Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52289

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Нетрудно показать, что электронные системы отображения и контроля найдут широкое распространение при упраияении многими сложными техно логическими объектами. Потенциальные преимущества использования электронных средств отображения и управления огромны, мы можем улучшить качество информации и сократить число приборов! индикаторов и других устройств предъявления информации. Такие изменения станут условием повышения эффективности систем и расширения области их применения,
В современном реактивном самолете для предъявления информации только по одному двигателю предназначено столько приборов, сколько во всей старой кабине Дулиттла для слепой посадки. Кроме того, в реактивном самолете установлено огромное количество и других приборов: индикаторы топлива, приборы для наблюдения за окружающей обстановкой, индикаторы электро-, щдро- и других
г
98
подсистем, предназначенных для выполнения полета и поддержания нормальных условий обитания на разных высотах- Одно из исследовании по модернизации Boeing-737 показало, что одно только упрощение приборной доски, проведенное на основе концепции многофункционального переключения, позволяет убрать 175 индикаторов и сэкономить на приборной панели кабины 780 кв.дюймов. Подобные и многие другие изменения могут быть произведены на приборных щитах атомных электростанций, центров управления технологическими процессами, в системах управления железнодорожным, автомобильным и воздушным движением (Dunn, 1976). Однако переход к новейшим электронным системам ставит перед конструкторами сложные проблемы. При возрастании сложности задач, выполняемых системой, реализация концепции интеграции может привести к сокрытию и устранению важных признаков, которые не были внешне представлены в дизайне оборудования и использовались операторами прежних систем интуитивно. В насто5 щее время не существует такой технологии интеграции, которая ш зволяла бы оптимально сочетать возможности человека и машины Даже существующие ныне и хорошо известные электромеханические средства предъявления и контроля не позволяют с должной степенью надежности оценить время интерпретации, вероятность ошибки и умственную рабочую нагрузку оператора.
Как отмечает Dunn (1976), в области разработки аэрокосмических систем уже удалось получить эффективные решения. Однако на создание концепций по интеграции функций предъявления и контроля потребовалось от 5 до 10 лет, и многое в них еще нуждается в доработке и перепроверке.
В соответствии с этим остро ощущается необходимость шире и эффективнее применять принципы инженерной психологии и теорий взаимодействия в системах "человек-машина11 для развития перспективных средств отображения и контроля информации, В настоящее время существует только ограниченное числю аналитических руководств и моделей, касающихся уровня и характера процессов переработки информации, которые относительно легко могут быть перенесены из теории в область практического применения для решения вопроса о том, как процессы обработки информации могут быть автоматизированы. Отсутствует аналитическая база ддя определения того, каким образом следует организовывать предъявление интегрированных данных и как осуществлять разработку продуктивных ин-тегративных решений. У нас еще нет методологии для определения того, каким образом оператор может получить доступ к более подробной информации, когда это необходимо для решения задачи. Мы не можем предсказать степень влияния на характеристики деятельности таких переменных, как стресс или скука, мы также не имеем методического основания для определения и учета индивидуально
7*
99
неустойчивых характеристик внимания, ошибок или плохого запоминания,
В настоящей статье отражена потребность в интеграции методов с учетом высокой значимости комплексного анализа информационных и человеческих факторов, используемых в современных попытках проектирования технических систем, дана общая схема для решения прикладных проблем как одно из условий для сопоставления исходных теорий и моделей.
В обсуждении представлены как аналитический подход, позволяющий выявить все требования системы, так и основы методики для определения рабочей нагрузки оператора.
Развитие методов инженерной психологии
По мере усложнения систем возрастает: необходимость в совершенствовании аналитических методов, позволяющих эффективно планировать циклы разработай системы. Основные задачи этого направления таковы:
а) установить и распределить приоритеты, разработать разумную и выполвимую схему, в которой отражались бы возрастающая сложность взаимодействия между потенциальными требованиями к системе, включая и качество труда оператора;
б) оценить объем задан, которые будет выполнять рабочая группа (экипаж)» и убедиться, что рабочая нагрузка не окажется чрезмерной, а задачи будут выполнены точно и в срок { в настоящее время уже есть методы решения этих задач);
в) полнее использовать современные теории и факты для усовершенствования методов.
Для предвосхищения и решения проблем, возникающих в связи с использованием компьютеризованных средств отображения информации (дисплеев), необходимы более совершенные методические подходы, требуется дополнительная разработка концептуального аппарата для создания интегративных дисплеев и систем автоматизированной обработки информации, что способствовало бы систематическому развитию в данной области электронной технологии.
В настоящее время уже имеется ряд методик, специально приспособленных для конструирования сложных систем, которые позволяют добиваться хороших результатов. Например, применение методов системно-функционального анализа, оценки рабочей нагрузки и анализа баз данных значительно расширило наши возможности по эффективному учету "человеческого фактора" при проектировании систем. Общая характеристика развития и применения такой методологии обсуждается ниже*
100
Использование системного анализа для выявления требований со стороны сложных систем
Развитие методов для анализа систем и их функции было обусловлено потребностью найти основу для более точного определения и синтеза всех требований в сложных системах. Такая потребность отчетливо осознавалась по мере быстрого возрастания сложности систем и вела к появлению большого числа независимых, но сходных по содержанию попыток (Lancaster & Hickey, 1961; 1964), Их задачей было построение эффективных аналитических методов, дающих возможность систематически выявлять схему организации функций системы, формулировать требования к основному результирующему действию и необходимой доя этого информации.
В свою очередь, эти методы могли бы служить основой для распределения функций между человеком и машиной, а также для выявления наиболее приемлемых концепций организации систем отображения и контроля. Эти методы пока не стандартизованы и их приме нение вызывает две основные трудности: они предполагают знание множества деталей и рассматривают полученный результат как некоторый окончательный итог, а не как промежуточный материал для аналитика, используемый для дальнейшей разработки требований и рекомендаций. Тем не менее они уже стали весьма полезным инструментарием.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Капорская Евгения Леонидовна. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Матвеева Анна Александровна. Формирование самостоятельности посредством поддержки детской инициативы
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Редактор. Детский стресс и как с ним бороться
  • Стресс без дистресса и адаптационный синдром. Теория Ганса Селье (1907-1982)
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Стенфорд Дроб. Каббалистическое видение – Юнг и каббалистический мистицизм
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Соболева Е.С., Соковнина М.С. Внутриличностные механизмы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
  • Пологова Светлана Евгеньевна. Подготовка к аттестации, как фактор повышения профессионального уровня педагога
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Общительность и проблема одиночества
  • Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека.
  • Коррекция эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы
  • Трансфер; перенос; transference
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Базаров Т.Ю. Управление персоналом
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Тип; Туре
  • Психология успеха
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Гринберг Джеррольд С. - Управление стрессом. 7-е изд.
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Марс Д. Случай инцеста между матерью и сыном: его влияние на развитие и лечение пациента
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Виды отворотов и их симптомы
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Основные признаки отворота мужа от жены
  • Никитина Светлана Владимировна, Прилатова Елена Ивановна. Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Функция; Function; Funktion
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Сплетни полезны для коллектива?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь