Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50358

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

. Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.
В зависимости от сложности, развернутости, перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным),
Существует четыре уровня восприятия:
1) сенсорный – чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;
2) перцептивный – осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;
3) оперативный – охват какой-либо функции, стороны объекта;
4) деятельностный – взаимодействие с объектом как целью деятельности (классификация автора).
Виды восприятия могут классифицироваться и в соответствии со спецификой объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но может выступать и в качестве самостоятельной деятельности.
Планомерное восприятие, специально организованное для разрешения какого-либо вопроса, называется наблюдением.
§ 4. Общие закономерности восприятия

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют и общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность;
2) предметность; 3) целостность; 4) структурность; 5) избирательная направленность; 6) апперцепция; 7) константность.

Неупорядоченные волнистые линий исчезают в случайном порядке

Остающиеся фрагменты осмысленного образа структурно организуются

Фигуры распадаются на отдельные элементы в точках прикосновения линий

Прямолинейно организованные объекты распадаются на горизонтальные, вертикальные и диагональные ряды

Сплошные объекты фрагментируются по углам
Рис. 37. Глаз постоянно совершает микро- и макродвижения, формируя целостный образ из различных деталей объекта. Если к глазному яблоку прикрепить контактную линзу и с ее помощью стабилизировать изображение на сетчатке, то по мере адаптации отдельных нейронных комплексов изображение будет поэтапно исчезать. В исследованиях Причарда установлены закономерности этого явления, проливающие свет на особенности формирования зрительного образа.

1) Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается.
Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, всегда спрашивают их название.) Категориальная соотнесенность воспринимаемых объектов организует весь процесс восприятия, его адекватность и направленность.
Только определив категорию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки (рис. 38, 39).
Процесс осмысления воспринимаемого объекта имеет следующую структуру: 1) выделение из потока сенсорной информации таких стимулов, которые можно объединить в самостоятельные комплексы (это объединение может происходить по внешним признакам элементов объекта –их смежности, одинаковости цвета, общей ориентации), принятие решения об их отнесенности к определенному объекту; 2) актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотносится воспринимаемый объект (узнавание); 3) отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории объектов, поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого перцептивного решения; 4) окончательный вывод по идентификации объекта восприятия. Близкие друг к другу элементы, а также элементы, сходные по цвету и пространственной ориентации, имеют тенденцию к непроизвольному объединению.
Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.
Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам.
Осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии (рис. 40).
Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений – узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет – значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, "это стол", "это дерево" и т. д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков – его примет.


Рис. 38. Только определив категорию воспринимаемого объекта, мы распознаем все его признаки.

Рис. 39. Эти разрозненные пятна объединятся в единый зрительный образ, если понять смысл изображения, перевернув его на 180о.

Рис. 40. Осмысленность восприятия.
На рисунке слева возникает иллюзия преломления прямой, проходящей через перекрывающие ее объекты. На рисунке справа эта иллюзия исчезает благодаря осмысленности восприятия (рисунок автора).

Рис. 4. Целостность восприятия.
Тенденция сознания к целостности объекта настолько велика, что мы даже "видим" грани прямоугольника. Неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. (Так, пароход мы узнаем по наличию трубы и не смешиваем его с лодкой.)
Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Зверева Екатерина Владимировна. Проект «Звуки мира»
  • Гусева Ольга Петровна. Игры на формирование фонематического восприятия
  • Гусева Ольга Петровна. ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
  • Чекашова Лариса Николаевна. «Путешествие в волшебный лес» Звуки [К], [К'].
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Микшина Наталья Владимировна. НОД по логопедии Звук и буква [Р] 'Морское путешествие'
  • А.Б. Долгицкая. Презентация 'Инновационные технологии, применяемые для оздоровления дошкольников'
  • Каримова Дэсина Рашидовна. Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на сказочное болото».
  • Цветкова Валентина Васильевна. Подготовка к обучению грамоте. «Буква «Д». Звуки «Д» и «Дь»
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Марина Михайловна Комелькова. Конспект занятия по постановке правильного произношения звука в средней группе.. Тема: Воспитание правильного произношения звука «с».
  • Тюхменёва Любовь Витальевна. Звуковая культура речи, Артикуляция звука [з]
  • Каткова Анжела Николаевна. Презентация 'Автоматизация звука Р в слогах, словах'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Костылева Татьяна Прокопьевна. Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»
  • Фурцева Татьяна Александровна. Тема: звук [А].
  • Любовь Филиппова. Конспект фронтального занятия. Тема 'Звук С'
  • Ирина Ивановна Кошкина. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Л»
  • Сивоплясова Ирина Васильевна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Постановка звука [Ш]. «Весёлая Нюша»
  • Ададурова Виктория Валерьевна. Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР «В гости буква А пришла».
  • Наталья Николаевна Омельченко. Звуки «М» «Мь». Буква «М» «Продукты питания»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по развитию речи в старшей группе «Звук и буква У»
  • Бурлакова Елена Семеновна. Статья по обучению чтению в подготовительной группе
  • Ирина Бакушкина. Картотека по автоматизации звука 'р'
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Конспект занятия учителя-логопеда Крупенченковой Т.В. Тема «Дифференциация В-Ф».
  • Чекашова Лариса Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л']. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»
  • Карлсен Марианна Аксель-Владимировна. Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе – 1 год обучения. Тема: «Зимние забавы». Звуки «В — ВЬ».
  • Лилия Ивановна Тюленева. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах
  • Балхина Светлана Юрьевна. Конспект подгруппового занятия по подготовке обучению грамоте «Звук «У. Буква У»
  • Ирина Ильиных. Логоритмическое занятие. Закрепление правильного произношения звука «П».
  • Вычкина Елена Владимировна. План – конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Закрепление звука [ш] и буквы «ш»»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Соловьева Светлана Владимировна. «Индивидуальное занятие с использованием игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука [р]»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Юлия Колмыченко. Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] (с использованием элементов театрализованной деятельности)
  • Хохлова Ольга Александровна. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
  • Кочкина Ольга Дмитриевна. Автоматизация звука [Л’] в связной речи с использованием мнемотаблиц.
  • Лоскутова Яна Петровна. Конспект Подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста. Тема занятия: «Звук [Ж], буква Ж»
  • Давыдова Татьяна Владимировна. Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Звук ЛЬ»
  • Долгих Светлана Борисовна. Рекомендации для родителей подготовительной группы по ознакомлению детей с гласной буквой Я
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Харитонова Татьяна Васильевна. Методическая разработка логопедического занятия «Автоматизация звука «C»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации поставленного звука
  • Анна Гурина. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНР на тему: 'Звуки С и СЬ'
  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква C»
  • Саркарова Луиза Феликсовна. Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Автоматизация изолированного звука Ш 'Шарик и его друзья'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь