|
Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 26075
Автор: Аверьянов Л.Я.
Название: Социология. Искусство задавать вопросы. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке "КАК ЧАСТО ВЫ ХОДИТЕ В ТЕАТР?"
Очень часто Довольно часто Редко Довольно редко Практически не хожу в театр 5 4 3 2 1 "КАК ВАМ НРАВЯТСЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКАЕМЫЕ ФИРМОЙ "БОЛЬШЕВИЧКА" ?" Очень нравятся В основном нравятся Не очень нравятся В основном не нравятся Совсем не нравятся 5 4 3 2 1 "ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПО СЕМИБАЛЬНОЙ ШКАЛЕ УРО-ВЕНЬ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВАЩЕЙ ГРУППЕ". В небольшой 1 2 3 4 5 6 7 В большой степени 01 02 03 04 05 06 07 степени По уровню измерения шкалы могут быть четырех типов: номиналь-ные, порядковые, интервальные и пропорциональные. По методу составле-ния шкалы делятся на составляемые методом суждения (Л. Терстон), сум-марных оценок (Л. Ликерт) и анализа шкалограмм (Л. Гутман) . В принципе все или почти все альтернативные вопросы можно пред-ставить в виде шкалы, приписав каждой из них свой балл, или ранг, и тем самым упорядочить их по содержательному значению. Но в зависимости от содержания вопроса и характера снимаемой информации применяются раз-личные типы шкал. Сущность каждого типа шкал (выделены три типа: но-минальные, ранговые (порядковые) и интервальные) удачно показали В. Левашов и Г. Папоян на таком примере. "На заре человеческой истории в качестве единственного источника измерения температуры выступало индивидуальное ощущение. Опираясь на субъективное ощущение большинства, можно было сделать лишь альтернативный вывод: тепло или холодно. Этот вывод безотносителен к конкретной величине температуры. Подобное измерение называется измерением по номинальной шкале. С развитием наблюдательности люди научились проводить измерение, соотнося объект с постоянными или строго периодически повторяющимися явлениями. Например, для измерения температуры таким явлением могло выступать агрегатное состояние воды в природе: лед - вода - пар. Здесь мы уже имеем упорядоченное (ранжированное) измерение: холодно - тепло - горячо, хотя цифровые величины пока что также отсутствуют. Данное измерение осуществлено по ранговой шкале" . Номинальная шкала. Каждый элемент шкалы существует как бы сам по себе, и в целом шкала не упорядочена. Единственное условие состоит в том, что все элементы должны иметь единое основание для выделения. К примеру: "КАКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ЧИТАЕТЕ?" Учебную, специальную..............………….( ) Научно-популярную...................………… ( ) Художественную.........................………. ( ) Политическую............................………… ( ) Социально-экономическую........………… .( ) Приведенный ряд наименований не упорядочен, но имеет единое ос-нование - чтение литературы. По сути дела, как шкала она практически не употребляется, поскольку альтернативы в ней независимы друг от друга и респондент может выбрать любое количество предлагаемых ответов. Каж-дый элемент данной шкалы рассматривается и анализируется практически самостоятельно, вне связи с другими. Можно, конечно, упорядочить и дан-ную шкалу, но для этого необходимо ввести какое-то другое основание для выделения, скажем, по значимости чтения иного вида литературы, но это уже будет другой тип шкалы. Ранговая (порядковая) шкала. Ранговая, или порядковая, шкала уста-навливает соотношение между выделенными признаками в соответствии с некоторым общим логическим основанием. Так, перечень профессий можно упорядочить по их сложности, по уровню квалификации, по разрядам и пр. Приписывание определенного значения выделяемого признака в рамках единого основания осуществляется в рамках количественного (а соответ-ственно и качественного) приоритета одного значения над другим. Например, при изучении общественного мнения, измеряя интенсив-ность свойств, суждений и оценок, можно использовать такие обозначения элементов шкалы: вполне удовлетворен; удовлетворен, но не совсем; больше удовлетворен, чем не удовлетворен; больше не удовлетворен, чем удовлетворен; скорее не удовлетворен; полностью не удовлетворен. Данный ряд упорядочен, каждый элемент шкалы имеет весовое зна-чение по отношению к любому последующему элементу. Фрагмент анкеты: "СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГЛО ЛИ ВАМ ОБУЧЕНИЕ НА ПОД-ГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ ПОСТУПИТЬ В ИСТИТУТ? " Да, подготовительное отделение дает хорошую подготовку и благодаря ему я поступил(а) в институт................................................................... 01 Подготовительное отделение, безусловно, дает знания, но не очень хорошие, и их недостаточно для поступления в институт................................... 02 В целом подготовительное отделение не дает хорошей подготовки, можно было поступить и без него.................................................................... 03 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|