Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164645

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1.4.2. Содержание акмеологической концепции

Проведенный теоретико-методологический анализ возможностей применения акмеологических знаний и подходов в решении проблемы развития субъекта до уровня профессионала, профессионализма личности или деятельности, обобщение проведенных акмеологических теоретических исследований позволили приступить собственно к задаче разработки акмеологической концепции развития профессионала. Ее качественно строгое описание будет представлено ниже. Данная концепция носит обобщающий характер и содержательно представляет собой систему взглядов, руководящую мысль о путях и методах развития субъекта труда до уровня профессионала.
Предлагаемая акмеологическая концепции имеет две плоскости представления данной системы взглядов: содержательную и структурно -процессуальную.
Содержательно развитие субъекта труда до уровня профессионала рассматривается в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и нравственного «обогащения», включающего повышение ответственности, чувства долга, совести и чести, отхода от неадекватных личностных установок и стандартов*.
* Огнев А. С. Субъектогенез и психотренинг саморегуляции. — Воронеж: ВГИ, 1997.

В данном понимании опора осуществляется на методологический принцип субъектности, который сейчас весьма полно представляет акмеологические «интересы». Признаками субъектности, согласно данным акмеологических исследований, являются следующие «параметры активности» человека*:
• активная ориентировка (в новой ситуации, материале);
• осознание (структуры своей деятельности, качеств личности, этапов жизненного пути);
• инициатива, самостоятельное целеполагание, планирование, предвосхищение;
• интенсивная включенность в деятельность;
• стремление к саморегуляции (самоконтролю, самокоррекции, самокомпенсации), владение приемами саморегуляции; » осознание противоречий своего развития, их устранение, обеспечение баланса и гармонии;
• постоянная настроенность на саморазвитие и самообновление;
• стремление к самореализации и творческому созиданию;
• интеграция своего профессионального пути, структурирование и упорядочение своего профессионального опыта и опыта других.
* Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996.

Эти субъектные параметры были учтены при формировании концепции развития профессионала.
Процессуальное развитие субъекта труда до уровня профессионала, согласно проведенному анализу, следует рассматривать с системных позиций, а именно в связи с изменениями и развитием подсистем профессионализма личности и деятельности, нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения, рефлексивной самоорганизации и в плане раскрытия творческого потенциала личности. Их содержание раскрывается на уровне общего с конкретизацией на уровне особенного для определенных видов профессиональной деятельности (для иллюстрации взяты государственные служащие систем федерального и регионального управления, представляющие один из самых сложных видов управленческой деятельности).
Рассмотрим данные системные представления в виде качественно строгого описания психолого-акмеологического содержания подсистем и связей между ними.
Подсистема профессионализма деятельности. Подсистема профессионализма деятельности профессионала характеризуется гармоничным сочетанием высокой профессиональной компетентности и профессиональных умений и навыков на уровне профессионального мастерства, а также акмеологических инвариантов профессионализма, выступающих в качестве специальных базисных умений.
Главным когнитивным компонентом подсистемы профессионализма деятельности является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность в психологии труда и профессиологии определяется как сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, круг решаемых проблем или вопросов. Профессиональная компетентность прямо связана и с профессионализмом личности — собственно сфера ведения, круг знаний имеют самое непосредственное отношение к ней. К подструктуре же профессионализма деятельности относится лишь та ее составная часть, которая связана с умениями эффективно действовать в сфере этого профессионального ведения. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяются спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежностью к определенным типам. Результаты конкретных акмеологических исследований проблемы профессиональной компетентности будут представлены во втором разделе книги.
В структуре профессиональной компетентности, если деятельность относится к классам «человек — человек», «человек — группа или коллектив» и «человек — большие социальные группы», особая роль принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем.
Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидульную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. Психологическая компетентность в самом общем виде состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов*:
* Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1998.

• гностического, включающего систему необходимых психологических знаний;
• проектировочного, связанного с процессами прогнозирования и предвосхищения;
• регулятивного или конструктивного, заключающегося в умении оказывать влияние;
• коммуникативного, проявляющегося в эффективном общении. Принято считать, что существует пять основных взаимосвязанных видов психологической компетентности:
1) социально-перцептивная компетентность (знание людей, ее основу составляют наблюдательность и проницательность);
2) социально-психологическая (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу, коллектив);
3) ауто-психологическая (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);
4) коммуникативная (знание различных стратегий и методов эффективного общения);
5) психолого-педагогическая (знание методов осуществления влияния).
Заметим, что в данной типологии отмечен главным образом гностический компонент, хотя и другие должны быть представлены также, если дать более развернутое описание.
Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов управления «человеческой составляющей». В настоящее время активно проводятся исследования структуры и содержания профессиональной компетентности специалистов и руководителей в различных видах профессиональной деятельности.
Профессиональные умения и навыки являются главным регулятивным компонентом подсистемы профессионализма деятельности, материализующим профессиональные знания, заложенные в профессиональной компетентности. Иными словами, это умения использовать знания в практических целях с высокой эффективностью. В данную группу входит также и освоение новых алгоритмов и способов решения профессиональных задач и использование новых технических средств деятельности. Отмеченные умения и гибкие навыки должны соответствовать уровню профессионального мастерства. Все это приобретается вместе с опытом работы и проявляется в виде единой системы обобщающих и специальных знаний и умений. Умения и гибкие навыки должны сочетаться с умениями творчески, нестандартно, но весьма эффективно решать профессиональные задачи. Более детальное описание подструктуры профессиональных умений должно быть ориентировано на конкретные виды деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Дехтярь Марианна Семеновна. Содержание деятельности старшего воспитателя.
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Васильева Наталья Николаевна. Индивидуальный план развития профессиональной компетентности молодого специалиста
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Программа психолога элективного курса направленная на выбор профессионального пути
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Редактор. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
  • Крутикова Галина Константиновна. «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Пронина Альбина Альбертовна. «Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Гордова Юлия Львовна. «Развитие исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
  • Русалинова Олеся Александровна. Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Будруева Елена Александровна. «Театрализованная деятельность в ДОУ – путь к развитию речи дошкольников».
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Петрик Наталия Александровна. Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Соболева Е.С., Соковнина М.С. Внутриличностные механизмы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Редактор. proekt
  • Виноградова Елена Константиновна. Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Мария Мазурик. Социально-педагогическое проектирование в дошкольном образовании
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь