|
Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 21048
Автор: Баскаков В.Ю.
Название: СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Свободное тело
Очень важно, чтобы движения выполнялись всеми участниками синхронно и сохранялась целостность круга на протяжении всего хода упражнения. Примечание (ко всем трем упражнениям-танцам) Важно, чтобы голос каждого участника звучал свободно, без форсирования громкости (не "на связках", а "от диафрагмы"), создавая в теле ощущение вибрирующего воздушного столба. Цикл "погружение в себя" Серия упражнений "Вырастание " Большинство из предлагаемых упражнений выполняются очень медленно, плавно, с перетеканием движений из одной позы в другую, без рывков и остановок. Такой характер движений помогает сконцентрироваться на своих эмоционально-телесных ощущениях, проживая их как протяженный во времени, непрерывный поток — в соответствии с принципом "здесь и теперь". Общая процедура работы с упражнениями: — пояснение основного принципа движения, его образности; — выполнение участниками упражнения (с музыкальным сопровождением); — расслабление лежа на полу (в позе "звезды") и самонаблюдение; — обсуждение впечатлений в общем кругу. Хрестоматия по телес но -ориентированной терапии 167 2.1. Упражнение "Танец на полу" Исполняется под запись (медитативной) музыки, которая ассоциируется со спокойным журчанием воды, звучанием струящегося водного потока. Продолжительность упражнения с музыкой — 7-10 минут. Участники размещаются по всему свободному пространству так, чтобы между ближайшими соседями было расстояние не менее двух метров (но чем больше, тем лучше), опускаются на пол: в положении лежа или сидя. С началом звучания музыки каждый начинает двигаться очень медленно, плавно, всем телом: перекатываясь, сворачиваясь, разворачиваясь и т.п., — так, как хочется. Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами. Движения могут ассоциироваться со спокойным колыханием водоросли в потоках воды, с неторопливым перемещением амебы за счет перетекания клеточной жидкости в ее "теле". 2.2. Упражнение "Пьяный танец"* Исполняется под запись легкой, плавной, нето-ропливай музыки. Продолжительность 7-10 мин. Встать ровно, чуть расставив ноги в стороны и подогнув колени, максимально расслабить все тело и сделать легкое вращательное движение нижней частью туловища, после чего отпустить свое тело на волю самопроизвольных движений. Постепенно начнут вращаться все суставы, задвигаются в разные стороны руки, ноги, кругообразно станет перекатываться голова. Чтобы не сбилось дыхание, живот должен быть максимально расслаблен. 168 Свободное тело Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами Важно почувствовать плотное соприкосновение обеих сгон с землей и удерживать внимание на этом ощущении до конца упражнения. 2.3.Упражнение "Падение" Выполняется без музыки, в несколько этапов, с постепенным усложнением. Каждый вариант упражнения выполняется по несколько раз. Когда освоен более простой вариант, можно переходить к следующему, более сложному. а) Стоя в полный рост, раскружиться на месте так, чтобы расслабленные руки отлетели в стороны, а кисти налились тяжестью. Затем резко остановиться и упасть, куда "поведет тело". Как правило, падение идет с закручиванием, по спирали. Упражнение очень похоже на то, как играют (кружатся) дети. б) Встать в полный рост. Полностью расслабив тело, упасть на пол мягко, с закручиванием (так, как это получалось после кружения в предыдущем варианте упражнения). в) Встать в полный рост. Подпрыгнуть вверх и мягко упасть на пол (приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину). г) Встать в полный рост на опоре, приподнятой над землей. Оттолкнувшись от нее, подпрыгнуть вверх и с высоты упасть на пол (мягко Методика М. Перепелицина. См.: Путь к себе. № 1. — 1992 Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 169 приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину). Отношение человека к физическому падению отражает то, как он воспринимает жизненные "падения", т.е. неудачи: насколько боится их и насколько тяжело из них выходит. Важно понять, что травму вызывает не само падение, а сопротивление ему, ограничивающее естественную телесно-психологическую приспособляемость человека к ситуации. Способность видеть в падении необходимые компоненты развития укрепляет уверенность человека в себе и его доверие к себе. 2.4. Упражнение "Равновесие-парение" В том, как человек удерживает равновесие тела при малой площади внешней опоры, видно, насколько он внутренне уравновешен, уверен в себе и самостоятелен в тех ситуациях, когда не на что (или не на кого) опереться. Упражнение направлено на выявление и развитие этого качества. Исполняется под запись спокойной, плавной музыки, воссоздающей образ высоты, небесного простора. Продолжительность упражнения с музыкальным сопровождением 7-10 минут. Выполняется в положении стоя: либо на одной ноге, с опорой на всю ступню, либо на полупальцах (т.е. на носочках, на цыпочках) обеих ног. Движения выполняются медленно, плавно, без рывков и остановок, как перетекания из одной позы в другую. Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами. по Свободное тело Попытаться воссоздать в теле ощущение внутренней опоры, центра тяжести (на уровне пупка); почувствовать свое парение над землей, как летящая птица, опирающаяся распахнутыми крыльями на воздушный поток. 2.5. Упражнение "Синтез" Исполняется под запись спокойной музыки. Продолжительность 10 минут. Это — танец-импровизация с использованием всех тех принципов движения, которые осваивались в предыдущих упражнениях данного цикла. Возможные вопросы для общего обсуждения: — Что вы чувствовали, выполняя то или иное упражнение? — В каком упражнении вы чувствовали себя наи- более (наименее) комфортно"? — Какие принципы движения вы использовали в "Синтезе" чаще (реже)? — Как вы ощущаете себя сейчас, после серии упражнений? Отличается ли ваше настоящее состояние от того, что было перед ее началом? Если да, то чем? Серия упражнений "Эмоциональные состояния" Серия состоит из 6-7 упражнений, каждое из которых представляет собой выражение в движениях под музыку какого-либо эмоционального со- Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии ]7] стояния. Последовательность упражнений выстроена таким образом, чтобы передаваемые эмоции как бы бросали исполнителей "из огня в воду", как часто это и происходит в реальности: человек, переживая то или иное состояние, не предполагает, какая эмоция захватит его в следующий момент и как это проявится во вне. Последнее упражнение — примиряющего характера, располагающего к тому, чтобы человек, переживший контрастные эмоциональные состояния, может быть и не всегда приятные, принял бы себя во всех проявлениях, целиком и примирился с собой. Продолжительность каждого упражнения до 5 минут. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|