Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46573

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Однако есть два дополнительных критерия, иногда упоминаемых, но редко подчеркиваемых самими биологизаторами, и также пренебрегаемых большинством нынешних теорий личности.
Трансатлантическая перспектива
Прежде чем исследовать третий критерий, который привлекает внимание к тенденции открытых систем увеличивать степень своей упорядоченности, давайте взглянем на нашу нынешнюю теоретическую ситуацию в кросс-культурной перспективе. В США нашу специфическую область исследований давно называют «поведенческой наукой» (ярлык, ныне прочно приклеенный к нам миллионами Форда). Смысловой оттенок этого термина предполагает, что мы занимаемся полузакрытыми системами. Уже по самому своему названию специалист поведенческой науки оказывается обязан изучать человека скорее в терминах поведения, чем в терминах переживаний, скорее в понятиях математического пространства и физического времени, чем в понятиях экзистенциального пространства и времени; более с точки зрения реакций, чем с точки зрения программирования; более в терминах снижения напряжения, чем увеличения его; больше в понятиях реактивности, чем проактивности.
Теперь давайте на минутку перешагнем через наш культурный частокол и послушаем древнюю индийскую мудрость. Индусы говорят, что у большинства людей есть четыре центральных желания. До некоторой степени, хотя очень приблизительно, они соответствуют жизненным стадиям развития. Первое желание — удовольст -вие — условие, полностью широко признаваемое в наших западных теориях снижения напряжения, подкрепления, либидо, потребностей. Второе желание — желание успеха — также полностью признается и изучается в наших исследованиях власти, статуса, лидерства, маскулинности и потребности в достижении. Третье желание — стремление выполнить свой долг и нести свою ответственность (Бисмарк, а не индусы, сказал. «В этом мире мы находимся не для удовольствия, а для исполнения нашего проклятого долга»). Здесь наши западные исследования начинают увядать, за исключением нескольких бледных исследований связи родительских наказаний с развитием детской совести мы мало что можем предложить по «мотиву долга». Совесть мы склонны рассматривать как реактивный ответ на интернализованное наказание, смешивая, таким образом, прошлые выученные «долженствования» с «обязательствами», участвующими в программировании нашего будущего12. Наконец, индусы говорят нам, что многим людям надоедают все эти три мотива, и они интенсивно стремятся к такому уровню понимания философского или религиозного
12 Allport G W Becoming basic considerations for a psychology of personality New Haven Yale University Press, 1955 P 68-74
68 Статьи разных лет
смысла, который освободит их от удовольствия, успеха и долга13. (Нужно ли указывать на то, что большинство западных теорий личности рассматривает религиозное стремление в реактивных терминах — как средство ухода, не отличающееся по своему типу от суицида, алкоголизма и невроза?)
Теперь возвратимся из Индии в современную Вену и встретимся с экзистенциалистской школой логотерапии. Ее основатель — Виктор Франкл — подчеркивает прежде всего центральное место долга и смысла, тех же двух мотивов, которые выше всего ставят в своей иерархии желаний индусы. Франкл пришел к своей позиции после долгого мучительного заключения в нацистском концлагере, где жизнь узников была сведена к элементарному существованию14. Что нужно человеку в таких невыносимых условиях, чего он хочет? Об удовольствии и успехе не идет и речи. Человек хочет знать смысл своих страданий и то, как в качестве ответственного существа он должен себя вести. Совершить ли самоубийство? Если да — почему, если нет — почему нет? Поиски смысла становятся главенствующими.
Франкл осознает, что его выстраданная теория мотивации сильно отличается от большинства американских теорий, и указывает на значение этого факта для психотерапии. Он особо критикует принцип гомеостаза, подразумевающий, что личность является квазизакрытой системой15. Подстраиваться к внутренней адаптации невротика или считать, что он вернет себе здоровье, перетасовывая свои воспоминания, защиты или условные рефлексы, обычно саморазрушительно. Во многих случаев неврозов только полный прорыв к новым горизонтам может все изменить.
И индийская психология, и логотерапия далеки от пренебрежения ролью удовольствия и успеха для личности. Франкл и не отказывается от добытых с большим трудом успехов, отраженных в психоаналитической теории и теории потребностей. Он просто говорит, что при исследовании или лечении человека мы часто обнаруживаем неадекватность этих по существу гомеостатических формулировок. Человек обычно хочет знать, почему и для чего. Другим биологическим системам это не свойственно; лишь человек выделяется гораздо большей степенью открытости, чем любая другая живая система.
Крит ерий 3
Возвращаясь теперь к нашему основному тезису, мы встречаем немало теорий, подчеркивающих тенденцию человеческой личности выходить за пределы устойчивых состояний и стремиться к увеличению и развитию внутренней упорядоченности пусть даже ценой значительного нарушения равновесия.
Я не могу исследовать их все или перечислить всех соответствующих авторов. Можно было бы начать с проактивного чувства заботы о самом себе, которое Мак-Дугалл рассматривал как организующее все виды поведения посредством своего рода «проспективной памяти», если использовать подходящий термин Гудди16. Не слишком отличается от этого тот акцент, который Комбз и Снигг ставят на расширении феноменологического поля. Мы можем добавить понятие самоактуализации, которая, по Гольдштейну, стремится увеличивать порядок в личности, а также теорию мот и-вов рост а Маслоу, дополняющих мот ивы нужды. Можно вспомнить принцип инди-
13 Smith Я The religions of man N Y Harper, 1958, N Y Mentor, 1959
14 Frankl V E From death camp to existentialism Boston Beacon, 1959
15 Frankl V E Das homeostatische Prmzip und die dynamische Psychologie // Zeitschnft fur Psychotherapie und Medizmische Psychologie 1959 9 Bd S 41-47
16 Gooddy W Two directions of memory // Journal of Individual Psychology 1959 Vol 15 P 83—88
Открытая система в теории личности 69
видуации Юнга, ведущий к обретению самости — никогда не достижимой цели. Некоторые теории, в том числе теории Бартлетта и Кэнтрила, основной упор делают на «стремление к смыслу». Сюда относятся некоторые направления пост-фрейдовской «эго-психологии»17. Так же поступает и экзистенциализм, признавая потребность в смысле и ценность обязательства. (Нейрохирург Харви Кашинг имел в виду открытые системы, говоря. «Единственный способ выжить — это выполнять задачу». ) Несомненно, следует добавить недавнюю защиту Вудвортсом теории «примата поведения» в противоположность теории «потребностей», а также «компетентность», которую подчеркивает Роберт Уайт, и «поиск идентичности» Эриксона.
Эти теории отнюдь не одинаковы. Их различия заслуживают продолжительного обсуждения. Здесь я смешал их в одну кучу просто потому, что, как мне кажется, они все признают третий критерий открытых систем, а именно, тенденцию таких систем увеличивать степень своей упорядоченности и становиться чем-то большим, чем они есть в данный момент.
Все мы знаем возражение теориям этого типа. Методологи, имеющие пристрастие к миниатюрным и фрагментированным системам, жалуются, что они не ведут к «поддающимся проверке утверждениям»18. Это возражение ценно постольку, поскольку оно требует повышения изобретательности в исследованиях. Но претензия неразумна, если требует, чтобы мы вернулись к квазизакрытым системам лишь потому, что они более «исследуемы» и элегантны. Наша задача — исследовать то, что ест ь, а не просто то, что удобно.
Крит ерий 4
Теперь перейдем к нашему четвертому, последнему критерию. Фактически, все упомянутые мной до сих пор теории представляют личность как нечто покрытое оболочкой, замкнутое в границах человеческого тела. Существуют теории (Курт Левин, Мартин Бубер, Гарднер Мэрфи и другие), бросившие вызов этим взглядам как слишком ограниченным. Мэрфи утверждает, что мы напрасно отделяем человека от контекста его жизни. Хэбб интерпретировал опыты по сенсорной депривации как демонстрацию постоянной зависимости внутренней стабильности от потока внешней стимуляции19. Почему западная мысль проводит такое резкое разделение между человеком и всем остальным — интересная проблема. Возможно, начальным фактором было подчеркивание личного в иудейско-христианской религии, а как отмечал Мэрфи20, индустриальная и коммерческая революции еще больше подчеркнули роль индивидуальности. В противоположность этому буддистская философия рассматривает индивида, общество и природу как триединую опору человеческого существования. Индивид не замкнут в своем одиночестве. Он взаимодействует с природой, он взаимодействует с обществом. Можно с пользой изучать только связи между ними.
17 Э Пумпиан-Миндлин пишет «Фокусирование клинического психоанализа на эго-психологии является прямым следствием перехода от закрытой системы к открытой» (Pumpian-Mindhn Е Ор cit P 1051)
18 Roby T В An opinion on the construction of behavior theory //American Psychologist 1959 Vol 14 P 127-134
19 Hebb D О The mammal and his environment // American Journal of Psychiatry 1955 Vol III P 826—831 Reprinted in Readings in social psychology / Ed by E E Maccoby, T M Newcomb, E L Hartley N Y Holt, 1958 P 335-341
20 Murphy G Human potentialities N Y Basic Books, 1958 P 297
70 Статьи разных лет



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сена Л.А. Единицы физических величин и их размерности
  • Деньгуб В.М., Смирнов В.Г. Единицы величин. Словарь-справочник
  • Чертов А.Г. Единицы физических величин
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Георгий Почепцов. Информация как оружие: как и почему она может представлять опасность
  • Тип; Туре
  • Власов А.Д., Мурин Б.П. Единицы физических величин в науке и технике. Справочник
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Самость; Self; Selbst
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Гармония»
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Функция; Function; Funktion
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • В. Орешкин. Нравственные типы личности
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Притча «Последний Ангел»
  • Приворот белой магии
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Эрих Фром говорил…
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Хорни Карен. Культура и невроз.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь