. Если человек ориентирован в пространстве иначе (например, он левша), то и временная его шкала будет организована по-другому. Некоторые представляют будущее перед собой, а прошлое — позади. Другие используют более нетривиальные конфигурации: например, будущее может быть устремлено к небесам, а прошлое — таиться в глубинах земли Поняв, как мы кодируем время в отношении расположения, можно исследовать иные связанные с ним субмодальности. Кажется ли вам ваша временная шкала длинной или короткой? Как расположена часть, связанная с прошлым, относительно части, связанной с настоящим? Расположена ли она выше или ниже? Какой вам кажется ваша временная шкала — легкой или тяжелой? Сопровож дается ли она какими-нибудь звуками или ее окутывает тишина? Видится ли она вам маленькой или большой? Некоторые люди представляют себя идущими по ней, словно по огромной трубе. При этом одни образы бывают цветными, другие — монохромными. Иногда люди осознают разветвления в будущем, напоминающие ветви дерева, устремленные в самых разных направлениях. 266 Временные шкалы Упражнение Выберите время для детального анализа собственной временной шкалы. Какие различия в субмодальностях вы замечаете в различных сенсорных модальностях? Чем лучше вы поймете способ кодирования времени, тем легче вам будет осуществить желаемые перемены. Временная шкала ЯЗЫК ВРЕМЕНИ Наилучший способ понять, как человек кодирует время, — это выполнить процесс выявления способом, аналогичным тому, о котором мы только 267 Глава 19 что говорили. Но зачастую такой подход оказывается необязательным. Когда люди говорят о событии, произошедшем в прошлом, они иногда указывают на него, и вы можете точно понять, где находятся эти воспоминания. Аналогичным образом можно проанализировать будущее. О многом говорят также слова и выражения, используемые людьми. Они могут сказать, что все плохое осталось позади, что какое-то событие произошло в отдаленном прошлом. Если речь идет о событии, которого они никогда не забудут, можете быть уверены, что они закодировали его неким совершенно отличным образом. Для некоторых людей будушее кажется весьма далеким. Для других время просто летит. Подобные описания буквальным образом отражают то, как человек внутренне представляет время. «Во времени» и «через время» Когда друзья Эммы приглашают ее в гости, то всегда называют время на полчаса раньше реального сбора гостей. Им отлично известно, что Эмма всегда опаздывает. Она настолько поглощена другими занятиями, что просто не замечает времени. Подгонять Эмму, работающую над определенным проектом, совершенно бесполезно. Но зато она всегда благодарна, когда кто-то помогает ей отслеживать достигнутый прогресс. Люди, подобные Эмме, живут настоящим, ассоциируют себя с конкретным моментом и жизненным опытом. Им легко живется здесь и сейчас, их жизнь абсолютно спонтанна. Они кодируют свой опыт линией, которая проходит через их тело. Буду- 268 Временные шкалы шее лежит впереди, а прошлое остается позади. В НЛП такой подход называется «во времени». Линия может иметь и обратное направление. Тогда прошлое окажется впереди, а будущее позади. Линии прошлого и будушего могут расходиться и под углом. Но какая-то часть линий обязательно будет находиться позади человека. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|