Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости.

Категория: Популярная психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 17441

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Некоторые строгие родители боятся похвалой испортить ребенка: как бы не возомнил о себе много и не утратил стремления к совершенствованию. Не бойтесь, уважаемые папы и мамы! Все в один голос — педагоги, психологи, физиологи — твердо стоят на одном: чего не добьешься порицанием, того добьешься похвалой. То же самое и в физиологии: положительное подкрепление рефлексов (награда в виде похвалы) делает их более прочными, чем отрицательное подкрепление (наказание, порицание нежелательного поведения).
По моим наблюдениям, отсутствие всякого подкрепления поведения ребенка со стороны родителей оказывает самое нехорошее влияние на душу ребенка, причем это влияние длится долго и сказывается на его судьбе и в зрелом возрасте.
В неблагополучных семьях разного типа есть общая черта — там не замечают нужд, потребностей ребенка, в том числе и потребности в принятии, одобрении. Как на эту ситуацию реагируют дети?
Очень плохо жить невидимкой, не замечаемым существом среди тех, кого ты любишь и ценишь. Я знала одну девочку, которая могла сорвать урок в школе тем, что пыталась насмешить окружающих. Что она только ни делала! То усы себе нарисует, то запищит по-мышиному. А дома однажды, когда мать была занята с гостями, она прошла по карнизу балкона на соседний балкон. Не девочка, а сорвиголова.
Когда я узнала жизнь этой семьи, я поняла, как одинока эта девятилетняя девочка. Ее почти не замечали мама и бабушка. Конечно, они обе работали. Но вечером-то встречались все вместе, и никто не спрашивал девочку, был ли удачным ее день, что она сегодня узнала, увидела, с кем разговаривала, о чем.
Поведение девочки — типичная реакция на постоянное неудовлетворение ее насущных нужд. Причем выбирает эту линию поведения ребенок почти неосознанно. Каждой своей выходкой он призывает, почти кричит: «Заметьте меня,
121

я живая, мне нужна ваша любовь». Есть даже типологическое название такой реакции — «ребенок-клоун, шут».
Все дети разные. Они по-разному реагируют на неудовлетворение своих психологических потребностей. Есть реакция типа «герой семьи». Вот вам живой пример. Беседую с десятилетним сыном женщины, больной алкоголизмом. Умный такой мальчик, положительный во всех отношениях. Не надо думать, что у женщин с этой болезнью бывают только умственно отсталые дети. Это неправда. Всякие бывают, немало и умных сыновей, дочерей. Так этот мальчик хорошо ведет хозяйство, ухаживает за младшей сестренкой, хорошо учится. Спрашиваю:
— Что ты делаешь, когда у мамы обостряется ее болезнь?
— Ну, я тогда за старшего в доме. Я на нее покрикиваю, да только не помогает.
Перед лицом трудностей дети быстро взрослеют. Трудности закаляют, быстро развивают чувство ответственности. Поведение мальчика прямо-таки образцовое. Он с мамой поменялся ролями — мальчик стал родителем для мамы, а мама — опекаемым ребенком.
Что же в этом плохого, что он стал хозяином и «героем семьи», что все положительное выпукло обозначилось в его характере? Плохо то, что это все же была реакция на беду в семье, что он вынужден был стать героем семьи, больше ведь некому.
Мальчики должны быть мальчиками. Всему свое время. У него нет детства, он сразу начал жить как взрослый. Не наигравшись в детстве, легко сломаться в будущей жизни.
Довольно часто мальчики на семейное неблагополучие реагируют поведением типа «бунтовщик». Не обязательно это тяжелая болезнь родителя. Семейное неблагополучие заключается уже в том, что никто дома не спрашивает: «Как ты себя чувствуешь? » Бунтовщики презирают все, что происходит в доме, пытаются противиться зачаткам установленного порядка. Настоящего порядка в неблагополучных семьях мало, жизнь характеризуется скорее хаосом, чем
122

размеренным ходом событий, соблюдением установленных норм. Драчуны, циники — все это бунтовщики. Все они испытывают недостаток внимания, принятия и одобрения в своем доме. Их мало любят.
Девочки часто пытаются своим поведением все уладить, изменить ситуацию к лучшему и становятся если не «героями семьи», то «миротворцами» — всех бы они помирили, сами же боятся нашалить, рассердить своих суровых родителей. Тоже жизнь скованная, без свободных порывов души. Вот и вырастают потом «закомплексованными» подростками.
Умение хоронить свои потери
Вся наша жизнь состоит как из приобретений, так и потерь, утрат. Мы здесь с вами ведем разговор о тех ценностях, которые в первую очередь касаются нашей души.
Под утратами я имею в виду в данном контексте любые эмоционально значимые события с отрицательным знаком: неуспех на экзамене, поражение в спортивных состязаниях, расставание с любимыми местами, неразделенную любовь, смерть близкого человека и т. д.
К потерям можно отнести не только реально утраченное, но и угрозу потерять что-то дорогое для нас. Надвигающиеся тяжелые события доставляют нам даже больше неприятностей, чем реальные.
Что значит хоронить потери ? Это возможность их «отработать», отреагировать их. Само собой разумеется, что реакция всегда сопряжена с душевной болью, страданиями. Реакция требует времени. Когда мы имеем такую возможность и осознаем потребность в реакции на наши несчастья, причем глубокой и полной реакции, тогда мы растем в духовном смысле, совершенствуемся для встречи с новыми потерями.
Взрослые люди часто мне говорили, как они были уязвлены, обижены и долгое время потом страдали от того, что в детстве их не пустили на похороны любимой бабушки. Я понимаю, что родители хотели уберечь ребенка от тяжелых,
123

не нужных с их точки зрения переживаний. Не нужных? Как это не нужных?
Речь идет об очень серьезных, глубоких чувствах, о событиях, исключительно важных в жизни семьи, а ребенок почему-то не должен в них участвовать. Значит, с чувствами ребенка не считаются, его как человека не принимают во внимание. Вся семья плачет, а ребенок в стороне. Он чувствует себя в изоляции, он отвергнут. Несчастья не скроешь, пытаться это делать — значит лгать. Ложь в отношениях не может быть во благо никому.
С точки зрения душевного здоровья, более здоровым образом ведут себя те родители, которые учат своих детей правильно реагировать на различные потери, а не устраняют с их жизненного пути любые несчастья. Ставить такую цель: избегать несчастий, — глупо. Ведь эта цель недостижима.
А с другой стороны — кто не страдал, тот не жил полнокровной эмоциональной жизнью, которая развивает и совершенствует личность. В эмоциональной палитре есть разные краски, включая черную краску.
Я бы очень хотела, чтобы у вас, уважаемый читатель, была такая семья, в которой можно было бы вместе переживать любые свои потери, чтобы с близкими можно было бы и погоревать, и поплакать, и подосадовать, услышать совет. А если семья у вас не такая, то было бы хорошо иметь хотя бы одну родственную душу в этом мире, кого-то, кому можно позвонить в любое время или приехать, чтобы «поплакаться в жилетку».
И это не признак вашей слабости. Хоронить свои потери приходится каждому. Это не пустая трата психической энергии. В ряде случаев для неглупого человека потеря, поражение может обернуться еще большим выигрышем в смысле душевного роста, чем успех.
Поддержка
Родитель, друг, воспитатель поддеРживает усилия неокрепшей души в самореализации, в осуществлении лучших порывов. Главное — не заблокировать выход потенциаль-
124



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Интимность, как форма социального взаимодействия.
  • Интимность, как форма социального взаимодействия.
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Пять признаков счастливых отношений
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Секс после свадьбы: есть ли он?
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • К чему снится секс?
  • Кристина Валько. Любовные отношения в паре
  • Георгиевская Тина. Треугольник судьбы
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Шарп Ш. Культурные мифы и недостаточная забота в браке
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Притча «Тe hago el amor»
  • Ольга Лозовая. Искусство любовного транса
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Сара Атчубаевна Батырханова. Презентация 'День Матери'
  • Притча «Святой родник нашей жизни»
  • Отворот мужа от жены и его последствия
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Дин Делис, Кассандра Филлипс. Парадокс страсти в любви и браке
  • К чему снится есть мороженое
  • Главный Редактор. Семейные отношения
  • Штин Ирина Алексеевна. Занятие психолога «Я и мои одноклассники»
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Елена Джеро. Особенные отношения
  • Сигел Д.П. Идентификация как фокусная точка в терапии пар
  • Заговор на секс
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • В любви противоположности притягиваются или отталкиваются?
  • Пиз Аллан и Барбара - Язык взаимоотношений (мужчина и женщина)
  • Интерперсональные отношения
  • Болгова Елена Матвеевна. Эссе «Все начинается с любви…»
  • Журавлева Марина Юрьевна. Психологическое занятие на тему «Дружба»
  • Притча «История одной любви»
  • Татьяна Прайер. Почему мы боимся перемен?
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Георгий Сергацкий. Осень жизни. Из цикла «Одиночество, или Душа в поисках приюта»
  • Графический тест личности
  • Таро – искусство задавать вопросы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь