Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57361

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Принятие и разрешение или неприятие и противоречивое ограничительно-разрешающее отношение — к формированию возбудимых черт личности. Неприятие с тенденцией к ограничению или разрешению с высокой степенью противоречивости в отношениях — к агрессивности, тот же тип отношения, но без противоречивости, — к выраженным нарушениям социальной адаптации (А. И. Захаров, 1998).
В качестве факторов, наиболее сильно травмирующих ребенка, выступают физическое и психологическое насилие в семье. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку или вообще их отсут -ствием, резкой и грубой критикой в адрес ребенка, оскорблениями и запугиваниями. Неуважение родителем чувства собственного достоинства ребенка преднамеренно направлено на подавление у ребенка чувства радости, любви, идентичности. При этом происходит нарушение структуры личности, поведения, социальной сущности, занижение образа «Я», ребенок испытывает трудности в установлении доверительных отношений с людьми, что приводит к психологической изоляции (К. Хорни).
Анализируя результаты исследований группы ученых, Е. Е. Мак-коби (Е. Е. Maccoby, 1980) описывает два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий. Дети из семей с демократическим стилем воспитания отличаются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они также характеризуются хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, при отсутствии альтруизма, сензитивности и эмпатии. Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле
100
воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.
Также вычленяется совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля (Г. Т. Хоментаускас, 1984). Выделены три группы детей:
1. Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверен -ные в себе, с хорошо развитым контролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не к избеганию новых ситуаций.
2. Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, из -бегающие новых и фрустрационных ситуаций.
3. Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.
Таким образом, наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интерио-ризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватным уровнем контроля в родительском отношении характеризуются хорошей адаптированностью к школь -ной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.
В большинстве рассмотренных выше исследований речь идет ско -рее о суммарном или преобладающем влиянии особенностей воспитания на развитие личности детей вне зависимости от конкрет -ной роли отдельных членов семьи. Психоаналитическая традиция компенсирует данный недостаток, рассматривая специфику и роль отцовской и материнской любви. Материнская любовь к ребенку — безусловна, она будет проявляться вне зависимости от его поведения. Без материнской любви из жизни ребенка уходит чувство гарантированной защищенности, эмоционального комфорта, а также ощущение ценности своей личности. Отцовская любовь — условна, она обусловлена «похожестью» ребенка на отца своим поведением, следованием его советам, ожиданиям, выполнением
IOI
установленных обязанностей. Отец представляет мир вещей, мыслей, закона и порядка. Обусловленная отцовская любовь открыта для влияния, ее можно добиться, заслужить. В отличие от любви материнской, ее можно контролировать. Отрицательной стороной отцовской любви является то, что ее можно потерять в случае непослушания. При рождении ребенок нуждается в безусловной материнской любви физиологически и психически, она обеспечивает ему психологический комфорт. После шести лет ребенок начинает заметно нуждаться в отцовской любви, его руководстве. Если мать обеспечивает ребенку безопасность жизни, то отец учит решению социальных проблем. Эта любовь направляется принципами и ожиданиями. Отцовская любовь способствует развитию у ребенка чувства собственной силы. Синтез материнской и отцовской любви в сознании ребенка — основа его духовной зрелости. Слабое их сочетание приводит к сильным негативным последствиям (Э. Фромм).
Отношениям в системе «мать — ребенок» отводится наиболее значимая роль в развитии личности ребенка. Именно в нарушенных материнско-детских отношениях большинство психологов склонны видеть причины семейных драм и нарушений личностного развития ребенка.
Существует весьма распространенная точка зрения, сторонники которой подчеркивают специфику и важность социального взаимодействия ребенка с матерью для его полноценного психического развития. Внимание к этой проблеме привлекли исследования, в которых впервые было описано явление госпитализма у детей, воспитывающихся в условиях дефицита социальных контактов. У таких детей наблюдались задержки в становлении локомоторных фун -кций, патологические двигательные стереотипии, глубокая апатия, обедненность эмоциональной сферы. Эту линию продолжили Дж. Боул-би и М. Эйнсворт, сформулировавшие концепцию привязанности как избирательного аффективного отношения ребенка с матерью, организующего его поведение. Поведенческая система привязанности — одна из основных систем поведения, которая позволяет индивиду держаться поблизости от одного или нескольких важных для него лиц и проявляется только в ситуациях страха, усталости и болезни. Дальнейшее развитие этой концепции привело к расширению функций привязанности — от обеспечения безопасности, позволяющей преодолевать препятствия в самом раннем детстве,
IO2
до «надежной базы», способствующей развитию всех видов навыков и умений в более поздних возрастах (М. Эйнсворт).
В психологии материнско- детские отношения рассматриваются и с точки зрения организации диадического поведения. Особый интерес здесь вызывает степень адаптации во взаимодействии, определяющая качество взаимодействия и, следовательно, качество связи между матерью и ребенком. В этом подходе не только учитывается сенситивность матери по отношению к ребенку, но и подчеркивается очень рано возникающая способность ребенка участвовать во взаимодействии. При этом взаимодействие рассматривается как система, регулируемая обоими партнерами, которые постоянно вносят изменения в свое поведение на основе обратной связи от другого. Таким образом, в этих диадических отношениях взрослый выделяется как особый объект; формируется образ другого человека, взаимодействие с которым опосредует специфику коммуникативного стиля ребенка и его отношение к окружающим (J. В. Hoeksma, H. Koomen, 1974).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь