|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54520
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ступает для них в свете этой основной направленности их личнос-
ти»1- Если в подростковом возрасте отношение к тем или иным другим учебным предметам, интерес к ним, успехи в той или иной области учебной деятельности определяют зарождающееся отно- шение к различным профессиям, то у старшего школьника отно- шение к профессии начинает влиять на отношение к учебной деятельности Это оказывается характерным для учащихся не только общеобразовательной школы, но и ПТУ. Поэтому при в проведении профориентационной работы с учащимися старших аклассов необходимо постоянно учитывать индивидуальные воз- можности ученика и региональные потребности в кадрах. Как известно, «недостаточная информированность подрастающего че- ловека о сложном, ненаблюдаемом, необозримом мире профессий» вступ-ает в противоречие с «педагогическим требованием созна- тельности и самостоятельности выбора профессии»2. Будущие учи- теля должны отчетливо осознавать необходимость специальной систематической работы не только с учащимися, но и с их роди- телями, поскольку семья является «действенным и в то же время плохо управляемым фактором профориентации»3. Здесь необходим тесный контакт классных руководителей с родителями. Как показывают данные ряда специальных исследований, к '15—17 годам юноши и девушки уже обладают достаточно опреде- | ленными и стойкими особенностями темперамента, характера, 1 способностей. Но в то же время эти особенности недостаточно i осознаются самими старшеклассниками или неверно оцениваются. В связи с этим следует подчеркнуть, что для решения данной проблемы требуется специальная индивидуальная работа педагога с учащимися. Старший школьный возраст — это возраст интенсивного фор- мирования мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчетливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим зна- ниям, желание обобщить отдельные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психического развития, и прежде всего развитием понятийного мышления. При рассмотрении закономерностей становления личности стар- шего школьника на семинарских занятиях следует обратить вни- мание студентов на то, что для формирования научного мышления существенное значение имеет характер и содержание учебной деятельности старших школьников, наличие учебных предметов, синтезирующих знания о природе и обществе. Однако важно под- черкнуть, что системность и обобщенность знаний, интерес к во- ' Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968—С. 374. 2 Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной кон- сультации. — М„ 1983.—С. 24. 3 Там же.—С. 23. 141 просам теории, развитие понятийного мышления, познавательная активность старших школьников лишь одно из условий развития мировоззрения. Решающее значение для формирования мировоз- зрения имеет возрастающая общественная активность учащихся, накопление нравственного опыта и усвоения социальных и этиче- ских норм поведения, формирование определенного эмоциональ- ного отношения к различным социальным явлениям, поведению и деятельности других людей. Формирование мировоззрения явля- ется результатом и условием все более глубокого осознания старшим школьником себя как личности с определенной собствен- ной системой отношений ко всему окружающему и к самому себе. Именно в старшем школьном возрасте интенсивно развивается самосознание. Причем развитие самосознания, как и в предыду- щие возрастные периоды, идет по всем направлениям: по линии осознания своего физического существования, собственного тела; осознания себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми. Однако изменяется глубина и характер осознания. Следует обра- тить внимание на то, что резко возрастает стремление к самостоя- тельности всех оценок. Важно обратить также внимание на то, что оценки и самооценки старшего школьника далеко не всегда адекватны. Нельзя в общем виде говорить о том, какие неадекват- ные самооценки более опасны—завышенные или заниженные. Это может быть правильно определено только с учетом общей харак- теристики развивающейся личности. Необходимо подчеркнуть, что при противоположных самооценках нужны разные педагогические воздействия, что эти воздействия должны быть тактичными и дли- тельными. В характеристике психологических особенностей старшего школьного возраста должно быть показано, что в этот период наблюдается значительный рост социальной активности. Это находит свое выражение в стремлении старшеклассников к об- щественно полезному труду, к все более широкому включению в общественную жизнь, в развитии коллективистической направ- ленности их личности, в расширении сферы общения. При этом изменяется характер контактов, которые оказыва- ются значимыми для старшего школьника. Если раньше было достаточно самого факта совместной деятельности, участия в коллективных делах, то теперь на первый план выдвигается общ- ность взглядов, авторитет среди сверстников. Весьма существен- ные моментом является то, на какие группы и коллективы ориентируется юноша или девушка, какие отношения определяют его духовные ценности и оценки. Изучая особенности общения старшеклассников, следует об- ратить внимание на разнообразие его функций. Во-первых, об- щение старшеклассника является очень важным «каналом ин- формации»'. Во-вторых, общение—это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности юношей Кон И. С. Психология юношеского возраста.—М., 1979.—С. 93, 142 и девушек. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, кото- рый списибствует развитию эмоциональной стороны личности и форй-аровакию юношеского самоуважения, которое так важно в этом возрасте. При изучении данной темы на практическом занятии следует специально остановиться на особенностях взаимоотношений стар- шеклассников с учителями. Эти особенности определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей, такими, как способность к пониманию, эмоциональному отклику. Суще- ственное значение имеет уровень знаний учителя и качество пре- подавания. Выделяют старшеклассники и такое качество учите- ля, как справедливость. Здесь же следует остановиться еще на одной особенности взаимоотношений старшеклассников и учителей. Как показывают данные специальных исследований, наблюдается значительный разрыв в оценке особенностей этих взаимоотношений со стороны одних и других. Чаще всего учителя, по выражению И. С. Кона, «переоценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего влияния на них»1. Одной из наиболее сложных педагогических проблем в юно- шеском возрасте является половое воспитание. Основная задача педагога—дать старшеклассникам определенные знания о био- логии пола, чтобы они имели четкие представления о социальных и психологических аспектах этой проблемы. Необходимо научить юношей и девушек «управлять этой важной стороной обществен- ной и личной жизни»2, стремиться воспитать у них чувство со- циальной и моральной ответственности. В процессе учебно-воспитательной работы со старшими школь- никами в единстве должны быть решены следующие задачи: под- готовка к трудовой деятельности, к активному выполнению обще- ственных и гражданских обязанностей, подготовка к семейной жизни. Анализируя и давая психологическое обоснование возмож- ных путей решения этих задач, следует подчеркнуть три важных условия, которые имеют решающее значение: 1. Педагогическое воздействие в этот возрастной период будет тем эффективнее, чем в большей мере воспитание будет перерас- тать в самовоспитание. 2. Формирование активной жизненной позиции, воспитайте подлинного гражданина своей Родины, развитие всех сторон лич- ности человека возможны в процессе активной собственной дея- тельности и разностороннего общения. 3. Обучение и воспитание в юношеском возрасте должно осу- ществляться с учетом сохраняющихся элементов детства, но опи- раться и ориентироваться следует на развивающуюся взрослость, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на за- втрашний день детского развития»3. ' /Сон И. С. Психология юношеского возраста. — С. 92. 2 Там же.—С. 137. 3 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.—М., 1956.— С. 277. 143 Для усвоения знаний по данной теме следует шире привлечь студентов к изучению рекомендуемой литературы. На семинар- ских занятиях, проводимых на факультетах, подготавливающие учителей для старших классов общеобразовательной школы и ПТУ, могут быть заслушаны доклады или рефераты. На практи- ческих занятиях можно выполнить задания по решению психо- логических задач. Старший юношеский возраст. На семинарском занятии необ- ходимо рассмотреть особенности развития познавательных про- цессов личности на разных этапах созревания человека, и особен- но в старшем юношеском возрасте. Следует обратить внимание на избирательность в этом возрасте в отношении к различным источникам информации, что оказывает влияние на актуализа- цию и развитие психических процессов и свойств личности. По мере взросления человека память дифференцируется на общую и специальную. Содержанием общей памяти является широкий круг информационных воздействий, тогда как специаль- ная память отличается меньшим кругом воздействий, большей степенью избирательности по отношению к запоминаемой инфор- мации, она связана с профессиональной деятельностью человека, а если это студент, то — с направленностью на овладение будущей специальностью. Существенные изменения происходят и в мышлении. Внутри единого мыслительного акта юноши, которому приходится по- стоянно решать разнообразные по типу задачи, наблюдаются раз- личные уровни отражения окружающего мира. Результаты логи- ческого (теоретического) мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение теоретического мышле- ния. Практическое мышление, которое у взрослых людей приоб- ретает особо важное значение, опосредуется логическими (поня- тийными) компонентами. В мышлении взрослых людей, так же как и в памяти, наблюдается специализация. В качестве примера может служить развитие у лиц, связанных с техникой, техниче- ского мышления. Экономического типа задачи способствуют раз- витию экономического мышления. Человек овладевает знаниями, умениями и навыками в про- цессе обучения, связанного с деятельностью памяти и мышления. Возникновению воссоздающего воображения способствуют опи- сания, чертежи, нотные знаки. Без творческого воображения не могут рождаться гипотезы, рационализаторские предложения, оригинальные продукты деятельности. Взрослые люди отличаются высокой сознательностью и лич- ной ответственностью в отношении выполняемой ими работы. До наступления зрелости (умственной, трудовой, гражданской) чело- век проходит путь индивидуального развития, который не завер- шается с переходом в состояние взрослости. Социальная зре- лость — это период активной трудовой деятельности человека, включая и учебную, когда происходит формирование личности как субъекта познания, общения и труда. Процесс становления 144 социальной зрелости личности начинается задолго до включения человека в производительный труд, в условиях общей образова- тельно-воспитательной деятельности. В любых системах образо- вания и самообразования взрослых продолжается интеллектуаль- ное развитие человека. Примером этому может служить система заочного образования. В результате исследований установлено, что наиболее высокая степень восприимчивости социального опыта у взрослого челове- ка падает на первый период зрелости (18—25 лет)'. Именно в этом возрасте наблюдаются наибольшие изменения в интеллек- туальных функциях, что свидетельствует о подвижности и гибко- сти во взаимосвязях между памятью, мышлением, вниманием. В связи с этим расширяются возможности специального воздейст- вия на интеллектуальную сферу личности обучающихся взрослых. Так называемый студенческий возраст охватывает как раз этот возрастной диапазон, и поэтому потенциальные возможности психофизиологического развития в эти годы должны выявляться , и использоваться в целях воспитания и обучения студенческой молодежи. Многообразие форм и методов вузовской работы пред- полагает необходимость учета тех возможностей, которыми рас- полагают обучающиеся в вузе. Очевидно, эти возможности будут неодинаковы от курса к курсу. Воспитание гармонично развитой личности, овладение специальностью на основе широкого умст- венного кругозора, развитие творческого мышления и воображе- ния, формирование потребности в знаниях — все это требует не только соответствующей организации системы работы в этом , направлении, но и необходимости учета возрастных особенностей и индивидуальных различий контингента обучающихся студен- . тов. В студенческом возрасте память и мышление опережают раз- витие свойств внимания, поэтому при организации учебного про- цесса необходимо учитывать эти особенности (при чтении лекций шире использовать приемы, привлекающие внимание к излагае- мому материалу). Одним из таких приемов является сочетание произвольного и непроизвольного внимания. В последнем под- держивающим моментом может служить интерес. Поддерживают внимание при изучении материала технические средства обучения, использование всевозможных наглядных пособий (от натураль- ных до различных видов изобразительных средств). Как уже отмечалось, у взрослых людей не утрачивает значения образное мышление, а при использовании наглядности в усвоении знаний обеспечивается взаимосвязь образного и логического. На формирование личности студента оказывает влияние вся система учебно-воспитательных воздействий со стороны препода- вателей, общественных организаций вуза (партийной, комсомоль- ской, профсоюзной), деканата, кураторов учебных групп, общежи- ' См.: Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых: Учеб- ное пособие.—Л., 1981. 10 Заказ 2268 145 тия и др. Личность студента проявляется в коллективе академиче- ской группы, в которой складываются взаимоотношении между членами группы, создается атмосфера психологической совмести- мости, симпатии и антипатии, доброжелательности, требователь- ности или попустительства и т. д. Исключительно важное значение имеет общение студентов при выполнении ими коллективных учеб- ных заданий. В процессе совместной деятельности, как отмечает Б. В. Ломов, развиваются специфические явления, такие, как содействие, соревнование, сочувствие, совозбуждение и т. д.'. Одной из важных задач при подготовке будущих учителей высокой квалификации является формирование умения учиться самостоятельно. Целенаправленное формирование умений само- стоятельно работать, воспитание умственной самостоятельности у студентов успешнее всего осуществляется при соответствующей организации их работы по выполнению учебных заданий2. Поэтому мы рекомендуем при проведении практических занятий по психо- логии использовать исследовательские материалы, раскрывающие проблемные ситуации в практике работы учителя. Проблемные вопросы являются побудителями мысли, с вопроса начинается мыслительный процесс, актуализация имеющихся знаний3. Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо из имею- щегося «фонда» знаний выбрать то, что необходимо для ответа. Быстро или медленно собирается с мыслями студент—это зависит не только от возрастных его особенностей, но и от индивидуаль- но-психологических (влияние нейродинамических свойств на мне- мические и мыслительные функции). На практическом занятии студенты могут выступать с кратки- ми сообщениями по отдельным вопросам, предусмотренными пла- ном занятий. В частности, они могут рассмотреть материал об уровне развития студенческих учебных групп как первичного коллектива по следующим обобщенным показателям: организаци- онное единство; психологическое единство (интеллектуальное, эмо- циональное, волевое); подготовленность студентов группы; направ- ленность деятельности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|