Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25964

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ным смыслом. Можно также сказать, что не всякая действующая причина становится детерминантой деятельности, а лишь в зависимости от личностного смысла. Личность избирательна в выборе тех причин, которые она пропускает в систему психологической регуляции деятельности. Чем же определяется эта высокая селективность личности в отношении падающих на нее детерминант? С нашей точки зрения, эту избирательность необходимо усматривать в смысловой необходимости, которой живет личность. Действительно, если представить, что все сваливающиеся на личность воздействия автоматически отклоняли бы линию деятельности, то о реализации смысловой необходимости не было бы и речи. Поэтому смысловые структуры личности осуществляют селекцию тех детерминант, которые не сбивают личность с генеральной линии реализации ее смысловой необходимости. Детерминанты, облегчающие для личности реализацию смысловой необходимости, осмысляются как позитивные условия, средства, просто благоприятные сопутствующие факторы ее деятельности. В противном случае, когда детерминанты противоречат смысловой необходимости личности, они получают отрицательный личностный смысл и задерживаются личностью. Такие детерминанты осмысляются как преграды на пути реализации смысловой необходимости личности.
Таким образом, мы видим, что личность активна по отношению к внешним и внутренним детерминирующим условиям, а возможность этой субъектной активности создает именно смысловая регуляция. Активность личности по отбору и санкционированию факторов, регулирующих ее деятельность, является одним из проявлений субъекта деятельности. Эта разновидность субъектной активности защищает систему психической регуляции деятельности от тех помех и возмущений, которые могли бы столкнуть деятельность с курса реализации смысловой необходимости. Личность как субъект деятельности встает в смысловое отношение не только к внешним и внутренним составляющим ее деятельности, но также ко всем воздействующим на эту деятельность факторам. Ограждая от разного рода помех, личность предохраняет свою деятельность, и гарантирует успех в реализации смысловой необходимости. Напротив, дозволяя отдельным факторам занять место в системе психической регуляции деятельности, личность аккумулирует условия для успешной самореализации.
Субъектная активность личности в этом направлении также представлена субъектными действиями. Эти действия могут быть
7 79
внутренними, свернутыми, и внешними, развернутыми. Поясним это на примерах. Например, в систему психической регуляции деятельности может вторгнуться внезапно возбужденная потребность, которая отвлекает личность от реализации ее смысловой необходимости. В этом случае личность как субъект деятельности может предпринять внутренние действия, связанные с сознательной дискредитацией возникшего соблазна. Внешние субъектные действия заметны в том случае, когда личность пытается манипулировать своим окружением с целью устранения из него смущающих факторов. Простейший пример тому - поведение человека, который старается бросить курить. Важно, чтобы его позиция по отношению к табаку была обоснована смысловыми структурами. Тогда активность по отвыканию от вредной привычки переходит в ранг отдельной деятельности. Так вот, личность, реализующая такую деятельность, может сознательно и осмысленно избегать общества курящих людей. Причина тому простая: эти люди своим поведением искушают личность и ее потребность в курении, а, следовательно, имеют отрицательный личностный смысл помех для реализации смысловой необходимости «бросить курить». В этом примере субъектные действия - это те меры поведения, которые человек предпринимает для того, чтобы не встретиться с помехами для своей смысловой необходимости, своей деятельности.
Теперь обратимся к более подробному анализу соотношения различных регуляторных логик. Каждая регуляторная логика жестко и однозначно связана с определенными внешними или внутренними детерминирующими факторами. Логика удовлетворения потребностей - с потребностями и влечениями индивида, логика реагирования на стимул - с приобретенными условными рефлексами, логика предрасположенности - с укорененными в индивидуальном опыте навыками, привычками и стереотипами, логика социальной нормативности - с социальными предписаниями и ожиданиями к личности. Все эти детерминанты конкурируют за доминирующее место в системе психической регуляции деятельности, норовят подчинить себе деятельность личности. Личность как субъект может им противопоставить систему смысловой регуляции, с помощью которой возможно выборочное санкционирование тех или иных детерминант. Поэтому логика смысловой необходимости, которая обеспечивается смысловыми структурами личности, субординирует все перечисленные регуляторные логики. Реализуя логику смысловой необходимости, личность функ-
120
ционирует как субъект собственной деятельности и субъект саморегуляции. Здесь актуализируется дополнение, которое внес А.Н.Леонтьев в принцип детерминизма: внутреннее действует через внешнее и тем самым себя изменяет и детерминирует [133]. Расшифровать этот принцип в рамках нашего исследования можно следующим образом: личность как система смысловой регуляции определяет значимость тех или иных детерминант и тем самым детерминирует себя и свою деятельность, в чем объективирует свою субъектность.
Детализируем высказанные выше концептуальные идеи. Продемонстрируем, в частности, соотношение логики смысловой необходимости с логикой предрасположенности и логикой социальной нормативности. Проблему соотношения логики смысловой необходимости с логикой предрасположенности можно перевести в плоскость обсуждения проблемы «личность и характер». Обзор различных научных версий о соотношении личности и характера дан Ю.Б.Гиппенрейтер, поэтому специально останавливаться на этом не будем [79]. Отметим лишь, что характер понимается как совокупность характерных для личности способов действо-вания и социального поведения [16; 46; 79]. «Притаком подходе отличие характера от личности обычно разъясняется следующим образом: черты характера отражают то, как, какими способами действует человек, а черты личности - то, в каком направлении, ради чего он действует» [79, с. 11]. Важно то, что структуры характера предрасполагают личность к определенным способам реагирования и поэтому относятся к логике предрасположенности. По сути, вопрос о соотношении логики предрасположенности с логикой смысловой необходимости - это вопрос о влиянии личности на свой характер. Принципиальное решение этого вопроса в признании факта, что личность в своем развитии и функционировании «снимает» (преодолевает) стереотипизированные способы поведения, засевшие в ее характере. Поэтому в жизни встречаются хорошие люди с плохим характером, и плохие люди с «золотым характером». «Снятие» личностью характера происходит не автоматически, а в процессе особой работы над собой, которую мы назвали субъектной активностью. Те образования характера, которые не удовлетворяют личность по своему влиянию на реализацию смысловой необходимости, подавляются, изживаются и сглаживаются. Такие черты характера личность сдерживает и старается не выказывать. Те черты характера, которые по своему смыслу допускаются личностью в регуляцию поведения
121
и деятельности, образуют предпосылки дальнейшего формирования личности. В онтогенезе неизбежно наступает такой момент, когда характер и личность меняются местами: если до этого момента поведение личности всецело определялось характером, то после него характер определяется личностью настолько, насколько личность дозволяет характеру проявляться в поведении. «По мере своего развития личность начинает все более выступать в качестве детерминанты поведения, что приводит к стиранию характера, а точнее - к «снятию» его личностными образованиями» [79, с. 21].
Проиллюстрируем теперь соотношение логики социальной нормативности с логикой смысловой необходимости. Этот вопрос упирается в более широкую проблему соотношения личности и факторов социальной регуляции ее деятельности. Мы же раскроем это соотношение в системе «личность - социальная роль». Социальная роль понимается как нормированная программа социального поведения, регламентирующая участие личности в определенных сферах общественной жизни [118]. Существуют концепции, которые отождествляют личность с системой интернализированных социальных ролей. Однако эти концепции, если можно так выразиться, отмахиваются от многих психологических феноменов, как, например, внутренние личностно-ролевые конфликты и социально-психологические конфликты личности и социального окружения на почве неоправданных личностью ролевых экспектаций. А ведь именно смысловой конфликт личности со своей ролью выпячивает несовпадение личности с этой ролью. В этом случае наблюдается отбрасывание личностью своей роли, что можно считать частным проявлением соотношения смысловой и социальной регуляции. Личность в данном случае отказывается от социальной роли потому, что эта роль каким-то образом препятствует реализации ее смысловой необходимости, не удобна и не угодна личности по своему смыслу. Противоположная картина наблюдается там, где социальная роль является социальным способом для самореализации и самовыражения личности. В этом случае личность акцептирует социальную роль по смыслу, полагая ее удобной возможностью для осуществления смысловой необходимости. Не случайно А. Н. Леонтьев указывал, что принятая личностью роль - это уже не роль, а личностная миссия [133, с. 170]. В этих жизненных соотношениях личности с социальной ролью обнаруживается факт несводимости личности к социальной роли. Наоборот, личность решает судьбу
122
социальной роли в зависимости от того смысла, который приобретает эта роль в свете смысловой необходимости личности.
Таким образом, логика смысловой регуляции доминирует в системе регуляторных логик, что связано с особенными функциями смысловых структур личности. За счет этих функций личность превращается в субъекта, который налаживает не только саму деятельность, но и систему психической регуляции деятельности. При этом займет или не займет та или иная детерминанта свое место в системе психической регуляции деятельности, напрямую определяется ее смыслом для личности. Это значит, что личность является главной детерминантой в системе психической регуляции деятельности и, следовательно, субъектом этой деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Ткачёва Евдокия Ахметовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Егор Горд. Саморазвитие личности. С чего начать?
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Притча «Смысл жизни»
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А.. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Гульнур Валиуллина. Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Ларионова Ирина Александровна. «Подвижная игра в жизни дошкольника»
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь