Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19174

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2. Значимая положительная корреляция между шкалами ценностных ориентации (показатель личностного уровня) и альтруистичности (показатель уровня метаиндивидуальности) (0,5).
Студенты, разделяющие ценности, характерные для самоактуализирующихся людей (красота, истина, добро, совершенство, простота, всесторонность, целостность, жизненность, уникальность и другие), проявляют альтруистичность в межличностном общении, то есть они ответственны по отношению к людям, стремятся помочь и сострадать всем, бескорыстны, отзывчивы, у окружающих вызывают доверие, согласие.
3. Значимая отрицательная корреляция между шкалой гибкости поведения и шкалой эмоциональности (-0,44).
4. Отрицательная корреляция между шкалой самоуважения и шкалой эмоциональности (—0,47), а также шкалой социальной эмоциональности (-0,51).
В этой корреляции прослеживается связь свойства личности со свойствами темперамента. Данная зависимость говорит о том, что студенты, которые ценят свои достоинства, обладают низкой чувствительностью к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами предметного действия, а также к неудачам в учебе, эмоционально сдержаны в коммуникативной сфере, они не зависят от оценки окружающих людей.
5. Между шкалой самопринятия и зависимости (—0,44) и шкалой социальной эмоциональности (—0,47) обнаружена отрицательная корреляция.
Иными словами, людям с высокой степенью принятия себя, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков другими, свойственны независимость в межличностном общении, уверенность в себе, низкая эмоциональная чувствительность к неудачам в общении и оценкам окружающих людей.
6. Значимая корреляция наблюдается со шкалой представления о природе человека и шкалами агрессивности (—0,60) и подозрительности (-0,54) — отрицательная корреляция, а также подчиненности (0,46), дружелюбия (0,70), альтруистичности (0,58) и социальной эргичности (0,57) — положительная корреляция.
Показатель личностного уровня (позитивное представление о природе человека) имеет многозначную связь с показателями уровня метаиндивидуальности. Это говорит о том, что студенты, способные воспринимать природу человека в целом как положительную, «люди в массе своей добры» и не считающие дихотомии женственность — мужественность, рациональность — эмоциональность и т. д. антагонистическими, неагрессивны, мягки, откровенны, открыты, доверчивы ко всем социальным явлениям и окружающим людям, коммуникабельны, способны подчиняться, покорны, склонны уступать всем и во всем, легко смущаются, стремятся найти опору в ком-либо более сильном; дружелюбны по отношению к окружающим. Они ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворять требования всех «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремятся к целям микрогруппы; альтруистичны, всегда приносят в жертву свои интересы, стремятся помочь и сострадают всем; бескорыстны и отзывчивы. Для них характерны высокая потребность в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, вовлеченность в социальную деятельность.
7. Положительная корреляция между шкалой синергии, шкалой подчиненности (0,51), шкалами дружелюбности (0,44) и альтруистичности (0,49). Испытуемым, способным к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное, свойственно подчиняться более сильному без учета ситуации, а также робость, уступчивость, покорность, дружелюбие и любезность со всеми, ориентированность на принятие и социальное одобрение, альтруистичность, стремление помочь и сострадать всем; навязчивость в своей помощи.
8. Обнаруживается отрицательная корреляция между шкалами принятия агрессии и дружелюбия (-0,46).
Высокий балл по шкале принятия агрессии свидетельствует о способности студентов принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Этим испытуемым свойственна склонность к сотрудничеству, кооперации; они гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях; стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформны, следуют условиям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, стремятся помогать, общительны.
9. Отрицательная корреляция между шкалой контактности и шкалами дружелюбия (-0,51), социальной эргичности (-0,54) и темпа (-0,52). Иначе говоря, испытуемым, способным к быстрому установлению глубоких контактов с людьми, присущи гибкость и компромиссность при решении проблем, а также в конфликтных ситуациях, стремление быть в согласии с мнением окружающих, сознательная конформность, общительность, низкий темп, медлительность при выполнении предметной деятельности.
Таким образом, людям с высоким уровнем самоактуализации свойственны следующие качества: независимость, нонконформизм, уверенность в себе и требовательность к себе, гиперответственность по отношению к людям. Люди с высоким уровнем самоактуализации стремятся помочь всем, они склонны к состраданию, доброжелательны и любезны, ориентированы на принятие и социальное одобрение, склонны уступать, критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям, упрямы, упорны, настойчивы и энергичны. Для них характерны потребность в социальных контактах и жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, вовлеченность в социальную деятельность, легкость переключения в процессе общения с одного человека на другого. Им свойственна низкая эмоциональная чувствительность к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатом реального действия, а также к оценкам окружающих людей.
В таблице 12 представлены корреляционные зависимости межуров-невых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с низким уровнем самоактуализации личности. Значимыми являются следующие зависимости:
1. Отрицательная корреляция между шкалой ценностных ориентации шкалой подозрительности (—0,45). Положительная корреляция между шкалой ценностных ориентации и шкалами социальной эргич-ности (0,47), пластичности (0,53), социальной пластичности (0,54) и темпа (0,51).
Студенты, отличающиеся низким уровнем самоактуализации, также имеют и низкие показатели по шкалам, входящим в самоактуали-зационный тест.
Связь показателя личностного уровня (ценностных ориентации) с показателями психодинамического уровня говорит о том, что непринятие ценностей самоактуализировавшихся людей связано с низким темпом, низкой социальной эргичностью, ригидностью студентов с низким уровнем самоактуализации. Иначе говоря, данные студенты не разделяют ценности, характерные для самоактуализирующихся людей (красота, истина, добро, совершенство, всесторонность, целостность и другие). Они подозрительны, отчуждены по отношению к враждебному и злобному миру, обидчивы, склонны к сомнению во всем, злопамятны, испытывают трудности в интерперсональных контактах из-за настороженности и боязни плохого отношения. У них нет особой потребности в социальных контактах, они пассивны, не вовлечены в социальную деятельность, имеют трудности в переключении с одного предмета деятельности на другой; им необходимо время для перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой. Такие студенты предпочитают однотипную форму предметной деятельности. В процессе общения им трудно быстро переключиться с восприятия одного человека на восприятие другого, они склонны к однообразным коммуникативным программам; медлительны при выполнении предметной деятельности.

Таблица 12
Данные корреляционного анализа для студентов с низким уровнем самоактуализации
Структура
Интеграль
ной
индвидуаль
ности АВ ЭГ АГ ПО ПЧ ЗА ДР АЛ ЭР Сэр ш СП Т СТ ЭМ СЭ
Время 0,08 0,19 -0,05 -0,16 0,30 -0,11 -0,26 -0,13 0,32 -0,23 0,17 0,05 -0,01 0,34 -0,17 -0,41
Поддержка -0,17 -0,19 -0,22 -0,29 0,07 -0,28 -0,11 0,28 0,03 0,16 0,24 0,09 0,24 0,25 -0,13 -0,17
Ценности -0,10 0,19 -0,02 -0,45 -0,18 -0,10 -0,16 0,15 0,31 0,47 0,53 0,54 0,51 0,26 -0,29 -0,19
Гибкость поведения -0,36 0,34 -0,10 -0,11 -0,09 -0,66 -0,48 -0,42 -0,09 0,11 0,12 0,22 -0,04 0,18 -0,36 -0,30
Сензитивность -,33 -0,14 -0,19 0,09 -0,16 -0,12 -0,01 -0,12 -0,11 -0,03 -0,29 -0,26 0,01 0,18 -0,07 0,11
Спонтаннос
ть -0,03 0,14 -0,07 -0,33 0,08 -0,01 -0,12 0,04 -0,05 0,26 0,26 0,30 0,30 0,54 -0,18 -0,20
Самоуважение 0,17 -0,06 0,21 -0,25 -0,43 -0,11 0,13 0,38 0,38 0,33 0,53 0,05 0,47 -0,19 -0,11 -0,09
Самопринятие -0,32 -0,03 -0,12 -0,06 0,29 -0,13 0,27 0,20 -0,03 -0,07 0,19 -0,05 -0,02 -0,02 0,19 -0,27
Представление о человеке 0,20 -0,31 0,09 -0,16 0,17 0,24 -0,06 0,31 0,32 0,19 0,54 0,19 0,29 0,07 0,03 -0,01
Синергия -0,05 0,29 0,10 -0,02 -0,12 -0,09 -0,16 -0,08 0,20 0,05 0,33 0,39 0,12 0,27 -0,11 -0,17
Принятие агрессии 0,24 0,29 0,24 0,27 -0,35 -0,36 -0,47 -0,09 -0,17 -0,24 -0,17 0,07 0,20 0,10 0,22 0,18
Контактнос
ть -0,49 0,12 -0,13 -0,00 -0,01 -0,62 -0,19 -0,25 -0,18 0,04 -0,11 0,24 0,04 0,14 0,00 -0,38
Познавательные потребности -0,17 -0,14 -0,21 -0,44 0,31 0,25 0,08 0,11 0,04 -0,06 0,02 -0,04 0,08 0,03 0,06 -0,07
Креативнос
ть -0,34 0,14 0,17 -0,17 -0,00 -0,28 -0,34 -0,17 0,23 0,40 0,43 0,49 0,52 0,01 -0,08 -0,26

Примечание: ЭР— эргичность; СЭр— социальная эргичность; ПЛ— пластичность; СП— социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — агрессивность; ПО — подозрительность; ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ — альтруистичность; жирным шрифтом выделены значения показателей коэффициента корреляции при р < 0,05.


2. Отрицательные корреляции между шкалой гибкости поведения и шкалами зависимости (-0,66), дружелюбности (-0,48) и альтруистичности (-0,42).
Если у студентов с высоким уровнем самоактуализации на гибкость поведения как свойство личности влияет темперамент, то у студентов с низким уровнем самоактуализации на гибкость поведения воздействует уровень метаиндивидуальности. Это говорит о том, что данные студенты ригидны при реализации своих ценностей; не способны быстро реагировать на изменения в ситуации, зависимы, не уверены в себе и своих возможностях, стремятся получить помощь от окружающих. Они тревожатся по любому поводу, поэтому зависимы от чужого мнения. При этом они дружелюбны и любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся всем помочь.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Зейгарник Б.В. Патопсихология.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х томах
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • А.В. Федоров, А.А. Левицкая, О.И. Горбаткова,. Направления, цели, задачи, авторские концепции аудиовизуальных медийных трактовок темы школы и вуза в советском кино эпохи «застоя» (1969-1985)
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Парсонс Талкотт - О структуре социального действия
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Пашукова Т. и др. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь