|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39123
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В основе ранних негативных решений людей можно выявить 12 родительских предписаний (М. Гулдинг, Р. Гулдинг, 1997):
1) не живи (сгинь, умри); 2) не будь самим собой (мальчиком, девочкой; будь идеальным ребенком); 3) не будь ребенком (на зависть моему Соглашающемуся Ребенку); 4) не расти и не становись сексуально привлекательным; 5) не делай успехов (не превосходи меня); 6) не делай ничего (не рискуй); 7) не будь первым (первый здесь я); 8) не принадлежи (кому ты нужен такой, кроме меня); 9) не будь близким и не доверяй (я не буду с тобой ласковой и честной); 10) не чувствуй себя хорошо и не будь здоровым (чтобы получить мое внимание); 11) не думай (что ты умнее меня, не думай о своих проблемах вместо моих); 12) не чувствуй и не замечай собственных ощущений (полагайся на мои). Известны 6 следующих паттернов сценарных процессов: 1) Пока не (перемоешь всю посуду, не ляжешь в постель); 2) После (не смейся, как бы плакать не пришлось); 3) Никогда (не получишь того, чего больше всего хочешь); 4) Всегда (это случается со мной); 5) Почти (в самом конце опять что-то помешало); 6) Открытый конец (теперь все хорошо, и я не знаю, чем заняться). Перед тем, как войти в тот или иной сценарный процесс, человек реализует определенный минисценарий – драйвер (англ. водитель). Каждый из них проявляется характерным набором слов, тембром голоса и интонацией, мимикой, жестами и позой. • «Будь лучшим!» Соответствует сценарному процессу «Пока не». Часто употребляются вводные слова, лишние определения. Стремление раскладывать всё по пунктам, рассудительные интонации. Считает на пальцах, складывает пальцы пирамидой, подпирает подбородок в позе мыслителя. Во время пауз глаза устремлены вверх как бы в ожидании истины. В это время рот слегка напряжен, тело прямое. • «Радуй других!» Соответствует сценарному процессу «После». Характерны противопоставления плохого и хорошего, повышенный интерес к состоянию собеседника. Тон голоса высокий, интонация к концу фразы повышается. Разводит руками, кивает головой. Плечи приподняты и направлены вперед, тело наклонено к собеседнику, на которого смотрит исподлобья. • «Пытайся!» Соответствует сценарному процессу «Всегда». Часто употребляет глаголы «пытаться», «стараться», «пробовать» вместо «сделать». Голос приглушенный, прикладывает руку козырьком к глазам, к ушам, будто стараясь лучше увидеть или услышать. Руки часто сжаты в кулаки и лежат на коленях. Сидит сгорбившись, наклонясь вперед. • «Будь сильным!» Соответствует сценарному процессу «Никогда». Говорит о себе как об объекте внешних воздействий, заменяет высказывания о себе общими фразами. Голос низкий, монотонный. Лицо безучастное, тело неподвижное, руки и ноги скрещены. • «Спеши!» Соответствует сценарному процессу «Почти». Часто употребляет понятия времени, скорости, движения. Говорит быстро, отрывисто, иногда глотая слова. Постоянно поглядывает на часы, постукивает пальцами, притоптывает, вертится на стуле. Возбужденная мимика сочетается с пристальным взглядом. Для проведения упражнения на выявление драйверов группа разбивается на тройки: клиент, терапевт и наблюдатель. Клиент в течение трех минут рассказывает что-нибудь терапевту, который следит за временем и при необходимости отвечает. Наблюдатель записывает обнаруженные им драйверы клиента и по истечении времени сообщает о результатах. Затем участники меняются ролями. При обсуждении находят лежащий в основе драйвера один из четырех мифов: 1. «Я могу сделать тебе хорошо» (Заботящийся Родитель); 2. «Ты можешь сделать мне хорошо, если будешь думать за меня» (Соглашающийся Ребенок); 3. «Своими словами я могу ранить тебя» (Критикующий Родитель); 4. «Своими словами ты можешь ранить меня» (Соглашающийся Ребенок). Выявляют также запреты или тупики, которые по Р. Гулдингу имеют 3 уровня: 1. Родительский – «Отдохнешь, когда закончишь!» 2. Взаимодействие Детского Эго родителей и Детского Эго ребенка - «Сам во всем виноват, сам и расхлебывай!» 3. Конфликт Соглашающегося и Естественного Ребенка – при полном подавлении последнего возникает тяжелая депрессия. Тупики приводят к чувству беспомощности, от которого человек защищается с помощью игнорирования стимулов, проблем и возможностей. Результатом становится жизненная пассивность и пессимизм. В основе пассивного поведения лежат 4 уровня игнорирования: наличия возможностей, их значимости, возможности выбора, личных способностей. Так, человек, пассивно ожидающий в ресторане невнимательного официанта, игнорирует возможность повлиять на его поведение и свое доминирующее положение. Этот человек не ищет способов изменить ситуацию и отвергает для себя возможность справиться с ней. Упражнение по выявлению жизненного сценария предусматривает ответы на следующие вопросы: Что рассказывали в семье о моем рождении? Как было выбрано мое имя? Моя любимая сказка или история в детстве. Что случается с людьми вроде меня? Если я не изменюсь, чем это кончится? Что при этом скажут обо мне другие? Какая надпись на надгробии подвела бы итог моей жизни? При этом участники исследуют сообщения, которые они получали от родителей и свои ранние решения. Члены группы распознают также нечестные игры, в которые они играют и приходят к установлению честных взаимоотношений. Наконец, члены группы исследуют свои сценарии, пересматривают свои жизненные позиции и отказываются от реализации деструктивных планов жизни. Для взаимной диагностики члены группы используют 4 способа: вербальное и невербальное поведение членов группы, трансакции между ними, анализ прошлого индивида и его семейных взаимоотношений, самодиагностика актуальных состояний Эго. Для облегчения диагностики скрипт и драйверов применяется упражнение «Пустые стулья», на которые участник «рассаживает» свои Эго-состояния и призывает их к взаимодействию. При «Репетиции сценария» участник и его партнер (ы) разыгрывают его проблему, остальные члены группы стоят в роли Родителя, сидят на полу в роли Ребенка или сидя на стульях, комментируют происходящее как Взрослый. При анализе сценариев используется формула игры Э. Берна, отражающая 6 стадий сценарного процесса: Крючок + Клев = Реакция > Переключение > Смущение > Расплата. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|