Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140673

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

11. Модели восприятия речи
В психолингвистике имеется несколько моделей восприятия речи.
Один из первых разделов коллективной монографии, изданной Ч. Осгудом «Психолингвистики-54», называется «Три подхода к языковому поведению». Там приводятся общие рассуждения о человеческой коммуникации как таковой, опирающиеся на модели, взятые из общей теории связи. Есть там и схемы, которые иллюстрируют эти рассуждения. В самом общем виде это может быть представлено так.
Код
Декодирование
► Сообщение-2

Отправитель Передатчик Канал связи Приёмник Получатель


10. Значение и смысл
Особенности, связанные с субъективным характером восприятия речи, описываются в отечественной психолингвистике с помощью психологических понятий «значение» и «смысл».
Значение, согласно А.Н. Леонтьеву, — это то, что открывается в предмете и явлении объективно: в системе объективных связей, отношений, взаимодействий. Значение отражается, фиксируется в языке и приобретает благодаря этому устойчивость. Человек живёт в мире значений, которые открыты для него в каждом слове другими людьми. Но сам он не в состоянии усвоить все значения всех слов или даже некоторые значения в их полном объёме.
Значение предшествует наиболее развитой его форме — понятию — и выступает в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью, образуя структуру индивидуального сознания.
Личностный смысл — это переживание субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива. Это одна из главных образующих сознания, осознаваемая как «значение для меня».

Помехи
Эта модель восприятия, предложенная Ч. Осгудом, может быть проинтерпретирована следующим образом.
Имеется некоторый отправитель; у отправителя имеется некоторое сообщение; отправитель, чтобы передать это сообщение, использует передатчик; этот передатчик преобразовывает (кодирует) сообщение в сигнал и передаёт по каналу связи; чтобы коммуникация состоялась, и кодирование, и декодирование должны производиться на основе единого кода (языка). Итак, преобразование в сигнал происходит с использованием определённого кода. Пройдя по каналу связи, сигнал поступает в приёмник. Около приёмника находится получатель. Получатель с помощью кода преобразует (декодирует) сигнал в сообщение. В канале связи могут возникнуть помехи (шумы), которые искажают сообщение. Поэтому сообщение-1 и сообщение-2 могут отличаться друг от друга.
Несмотря на то что эта модель была разработана для понимания сути коммуникации, опосредованной техническими средствами, она отражает и общие закономерности «обычной» коммуникации.
В отечественной психолингвистике имеется модель восприятия, предложенная еще в 60-е годы XX века исследовательницей Л.А. Чи-


104
105

стович. Она представляет процесс распознавания человеком слышимой речи следующим образом.
Звуки речи записываются в памяти как набор характеристик по их признакам: гласные записываются с марками, обозначающими степень ударности. После восприятия ударного слога намечается условная граница слова, и человек находит подходящее слово. Если решение принимается, отмечаются границы отрезка, включённого в слово, и сокращается словарь последующих выборов. Таким образом, отрезки сообщения, более крупные, чем слоги, приобретают новый акустический параметр — ритмику.
Чистович делала допущение, что в нервной системе образованы специальные схемы (блоки) для обнаружения таких явлений, как шум с максимумом энергии в определённом участке спектра, толчок (взрыв), пауза, формантный переход с определёнными свойствами и т.д. При перцепции речевого сигнала указанные схемы вырабатывают символы, обозначающие акустические явления.
В целом распознающая система обладает памятью, и поэтому вопрос о процедурах принятия решений связан с вопросом об объёме оперативной памяти. Поскольку объём её ограничен, следует ожидать, что существует оптимальная длительность фразы, при которой разборчивость будет максимальной. При больших же длительностях фразы в условиях искажений должны наблюдаться пропуски, связанные с нехваткой времени на текущий просмотр и установление символа. Тем самым если фраза длинна, то образ слова утрачивается, и тогда решение о неузнанной части фразы может приниматься только «по догадке», на основании одних лингвистических вероятностей, без ограничения признаками слова, а следовательно, с большой вероятностью ошибки.
Значительную роль в восприятии отдельных сегментов, по мнению исследовательницы, играет контекст. Поэтому принятие решений о слове и фразе происходит на более высоком уровне, чем принятие решений о фонеме и слоге, и на принципиально других основах.
В последнее время большое внимание в рамках изучения процессов понимания речи занимает проблема ментального лексикона (mental lexicon) как совокупности знаний человека о словах, их значениях и взаимосвязи между собой.
Предполагается, что ментальный лексикон устроен по правилам, которые отражают фонологические, орфографические и семантические характеристики слов. Поиск слова в ментальном лексиконе зависит не только от этих внутренних характеристик, но и от внешних таких, как частота слова и влияние контекста.
Одним из не до конца решённых вопросов, на который психолингвисты пытаются найти ответ, является вопрос о том, как осуществляется лексический доступ к «словарной» статье в ментальном лексиконе и как происходит опознавание слова.
В целом же современная психология и психолингвистика еще не выработали однозначного представления о единице, механизмах и структуре речевого восприятия. Во многих экспериментах получаются несовпадающие результаты, что можно объяснить существенной сложностью самой проблемы, а также трудностями разработки адекватных методов исследования.
Вопросы для контроля
1. Как протекает процесс восприятия речи?
2. Может ли восприятие речи быть несмысловым?
3. Как человек распознаёт разные смыслы неоднозначных фраз?
4. Что такое глубинная структура фразы?
5. Почему трудно запомнить фразу точно в той форме, в которой она
была предъявлена?
6. В чём заключается активность читателя или слушателя при вос
приятии речи?
Темы рефератов
1. Как человек понимает речь.
2. Вероятностное прогнозирование при восприятии речи.
3. Как научиться читать быстрее (методики обучения скорочтению).
Темы курсовых
1. Психолингвистические особенности восприятия двусмысленных фраз.
2. Психолингвистические особенности восприятия парадоксов.
3. Восприятие текстов с абстрактным содержанием.

106

Тема 6. Текст как объект психолингвистики
Ключевые слова: слово, высказывание, текст, контекст, затекст, подтекст, семантика, связность, цельность, языковое сознание, образ мира, проекция текста, продуциент, реципиент.
Текст как сложное семантическое образование обладает рядом психолингвистических характеристик, отсутствующих у слова, словосочетания или фразы. К их числу относятся цельность, связность, эмотивность, креолизованность, пре-цедентность, скважность. Кроме того, в тексте сохраняются следы невербального поведения участников коммуникации, и он обладает большой степенью интерпретативности (реципиенты могут извлечь из него много смыслов).
1. Слово — высказывание — текст
Традиционно объектами лингвистического анализа являются слово и словосочетание. Слово представляет собой основную структурно-семантическую единицу языка, которая служит для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности. Словосочетание также служит средством номинации предметов, явлений, процессов, качеств.
В лингвистике принято говорить о предложениях, как о языковых моделях. В психолингвистике чаще говорят о высказывании, которое, являясь единицей речевого общения, соотнесено с ситуацией и ориентировано на участников речи. Высказывание как единица речевого общения учитывает коммуникативную ситуацию, в нём излагается позиция говорящего с учётом знаний и возможной реакции собеседника. Совершенно очевидно, что мы говорим обычно не разрозненными сло-
108



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шмелев А. Д., Шмелёва Е. Я., Савчук Л. О., Флоренская Э. А. Русский язык. Учебник для 7 класса - Шмелев А. Д., Шмелёва Е. Я., Савчук Л. О., Флоренская Э. А.
  • Евгения Чугунова. Роль фольклора в развитии связной речи у детей раннего возраста.
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. ГДЗ - Русский язык. 10-11 класс (Грамматика, Текст, Стили речи)
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.Н. Методические рекомендации к учебнику Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы
  • Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи." Учебник для 10-11 кл
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник 10-11кл. Базовый уровень
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Прияткина А.Ф. Русский язык. Культура речи
  • Фирсова Н.М. Испанская разговорная речь
  • Гойхмана О.Я. Русский язык и культура речи. Под редакцией
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов
  • Сагитова Альмира Ахмадеевна. «Развитие выразительности речи через театральную деятельность»
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Горзина Елена Викторовна. НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе тема: «Хороший и плохой язык»
  • Миронова Светлана Юрьевна. Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет 'УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО'
  • Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях
  • Максимова В.И. Русский язык и культура речи. Под редакцией
  • Голуб И.Б. Русский язык и культура речи
  • Ларина Анастасия Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Твердохлебова Надежда Викторовна. Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»
  • Егораева Г.Т. ОГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задание 15.2.
  • Кулик Галина Павловна. Эмоциональная недостаточность - причина плохой речи
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Ирина Евгеньевна Гусейнова. Доклад на тему «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
  • Панов М.В., Кузьмина С.М. и др. Русский язык. 8 класс
  • Наталья Зорина. Тема: «Возможности логоритмики в развитие речи детей»
  • Елена Постолова. НОД с детьми подготовительной к школе группы 'Наша Родина - Россия, наш язык - русский'
  • Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Булгакова Раиса Алексеевна. Конспект НОД по развитию речи «Насекомые»
  • Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык. 5-9 классы. Правописание окончаний различных частей речи
  • Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык. 6-9 классы. Правописание суффиксов различных частей речи
  • Козлова Т.И. ЕГЭ 2015. Русский язык. Практикум. Культура речи
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Светлана Глухих. Конспект познавательной деятельности. Образовательная область «Развитие речи» Тема: «Путешествие в сказочный лес»
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Голованова Д.А., Михайлова Е.В., Щербаева Е.А. Русский язык и культура речи. Шпаргалка
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Ирина Симонова. Конспект занятия по развитию речи и подготовке руки к письму в подготовительной к школе группы
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь