Самохвалов Виктор Павлович. Психиатрия.

Категория: Психиатрия, Учебные пособия | Просмотров: 54079

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Просят перечислить числовой ряд (от 1 до 6, от 7 до 12, от 15 до 20), перечислить месяцы в году.
Учитываются возможность плавного перечисления автоматизированных рядов, пропуски составляющих элементов, персеверации, парафазии;
в) Повествовательная (монологическая) речь.
Пересказ коротких рассказов вслух после прочтения их экспериментатором, составление предложений или короткого рассказа по любой сюжетной картине.
При анализе повествовательной речи обращается внимание на то, в какой мере в пересказе отражены ключевые элементы текста, сохранены нужная последовательность повествования, близость пересказа к тексту, понимание смысла рассказа.
Отмечаются возможность самостоятельного воспроизведения рассказа без наводящих вопросов, активность, развернутость, плавность или отрывистость речи, поиски слов, аграмматизмы, преобладание в речи глаголов, вводных слов или существительных, характер парафазии, их изменчивость;
г) Исследование отраженной речи:
— повторение изолированных гласных звуков (а, о, у, и, е, ю);
— изолированных согласных звуков (эм, эр, рэ, с, д, к);
— слогов триграмм (лив, кет, бун, шом, тал, гис);
— серий трех сложных гласных звуков (аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо);
— серий оппозиционных слогов (ба-па, па-ба, ка-ха, са-за);
— различение изолированных гласных звуков и их серий (а-у-у-а-у-а);
— дифференцирование близких по звучанию слогов, слов и звукосочетаний (да-та-да-да-та-та);
— повторение простых и сложных слов (дом, работа, водопровод, полководец, стратостат);
— повторение предложений и серий слов, не связанных по смыслу (дом-лес, луч-мак, сон-бег, ночь-план-лист);
— повторение серий слогов триграмм (бун-лец, кет-лаш, зук-тиз, рел-зук-тиз);
— повторение серий слов, название реальных предметов, частей тела, изображений предметов;
— название действий (топор-рубить, ножницы-резать, пистолет-стрелять);
д) Исследование понимания обращенной речи и понимания словесных значений.
Для этого просят объяснить значение и смысл отдельных слов:
— простых команд (закрыть глаза, показать язык, поднять руку);
— флексивных отношений (ключ-ручкой, ручку-ключом, ручкой-ключ, ключом-ручку);
— понимания отношений между предметами, выраженными одним предлогом и наречием места (положите ручку под книгу, над книгой, справа от книги);
— двумя предлогами (положите тетрадь в книгу, но под ручку);
— понимание конструкций родительного падежа (отец брата и брат отца, сын сестры и сестра сына);
— интравертированных конструкций (Я позавтракал после того, как прочитал газеты. Что я сделал раньше?);
— проб Хеда (Покажите указательным пальцем правой руки левое ухо);
е) Оценка фонематического анализа. Определение количества букв в словах, первой и последней букв в слове, анализ слова по одной или двум фонемам (если произносится слово, в котором есть звук «с» или «с» и «р», — поднять руку).
Нарушения речи:
Речевой напор — патологическое речевое возбуждение с непрерывной потребностью говорить.
Вычурная речь — использование необычных, малопонятных, часто не подходящих по смыслу слов, сопровождающихся манерной жестикуляцией и гримасничаньем.
Зеркальная речь (эхолалия) — непроизвольно повторяемые слова, услышанные от окружающих.
Монотонная речь — расстройство речи, при котором отсутствуют (или крайне незначительны) изменения интонаций.
Обстоятельная речь — замедленная речь, с излишне подробным изложением маловажных и несущественных деталей.
Олигофазическая речь — обеднение словарного запаса, грамматического строя и интонаций.
Парадоксальная речь — преобладание противоречивых по смыслу высказываний.
Персевераторная речь — многократное повторение одного и того же слова или оборота речи, невозможность подобрать необходимые слова и обороты для продолжения речи.
Пуэрильная речь у взрослого — напоминает лепетание, картавость и интонационные особенности детской речи.
Рифмованная речь — наполнена всевозможными рифмами, которые используются часто в ущерб смыслу.
Скандированная речь — это расстройство речи, при котором говорят медленно, раздельно произнося слоги и слова.
