|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57361
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Принятие и разрешение или неприятие и противоречивое ограничительно-разрешающее отношение — к формированию возбудимых черт личности. Неприятие с тенденцией к ограничению или разрешению с высокой степенью противоречивости в отношениях — к агрессивности, тот же тип отношения, но без противоречивости, — к выраженным нарушениям социальной адаптации (А. И. Захаров, 1998).
В качестве факторов, наиболее сильно травмирующих ребенка, выступают физическое и психологическое насилие в семье. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку или вообще их отсут -ствием, резкой и грубой критикой в адрес ребенка, оскорблениями и запугиваниями. Неуважение родителем чувства собственного достоинства ребенка преднамеренно направлено на подавление у ребенка чувства радости, любви, идентичности. При этом происходит нарушение структуры личности, поведения, социальной сущности, занижение образа «Я», ребенок испытывает трудности в установлении доверительных отношений с людьми, что приводит к психологической изоляции (К. Хорни). Анализируя результаты исследований группы ученых, Е. Е. Мак-коби (Е. Е. Maccoby, 1980) описывает два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий. Дети из семей с демократическим стилем воспитания отличаются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они также характеризуются хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, при отсутствии альтруизма, сензитивности и эмпатии. Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле 100 воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия. Также вычленяется совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля (Г. Т. Хоментаускас, 1984). Выделены три группы детей: 1. Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверен -ные в себе, с хорошо развитым контролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не к избеганию новых ситуаций. 2. Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, из -бегающие новых и фрустрационных ситуаций. 3. Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях. Таким образом, наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интерио-ризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватным уровнем контроля в родительском отношении характеризуются хорошей адаптированностью к школь -ной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны. В большинстве рассмотренных выше исследований речь идет ско -рее о суммарном или преобладающем влиянии особенностей воспитания на развитие личности детей вне зависимости от конкрет -ной роли отдельных членов семьи. Психоаналитическая традиция компенсирует данный недостаток, рассматривая специфику и роль отцовской и материнской любви. Материнская любовь к ребенку — безусловна, она будет проявляться вне зависимости от его поведения. Без материнской любви из жизни ребенка уходит чувство гарантированной защищенности, эмоционального комфорта, а также ощущение ценности своей личности. Отцовская любовь — условна, она обусловлена «похожестью» ребенка на отца своим поведением, следованием его советам, ожиданиям, выполнением IOI установленных обязанностей. Отец представляет мир вещей, мыслей, закона и порядка. Обусловленная отцовская любовь открыта для влияния, ее можно добиться, заслужить. В отличие от любви материнской, ее можно контролировать. Отрицательной стороной отцовской любви является то, что ее можно потерять в случае непослушания. При рождении ребенок нуждается в безусловной материнской любви физиологически и психически, она обеспечивает ему психологический комфорт. После шести лет ребенок начинает заметно нуждаться в отцовской любви, его руководстве. Если мать обеспечивает ребенку безопасность жизни, то отец учит решению социальных проблем. Эта любовь направляется принципами и ожиданиями. Отцовская любовь способствует развитию у ребенка чувства собственной силы. Синтез материнской и отцовской любви в сознании ребенка — основа его духовной зрелости. Слабое их сочетание приводит к сильным негативным последствиям (Э. Фромм). Отношениям в системе «мать — ребенок» отводится наиболее значимая роль в развитии личности ребенка. Именно в нарушенных материнско-детских отношениях большинство психологов склонны видеть причины семейных драм и нарушений личностного развития ребенка. Существует весьма распространенная точка зрения, сторонники которой подчеркивают специфику и важность социального взаимодействия ребенка с матерью для его полноценного психического развития. Внимание к этой проблеме привлекли исследования, в которых впервые было описано явление госпитализма у детей, воспитывающихся в условиях дефицита социальных контактов. У таких детей наблюдались задержки в становлении локомоторных фун -кций, патологические двигательные стереотипии, глубокая апатия, обедненность эмоциональной сферы. Эту линию продолжили Дж. Боул-би и М. Эйнсворт, сформулировавшие концепцию привязанности как избирательного аффективного отношения ребенка с матерью, организующего его поведение. Поведенческая система привязанности — одна из основных систем поведения, которая позволяет индивиду держаться поблизости от одного или нескольких важных для него лиц и проявляется только в ситуациях страха, усталости и болезни. Дальнейшее развитие этой концепции привело к расширению функций привязанности — от обеспечения безопасности, позволяющей преодолевать препятствия в самом раннем детстве, IO2 до «надежной базы», способствующей развитию всех видов навыков и умений в более поздних возрастах (М. Эйнсворт). В психологии материнско- детские отношения рассматриваются и с точки зрения организации диадического поведения. Особый интерес здесь вызывает степень адаптации во взаимодействии, определяющая качество взаимодействия и, следовательно, качество связи между матерью и ребенком. В этом подходе не только учитывается сенситивность матери по отношению к ребенку, но и подчеркивается очень рано возникающая способность ребенка участвовать во взаимодействии. При этом взаимодействие рассматривается как система, регулируемая обоими партнерами, которые постоянно вносят изменения в свое поведение на основе обратной связи от другого. Таким образом, в этих диадических отношениях взрослый выделяется как особый объект; формируется образ другого человека, взаимодействие с которым опосредует специфику коммуникативного стиля ребенка и его отношение к окружающим (J. В. Hoeksma, H. Koomen, 1974). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|