|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379450
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Кроме того, наказание обычно связано с болью или фрустрацией (утратой чего-либо) и может приводить к агрессивности. Исследование Бандуры и Уолтерса (Bandura and Walters, 1959) показало, что мальчики, которых дома сурово наказывают за агрессивность в поведении, становятся еще более агрессивными. Наказание бывает наиболее эффективным и приносит меньше всего вреда тогда, когда человеку предлагается альтернатива. Если отец ругает дочку за то, что та недоделала домашнее задание, то он должен обязательно хвалить ее, когда она выполняет все, что задано. Когда родители пользуются наказаниями и не применяют поощрения, у детей (особенно дошкольного возраста) могут возникнуть серьезные проблемы, описанные в Приложении 3.4.
Как было упомянуто в предыдущем разделе, если наказание привлекает к наказуемому внимание, оно может играть роль скорее положительного подкрепления, чем наказания. Учительница в описанном выше случае могла бы успешнее разрешить ситуацию, если бы обратила больше внимания на те моменты, в которые Майк ведет себя хорошо. Например, если время от времени говорить «Посмотрите, как замечательно ведет себя Майк! Вот если бы все вели себя так же...», у Майка появится альтернатива. Еще большего эффекта можно было бы достигнуть другой альтернативой: «Если ты будешь спокойно сидеть и хорошо работать, то потом сможешь поиграть. А если будешь все время скакать и ничего не делать, то ни на какую игру у тебя времени не останется». Однако тема наказания не исчерпывается только семьей и школой. Например, существует весьма распространенный способ наказания — лишение свободы. Он тоже далеко-не всегда оказывается эффективным, подтверждением чему является, в частности, рецидивная преступность. И опять-таки создается впечатление, что наиболее эффективны такие наказания, которые содержат в себе некоторый положительный опыт или альтернативу. Упражнение 3.9 Отец пришел в универсам вместе с двухлетним сыном. Сын все время обращается к отцу, пытаясь привлечь к себе его внимание, но тот занят своими покупками. Тогда мальчик начинает показывать пальцем на стоящие на полках продукты и кричать, что он хочет печенья, конфет, мюсли и прочее. Этот внезапный взрыв вызывает у отца смущение, и он начинает ругать ребенка. Сын продолжает вопить еще громче. Чтобы успокоить его, отец хватает с полки ближайшее лакомство и сует его сыну. Но мальчик по-прежнему оглушительно кричит. На основе того, что вы прочитали о поощрениях и наказаниях, опишите, как должен действовать отец в следующий раз, когда возьмет с собой сына в универсам. Приложение 3.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ГРУБОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК ПРИЧИНА ХРОНИЧЕСКИХ БОЛЕЙ Если дошкольники жалуются на боли в голове, животе или груди, а физиологических причин этой боли обнаружить не удается, то это может указывать на депрессию, вызванную грубым обращением с ними, считают Джавад Кашани (Javad Kashani), профессор психиатрии из университета Миссури в Колумбии, и Габриелла Каризон (Gabrielle Carison), профессор психиатрии из университета штата Нью-Йорк в Стоуни Бруке. Вместе с группой специалистов по психогигиене и педагогике они начиная с 1981 года в течение пяти лет наблюдали за 1000 дошкольников. Шести мальчикам и трем девочкам был поставлен диагноз серьезной депрессии. Все девять детей высказывали соматические жалобы,в то время как в контрольной группе, выбранной из исходной 1000 человек, никто из детей не жаловался на физическую боль. Кроме того, подверженные депрессии дошкольники гораздо чаще жаловались на плохое настроение, страдали нарушениями сна, быстрой утомляемостью и потерей аппетита. Со всеми этими детьми обращались грубо или полностью ими пренебрегали, в то время как в контрольной группе плохое обращение с детьми отмечалось лишь в 22 % случаев. По данным ученых, с возрастом дети все меньше и меньше жаловались на физическую боль. В статье о своей работе, помещенной в мартовском номере The American Journal of Psychiatry, ученые комментируют свои результаты так: «Мы предполагаем, что поскольку дошкольники еще маленькие и не умеют постоять за себя, то при плохом обращении с ними они испытывают беспомощность, страх и фрустрацию, из-за чего возрастает их подверженность депрессии.» traced to abuse. Источник: Landers, S. (1987, June). Chronic pain АРА Monitor. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Поэтапное научение Многие матери жалуются, что с удовольствием поощряли бы своих сыновей-подростков за чистоту в комнате, но те никогда не дают им для этого повода. Ждать, когда в комнате станет чисто, пришлось бы слишком долго. Таким образом, им остается только наказывать сыновей за беспорядок. Что можно предложить в этом случае? В этом случае можно предложить метод поэтапного научения, который иногда называют методом последовательных приближений. Он включает в себя несколько этапов. Первым делом надо определить цель воздействия. В данном случае целью является приучить сына содержать свою комнату в порядке. Затем поощряется каждый шаг, совершаемый сыном в этом направлении. Когда он поднимает с пола кроссовки (чтобы надеть их), мать отмечает, насколько лучше выглядит комната, когда кроссовки не валяются в ней где попало. И в качестве поощрения разрешает сыну вечером вернуться домой на полчаса позже обычного. Далее, чтобы заработать дополнительное время вечером, сыну придется еще и вешать свое мокрое полотенце в ванной. После того как он научится не разбрасывать кроссовки и мокрые полотенца, он должен привыкнуть класть грязные носки в корзину для грязного белья и т. д. Пока, наконец, дополнительное время не будет предоставляться ему только за полный порядок и чистоту в комнате. Поэтапное научение основывается на принципах оперантного обусловливания и широко используется психологами. Существуют две основные методики поэтапного научения. Одна из них была описана в только что приведенном примере. Мать последовательно поощряла различные поступки сына, начиная с самых простых, пока не добилась желательного поведения. Такой вид поэтапного научения применяется в школе. Вас переводят из первого класса во второй, если вы выучите буквы алфавита и сможете складывать из них простейшие слова, научитесь читать несложные предложения и выполнять простые вычисления на сложение и вычитание и т. д. Перевод из класса в класс является положительным подкреплением, которое помогает вам достичь цели — стать грамотным человеком, знать иностранные языки, математику, естественные и гуманитарные науки. Вы, конечно, не можете ожидать, что в выпускном классе учитель будет поощрять вас за те же достижения, что и в первом. Точно так же, если бы учительница требовала от первоклассников знаний на уровне одиннадцатого, вряд ли кто-нибудь перешел бы во второй. Метод поэтапного научения применяют также психологи-клиницисты, работающие с замкнутыми и необщительными детьми. Многие из таких детей стесняются подходить к незнакомым людям. Сначала ребенка поощряют только за то, что он сидит рядом с психологом. Затем он получает поощрение только в том случае, если смотрит психологу в глаза. И наконец, для получения поощрения требуется, чтобы ребенок поговорил с психологом. Второй вид поэтапного научения отличается от первого; он требует от человека в первую очередь самостоятельности. Таким подходом часто пользуются, когда учат маленьких детей есть. Мать или отец берут ложкой пищу, вкладывают ложку ребенку в руку и помогают ему направить ее в рот. Последний шаг, то есть отправление пищи в рот, ребенок делает сам, обычно под восторженные похвалы гордых родителей. При следующей попытке ребенок сам попадает ложкой в рот. В конце концов для того, чтобы получить поощрение, ребенку надо самому наполнить ложку и отправить ее содержимое в рот, а не мимо. Многие тренеры по горнолыжному спорту используют так называемый метод удлинения. Этот метод является разновидностью поэтапного научения и позволяет начинающему быстро добиться желаемого — с первого же раза съехать с горы. Сначала на очень коротких лыжах. Затем с каждым разом лыжи становятся все длиннее. Более традиционные методы обучения катанию на лыжах иные. Начинающий катается по сравнительно ровному месту до тех пор, пока не освоит основные навыки. Затем он учится поворачивать и тормозить на местности с небольшим уклоном. И в конце концов, когда новичок освоит все основные приемы владения лыжами, он допускается на подъемник, чтобы достичь своей главной цели — съехать с вершины горы. Поэтапное научение: последовательное поощрение действий и поступков с целью достижения определенного поведения. Упражнение 3.10 Выше были описаны два метода поэтапного научения. В одном из них человека провоцируют шаг за шагом на совершение определенных действий с целью добиться желательного поведения с его стороны. В другом человеку помогают шаг за шагом осваивать определенные действия, в сущности, с той же целью. Предположим, вас назначили тренером по плаванию в летнем лагере. Вы хотите выяснить, какой метод при обучении плаванию десятилетних детей эффективнее. Вы работаете с двумя группами детей. В каждой группе можно использовать только один вид поэтапного научения. Опишите, как вы будете учить каждую группу. Группа А _____________________________________ Группа Б _____________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Модификация поведения Модификация поведения также является разновидностью поэтапного научения. В ней тоже для начала необходимо определить желаемый результат, а затем поощрять каждый шаг на пути к поставленной цели. Но, в отличие от всех вышеописанных случаев, здесь, чтобы проследить за движением в желательном направлении, рекомендуется вести подробные записи. Норд (Nord, 1970) описал интересный случай применения метода модификации поведения на одном заводе. Там часто возникали проблемы из-за того, что сотрудники опаздывали или вообще не являлись на работу. Тогда для поощрения служащих, которые каждый день приходили вовремя, администрация стала проводить раз в месяц лотерею, в которой разыгрывались различные бытовые электроприборы. Служащие, которые в течение месяца опаздывали или не являлись на работу, не допускались к участию в лотерее. В конце полугодия компания провела розыгрыш суперприза — цветного телевизора. В розыгрыше могли участвовать только те сотрудники, которые все шесть месяцев каждый день вовремя приходили на службу. В результате оказалось, что сотрудники, болевшие простудой и другими легкими недомоганиями, стали ходить на работу, а не оставаться дома, как делали раньше. В течение года количество опозданий и неявок на работу снизилось на 75 %. Многие фирмы охотно применяют метод модификации поведения для борьбы с прогулами. В одной производственной компании каждый день всем присутствовавшим на работе сотрудникам предлагали вытянуть из колоды одну карту. В конце недели тот, у которого была лучшая в отделе комбинация для игры в покер, получал 20 долларов (Pedalino and Gamboa, 1974). В результате посещаемость увеличилась на 18 % и оставалась высокой все время, пока разыгрывались карты. На другом заводе ежедневно раздавали номера для лото-бинго. Когда рабочие полностью заполняли свои карточки, они участвовали в розыгрыше и могли выиграть от 5 до 25 долларов. И снова метод модификации поведения оказался эффективным и привел к снижению количества прогулов и опозданий. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|