На основании вышеперечисленных методик нейропсихологического исследования возможно выявление следующих синдромов нарушений высших корковых функций:
Эфферентная (вербальная) моторная афазия — дефект речи в виде нарушений плавности артикуляционной речи, грубой персеверации, неспособности проанализировать услышанные или произносимые слова, неудержания речеслухового ряда, отчуждения смысла слов. Часто эти нарушения сопровождаются потерей плавности речи с затруднениями в приступе к слову, напряжением, запинаниями, смазанностью произношений.
Локализация очага при эфферентной моторной афазии преимущественно в задне-нижних отделах премоторной области левого, доминантного по речи, полушария головного мозга («зона Брока»).
Динамическая афазия проявляется скудной, свернутой, стереотипной речью без произносительных затруднений. Речевая инициатива оказывается резко сниженной в сочетании с тенденцией к использованию речевых штампов. Автоматизированная речь нарушается незначительно или чаще не нарушается. Также мало нарушенными оказываются номинативные функции речи, однако они отчетливо проявляется в диалогической и спонтанной речи в виде поиска нужного слова. Отраженная речь обычно остается сохранной, но может пострадать воспроизведение многосложных предложений. Понимание речи и сложных грамматических конструкций не страдает или нарушается незначительно.
Выделяют 3 уровня речевых поражений:
— на 1-м (уровне замысла) спонтанная речь может отсутствовав», диалогическая осуществляется только с опорой на вопрос;
— нарушения 2-го уровня отчетливо проявляются в монологической речи, составлении предложений к сюжетных картинкам, пересказе текста, составлении рассказа на заданную тему, невозможности трактовки пословиц, идиоматических выражений. Ошибки обусловлены дефектами синтаксиса, вербальными заменами и даже персеверацией (на 1-м и 2-м уровнях динамической афазии грубо нарушается коммуникативная функция речи — больные не задают вопросов и не стремятся рассказывать о себе);
— 3-й уровень характеризуется экспрессивными аграмматизмами: ошибками в согласовании слов в роде и падеже, глагольной слабостью и неправильным употреблением глагольных форм, отсутствием предлогов, общей бедностью речевого высказывания.
Динамическая афазия, как самостоятельная форма речевой патологии, возникает при очагах поражения мозга кпереди от «зоны Брока» (задние отделы извилины и медиальной поверхности левого полушария).
Афферентная (артикуляционная) моторная афазия характеризуется кинестетической апраксией, приводящей к системному дефекту на артикуляционном, лексическом и синтаксическом уровнях.
Клинически это проявляется отсутствием всех видов экспрессивной речи при относительно сохранном понимании обращенной речи и чтении про себя.
Очаг поражения локализуется в левом полушарии (у праворуких) в нижних отделах задне-центральной области с большим или меньшим вовлечением передних отделов теменной доли.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Литвинов П.П. 3500 немецких слов. Техника запоминания
  • Обнаружен способ побороть старческую забывчивость
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • Коновалова Т.В. Веселые стихи для запоминания английских слов
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
  • Развитие зрительной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 09
  • Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 8
  • Литвинов П.П. Как быстро выучить много немецких слов
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. Физика. 2018 г.( образец; варианты )
  • Половой отбор: почему при виде красивых девушек мужчины начинают говорить умные слова
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Развитие зрительной и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 11
  • Развитие переключения внимания, зрительной памяти, воображения. ЗАНЯТИЕ 15
  • Умения выполнять действия по аналогии, саморегуляция. ЗАНЯТИЕ 12
  • Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения. ЗАНЯТИЕ 3
  • Власова Е.В. 500 самых важных слов немецкого языка
  • Развитие устойчивости, распределения, объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 14
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Пилипенко О.Е. Английский язык для самых маленьких. Мои первые 1000 слов
  • Развитие зрительной и смысловой памяти, мышления. ЗАНЯТИЕ 17
  • Мишакина Т.Л. и др. Тренажёр по русскому языку для 2-4 классов. Работа с составом слова
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Юнг К.-Г. К вопросу о подсознании.
  • Чистозвонова Галина Владимировна. Особенности работы логопедической группы
  • Орлова Н. 300 самых важных английских слов в картинках для начинающих
  • Карл Густав Юнг и последователи. Человек и его символы
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Воронцов Н. Англо-русский словарь: 500 слов в картинках
  • «Пойми меня»
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Нифонтова Лариса Витальевна. «Использование мемотехники в развитии речи детей»
  • Анализ эффективности результатов занятий психолога
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Притча «Чжуан-цзы о загадках»
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь