|
Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46115
Автор: Аллан Джон.
Название: Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Оранжевый цвет рассматривается как эмоционально сдержанный красный цвет. Он свидетельствует о сочувствии и дружелюбии (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969) или указывает на агрессивное противодействие попыткам поставить данного человека в зависимое положение (Pasto, 1968).
Желтый цвет, как и красный, может указывать на спонтанность самовыражения (Zimmerman and Garfunkel, 1942) или, при акцентированном использовании, на агрессивность и враждебность (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969; Brink, 1944) вплоть до неистового самоуничтожения (Pasto, 1968). По мнению Купера (1978), желтый цвет амбивалентен. Золотистые и светлые оттенки желтого цвета олицетворяют интеллект, интуицию, веру и доброту. Темно-желтый цвет олицетворяет вероломство, зависть, честолюбие, скрытность и неверие. Зеленый цвет указывает на избавление от тревоги, ощущение управляемого поведения, возвращение к девственной природе. В целом он не свидетельствует о наличии прочной эмоциональной основы (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969; Kadis, 1950; Pasto, 1968). По мнению Купера (1978), синий цвет олицетворяет истину, интеллект, мудрость, постоянство, предусмотрительность, спокойствие, созерцание, а также женский принцип, символизируемый водой. Багряный цвет указывает на сильное, почти граничащее с паранойей стремление к власти. Быть может, это отчасти связано с тем, что багряный цвет считается королевским цветом (Buck, 1978; Pasto, 1968). Черный и коричневый цвета олицетворяют торможение, подавление, а также депрессию, если эти цвета небрежно нанесены на рисунок (Alschuler and Hattwick, 1943, 1969; Bieber and Herkimer, 1948; Brink, 1944; Cooper, 1978; Napoli, 1946; Pasto, 1968; Precker, 1950). Белый цвет имеет два противоположных символических значения. По мнению Джоллес (1957), белый цвет указывает на антиобщественные установки, тогда как Купер (1978) полагает, что он символизирует трансцендентность, простоту, совершенство и чистоту. Резюме Наш опыт свидетельствует о том, что предложенные толкования символики цвета во многих случаях заслуживают доверия. В то же время необходимо учитывать, что у детей бывают цветовые причуды. Так, в конце семидесятых годов нынешнего века багряный цвет был <<в большой моде». Поэтому в это время толкование странного обилия багряного цвета на детском рисунке как признака паранойи представляется весьма сомнительным. Итак, при толковании символики цвета необходимо учитывать современные цветовые пристрастия детей. Широко распространенные детские символы Следует учитывать, что ни один символ не имеет универсального значения. Каждый символ имеет несколько значений. Соотнесенность символа с другими частями детского рисунка определяет интерпретацию данного символа. Кроме того, символ может олицетворять позитивное или негативное качество в зависимости от того, как он используется на рисунке и как оценивается самим ребенком. Культурная среда ребенка также имеет немаловажное значение, поскольку в различных культурах символ имеет различное значение. Яблоки олицетворяют изобилие, любовь, радость, знание, мудрость, прорицание или обман и смерть (Cooper, 1978; do Vries, 1976). Дети обычно используют яблоко для обозначения потребности в эмоциональной заботе. Когда дети рисуют червей в яблоках или говорят, что яблоки испортились, они указывают на отсутствие конструктивного ухода за ними. Птицы олицетворяют трансцендентность: «освобождение ОТ любой, слишком незрелой, неподвижной или окончательной формы бытия... любого образа жизни, сковывающего стремление к высшей, более зрелой стадии психологического развития» (Jung, 1964. стр.149). Кроме того, птицы символизируют душу или вознесение души на небеса (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Судя по нашему опыту, птицы обычно появляются на детских рисунках тогда, когда авторы их ощущают, как в их душах происходит некая трансформация. Кошки имеют много значений. Они олицетворяют желание, свободу и скрытность. Черная кошка символизирует несчастье и смерть, игривость и грациозность (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Для ребенка кошка является центром его любви или олицетворяет потребность в любви. Облака. Цвет облаков имеет важное значение. Белые облака символизируют одухотворенность и чистоту. Черные облака указывают на депрессию, бесчестье или горе. Кроме того, черные облака нередко олицетворяют препятствия на пути к истине и знанию (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Синие облака символизируют слезы и потребность выплакаться. Собаки. Как и кошки, собаки имеют противоречивые значения. Они символизируют преданность, бдительность, благородство, развращенность, любовь рыться в отбросах и ярость (de Vries, 1976). Для ребенка собака имеет такое же значение, как и кошка, хотя собака нередко олицетворяет более сильную и инстинктивную сторону души. Огонь. Огонь символизирует обновление жизни, трансформацию, очищение, страсть, зачатие, власть, защиту, покровительство или разрушение (de Vries, 1976). Ребенок обычно воспринимает огонь как нечто деструктивное и враждебное. Но если огонь ассоциируется с бурным явлением природы, например с извержением вулкана, тогда он символизирует эмоциональную разрядку или возможность трансформации, которая приведет к обновлению жизни. Рыбы нередко выполняют роль фаллических символов. Они обозначают плодовитость, размножение, обновление и сохранение жизни (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Хотя нам и не удалось обнаружить в детских рисунках подтверждение этому толкованию символики рыб, тем не менее было отмечено, что рыб рисовали мальчики в конце инкубационного периода болезни. Лошади символизируют жизнь и смерть, инстинктивную и животную природу, динамическую силу, благородство или интеллект (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Хотя эти толкования и не нашли подтверждения в детских рисунках, тем не менее изображения лошадей часто встречаются на рисунках девочек в возрасте 12 лет. Благодаря половому развитию многих девочек в этом возрасте лошадь нередко символизирует их инстинктивную, животную природу. Дом нередко может иметь одно из следующих значений: жизнь и взаимоотношения в семье ребенка, непредубежденное отношение к посторонним людям, защита и покровительство, характер существующей структуры эго, связь с реальностью, относительная роль психологического прошлого и будущего в психологии ребенка, а также степень ригидности личности (Buck, 1948, 1978). Дом без дымовой трубы нередко свидетельствует о неспособности ребенка выразить свои чувства в семейной обстановке. Если из трубы идет густой дым, это свидетельствует о напряженной эмоциональной атмосфере в семье. О существовании скрытой враждебности можно заключить, если дом не имеет окон (особенно на нижнем этаже), на окнах задернуты занавески или дверь снабжена тяжелыми петлями и запорами. Дома без окон на нижнем этаже нередко указывают на желание сохранить в тайне какое-то событие. Наклонившийся дом свидетельствует о потере психического равновесия (Spencer, 1969). Если дом перемещается, тогда можно заключить о наличии психического заболевания (Buck, 1948, 1978). Луна редко появляется па детских рисунках. Луна включена в этот перечень распространенных символов потому, что она олицетворяет противоположный род солнца и иногда указывает на то, что ночью происходят некоторые события. Горы являются символом постоянства, вечности, прочности и тишины (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Дети, которые рисуют горы и ставят их в центр обсуждения рисунка, склонны толковать горы как символ постоянства или потребности иметь нечто постоянное в своей жизни. Люди. Изображение человека на рисунке позволяет понять физическое и эмоциональное состояние ребенка в данный момент, его устремления (кем он хотел бы стать) и общий подход к межличностным отношениям. Люди не всегда олицетворяют ребенка; они нередко символизируют важных лиц в психологическом окружении ребенка (Buck, 1948, 1978). Величина фигур отождествляется с силой: чем больше, тем сильнее. Время и место изображения на рисунке определенного лица по отношению к другим фигурам указывают на положение и статус ребенка по отношению к этим людям. Если люди на рисунках проявляют силу или ведут сражения, это обычно указывает на наличие соперничества или агрессивности (Burns and Kaufman, 1970; di Leo, 1970). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|