Базыма Б. А. Цвет и психика.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 24224

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Возраст испытуемых варьировал в пределах от 17 до 64 лет. Группы контроля составили психические больные других нозологий с шизофреноподобной симпоматикой и психически здоровые (92 и 383 человека соответственно). В качестве экспериментальной методики был использован клинический цветовой тест М. Люшера, включающий в себя 7 цветовых таблиц.

Было выявлено, что, в целом, больные шизофренией достоверно чаще, чем испытуемые обеих контрольных групп, выбирают в качестве симпатичных и приятных цветов самые яркие и светлые тона во всех 7-ми таблицах полного теста Люшера. Особенно это касалось цветов «активной» стороны: красного, желтого, оранжевого, а также — желто- зеленого, голубого и др. Темные, тусклые, мрачные оттенки выбирались больными достоверно реже, чем в контрольных группах; например, черный, темно-синий, коричневый и др.

В таблице 3.1.2.1 приведены результаты частотного анализа цветовых выборов (%) по основной таблице теста Люшера всех трех группах испытуемых (1 — больные шизофренией; 2 — психически больные с шизофреноподобной симптоматикой, 3 — психически здоровые).

Из таблицы 3.1.2.1 видно, что, например, красный цвет, ставится на первое место в ряду цветовых предпочтений каждым четвертым больным шизофренией, что значительно превышает нормативные показатели для данного цвета, полученные в группе психических здоровых испытуемых.

Таблица 3.1.2.1. Частоты цветовых предпочтений
Цвет Группа Позиция цвета Среднее
1 2 3 4 5 6 7 8
Серый 1 4 7 7 10 14 23 21 14 5,41
2 8 8 9 5 14 21 23 12 5,17
3 10 13 14 11 14 12 14 13 4,55
Синий 1 8 12 10 11 16 20 17 6 4,74
2 10 5 9 8 22 16 21 9 5,02
3 12 13 15 15 13 12 14 6 4,24
Зеленый 1 14 20 17 23 9 9 4 4 3,54
2 11 17 19 30 11 6 3 3 3,52
3 19 19 18 15 12 7 7 3 3,45
Красный 1 25 22 14 7 11 10 6 5 3,35
2 16 26 17 6 13 8 12 2 3,52
3 16 15 11 16 10 13 9 11 4,08
Желтый 1 12 15 20 14 8 9 14 8 4,16
2 9 16 14 17 12 14 7 11 4,25
3 9 10 13 10 13 16 16 12 4,82
Фиолетовый 1 29 16 17 13 10 5 5 5 3,21
2 34 17 13 13 4 8 6 5 3,08
3 24 14 11 8 10 7 11 15 4,09
Коричневый 1 4 9 12 19 22 12 14 8 4,75
2 6 7 13 15 21 23 11 4 4,69
3 8 11 12 18 17 14 10 5 4,47
Черный 1 2 1 3 6 4 13 18 53 6,81
2 2 4 4 3 2 9 18 58 6,84
3 1 4 5 7 11 19 18 35 6,25
Достоверность различий между группами в их отношении к цветам теста Люшера, в среднем, составила Р < 0.05 (метод хи-квадрат). Для красного цвета значение Х2 = 15.32; Р < 0.05 (1 и 2 группы) и Х2 = 47.19; Р < 0.001 (1 и 3 группы).

Как и следовало ожидать, различия между 1 и 3 группами носили более выраженный характер, чем между 1 и 2. Группа больных шизофренией обнаружила различия с группой психически здоровых испытуемых в отношении 23 цветов (из 33) полного варианта теста Люшера, в то время как различия с группой 2 касались 6 цветов теста.

Анализ цветовых выборов больных шизофренией показал, что наибольшей симпатией у них пользуются, прежде всего, цвета, относящиеся к красно-желтой части спектра, а из цветов «пассивной» стороны — светлые оттенки. Соотношение сумм «красной» и «желтой», к «синей» и «зеленой» колонок теста составило у них 1.35, а в группе здоровых — 1.04 (равномерное предпочтение).

В то же время, не было обнаружено какого-либо специфического цветового профиля для больных шизофренией. Усредненные ранговые ряды цветовых предпочтений во всех трех группах были, примерно, одинаковыми (см. таблицу 3.1.2.2).

Таблица 3.1.2.2. Сравнение ранговых рядов цветовых предпочтений
Группы Ранговый ряд цветовых
предпочтений. Места Ранговая корреляция
1 2 3 4 5 6 7 8 группы коэффициент
1 5 3 2 4 1 6 0 7 1-2 0.98*
2 5 3 2 4 6 1 0 7 2-3 0,74*
3 2 3 5 1 6 0 4 7 1-3 0,76*
* Примечание: все коэффициенты ранговой корреляции значимы.

Это же верно и в отношении остальных 6 таблиц цветового теста. Никакой определенной последовательности цветовых предпочтений на стимульном материале теста Люшера у больных шизофрений выявлено не было. Это означает, что цветовые выборы по тесту Люшера не могут служить средством нозологической диагностики в отдельных случаях. Один и то же ранговый ряд цветовых предпочтений может быть отмечен и у больного шизофренией, и у психически здорового человека.

Несмотря на это, полученные результаты однозначно указывают на то, что психическое заболевание в форме шизофрении оказывает влияние на цветовые предпочтения. У шизофрении нет одного какого-либо цвета или цветового профиля, но отмечается усиление чувств симпатии либо антипатии к определенным цветам.

Цветовые предпочтения больных шизофренией во многом напоминают «детский тип» цветового выбора — «любовь» к яркому и светлому. С клинических позиций данный факт может быть рассмотрен как один из первых признаков эмоциональной неадекватности, а с точки зрения психофизиологии цветового воздействия — как свидетельство по выражению Н.В. Агазаде и Л.М. Кульгава особой «заинтересованности» психики больных шизофренией в интенсивных цветовых раздражителях.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психология восприятия цвета
  • Базыма Б. А.- Психология цвета. Теория и практика
  • Василенко Светлана Борисовна. 'Психология восприятия цвета' деловая игра для педагогов
  • Нелюбова М.В. Психология цвета. Авторский курс лекций.
  • Рац А.П. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне. Курс лекций
  • Романенко Надежда Ивановна. Цветотерапия – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
  • Психология цвета
  • Сосновскася Светлана Александровна. Развивающая математическая игра «Цвета»
  • Чирикова Светлана Алексеевна. Презентация «Волшебные камни»
  • Цвета и эмоции. Изучение цветовых ассоциаций
  • Ольга Капорина. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения.
  • Букина Нина Александровна. «Путешествие в радужное королевство»
  • Малышева Светлана Николаевна. Развитие цветового восприятия детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Старикова Наталья Валерьевна. План-конспект занятия в средней группе «Коричневый цвет»
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Иголкина Елена Константиновна. Дидактическая игра «Подбери цвет»
  • Бурханова Анна Александровна. Занятие «Цвета и настроение»
  • А.Ю. Панасюк. Гипноз и гипнотическое воздействие
  • Притча «Какого цвета хамелеон»
  • Костенкова Лидия Анатольевна. Игры на различение и усвоение названий цветов с детьми раннего возраста.
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Ольга Торощина. «Эмоциональные процессы детей средней группы».
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Редактор. Как выучить названия цветов по-английски быстро и весело?
  • Полуянова Н.А.. Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»
  • Краснощекова Наталья Алексеевна. «Цветотерапия» — здоровьесберегающая технология.
  • Анциферова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Цветоведение для дошкольников»
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Игра-презентация 'И цвет и форма и размер'
  • Ишмурзина Дильбар. Конспект на тему «По тропинкам Осени»
  • Редактор. Макраме. Браслет и закладка
  • Вафина Гульшат Салаватовна. Презентация - Цвет в рекламе
  • Как действует приворот
  • Кирсанова Елена Станиславовна. Музыка и цвет в жизни человека
  • Белоусова Наталия. Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 2го года обучения
  • Психоэкологическая модель
  • Люшер М. Сигналы личности.
  • Последствия отворота
  • Выхристюк Марина Николаевна. Рекомендации родителям по созданию домашней игротеки
  • К чему снится зеленый цвет
  • Шайтанова Светлана Юрьевна. «Разноцветные игры. Формирование представлений о цвете у детей-дошкольников 3 – 7 лет»
  • Притча «Открой глаза»
  • Полосухина Екатерина Владимировна. Дидактический зонт «Изобразительная карусель»
  • Драгунский В. В. - Цветовой личностный тест
  • Сколько действует приворот?
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Притча «Разноцветная реальность»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь