Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156312

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Недостаток знаний. Ограниченное понимание проблемы сопровождается дефицитом специфических знаний. Понимание проблемы возможно на основании информации или извлеченной из долговременной памяти, или полученной от других. Для этого опять же необходима база дифференцированных знаний, которой мог бы воспользоваться решающий проблему индивид. Это можно проиллюстрировать следующим примером: в случае депрессивности имеют место чрезмерно повышенная самокритичная фокусировка внимания и ориентация в ситуациях, которые вызывают относительно стабильные эмоции и восприятия ситуации, затрудняющие деятельность по решению проблемы (обобщено в: Hautzinger, Stark & Treiber, 1992). Лица в депрессивном состоянии склонны из-за замкнутой и негибкой системы мышления к отрицательным представлениям о проблеме (например, к негативному образу Я, самообвинениям) и соответствующим «решениям» (например, избегающему поведению, утрате интереса, инактивности).
Недостаточная чувствительность по отношению к проблеме (Spivack, Platt & Shure, 1976). Очевидно, что чем раньше распознается только еще зарождающаяся проблема, тем лучше, что особенно важно в случае возникновения динамичных проблем. При нарушениях (например, большой депрессии, агрессивности, антисоциальном поведении) зачастую констатируют низкую чувствительность, что приводит к тому, что проблема начинает интенсивно развиваться и, незамеченная, достигает такого уровня развития, когда бороться с ней становится намного труднее. Это может быть вызвано тем, что у индивида отсутствует необходимый опыт, чтобы оценить опасность первых признаков отклонений от нормы, а также тем, что даже осознаваемые признаки проблемы не воспринимаются как нечто опасное из-за низкого ожидания контролируемости и не вызывают со своей стороны каких-то предупредительных действий по решению проблемы.

3.3. Недостаточная компетентность в решении проблемы

В ходе процесса решения проблемы формируются различные возможности решения, а после оценки их потенциальных последствий приступают к реализации выбранной альтернативы. Обусловливающие моменты недостаточной компетентности в решении проблемы состоят в следующем.
- Недостаточное продумывание средств и цели. Недостаточная компетентность в решении проблем проявляется прежде всего в том, что индивиду приходят на ум явно неподходящие варианты решения. Спивак и др. (Spivack et al., 1976) описали это как «продумывание средств и цели (Mittel-Ziel-Denken)», под которым понимали способность находить решения (средства) возникшей проблемы. Такая низкая способность к решению проблем характерна, например, для лиц, страдающих алкогольной зависимостью (наблюдались в больницах). Эти больные видели гораздо меньше возможностей решения социальных проблем, чем лечащиеся в больнице пациенты с острым заболеванием, для которых не характерно пристрастие к спиртному (Kemmler & Bogart, 1982; Beatty, Katzung, Nixon & Moreland, 1993; аналогичные данные приведены также в: Dirksmeier, 1991; Hellewell, Connell & Deakin, 1994). Эти результаты не являются не зависимыми от уровня знаний и опыта испытуемых, что подтверждается лонгитюдными исследованиями (Rönkä & Pulkinnen, 1995; Compas, 1988).
- Недостаток навыков. Во время реализации решения большое значение имеют навыки и умения, которыми располагает индивид. Выполнение должно быть: а) гибким относительно цели, б) учитывать обратную связь и в) последовательным. Недостаток навыков и умений характерен прежде всего для социально неуверенных, агрессивных, депрессивных и антисоциальных лиц, для которых свойствен недостаток просоциального и активного поведения, а также самоутверждения.
- Недостаточное предварительное планирование. К навыкам и умениям, необходимым при решении проблемы, относится также выбор благоприятного решения на основе предварительного планирования, заключающегося в продумывании возможных последствий принимаемого решения (например, в осознании кратковременных и долговременных последствий, в составлении детального плана решения, в учете при определении цели собственных норм). Особенно при расстройствах, имеющих яркие внешние проявления (при агрессивности, делинквентности и антисоциальном поведении, дефиците внимания и при гиперактивности), поиск решения крайне непродолжителен по времени и проводится без должного осмысления. Причины этого кроются, к примеру, в недостаточном предварительном опыте или неуверенности в том, что цель будет достигнута. В частности, известно, что социально тревожным или не уверенным в себе людям из-за неуверенности в достижении цели тяжело даются достижение желанной цели и реализация ведущих к ней действий.
- Недостаток способности усваивать и использовать знания. Решение проблемы как «длинная цепочка умственных операций» относительно понимания проблемы и поиска решения предполагает наличие дифференцированных знаний, структурирующих как проблемное, так и поисковое пространство. В прошлом это называлось эпистемической структурой (Dörner, 1979). Недостаточное, или так называемое инертное знание, ведет также к дефицитам в этих областях и к соответствующим расстройствам решения проблем. Можно выделить два вида ограничений, относящихся к знаниям: 1) недостаточные знания, возникающие чаще всего из-за недостаточного опыта (например, вследствие специфичной для окружающей среды социализации, из-за недостаточной самостоятельности) и когнитивных нарушений (например, расстройств научения, задержке в умственном развитии, психозов); 2) недостаточное использование; при этом индивид, решающий проблему, хотя располагает необходимыми знаниями, но не может их активировать (использовать). Это может быть обусловлено или качественной стороной знаний (инертное знание; см. Renkl, 1996), или «опросом» ячеек памяти, в которых хранится информация. В первом случае приобретаются и хранятся знания, не имеющие отношения к ситуации, так что хотя они в принципе и существуют, но не могут быть трансформированы (например, теоретические знания). При недостаточном «опросе» ячеек памяти большую роль играет эмоциональное возбуждение. Оно ограничивает использование имеющихся знаний, так как система регуляции эмоций доминирует над когнитивной системой контроля и перегружает особенно оперативную память, так что из долговременной памяти информацию можно извлекать только в ограниченном объеме (см. Spies & Hess, 1989). Особенно часто эти виды ограничения знаний можно наблюдать у лиц с психическими расстройствами. При этом в исследованиях, анализирующих условия возникновения, специфичные для расстройств, подчеркивается роль воспитания самостоятельности (например, при агрессивности и депрессивности), значение общих когнитивных расстройств (например, при шизофрении, задержке умственного развития) и высокий уровень возбуждения пациентов (например, с тревожными расстройствами или в состоянии кризиса).

4. Заключение

Расстройства решения проблем тесно связаны с развитием и еще больше с поддержанием психических расстройств, так как у людей с психическими расстройствами чаще возникают расстройства при решении проблем. Например, они затягивают решение проблемы, поздно начинают ее решать или осуществляют неподходящие решения. Можно спорить о том, являются ли эти расстройства решения проблем собственным моментом самого расстройства или скорее выражением общей психической нестабильности (этот вопрос в данный момент даже не ставится в такой формулировке). Совершенно все равно, к какому выводу можно было бы прийти при обсуждении этого вопроса, очевидным является то, что расстройства решения проблем совершенно явно способствуют дальнейшему поддержанию уже имеющегося психического нарушения, а улучшения навыков и умений мыслить и решать проблемы улучшают как психическое самочувствие, так и здоровье пациента в целом. Вследствие этого предлагается совершенствовать способность пациента к решению новых и необычных проблем.
Расстройства решения проблем возникают из-за того, что нарушается мышление, в том числе способность находить правильные пути решения своих проблем или обдумывать конкретные фазы решения. Часто причины кроются и во внешних ситуациях, в которых индивид должен тоже уметь хорошо ориентироваться. В частности, ему необходима не только способность думать, но и способность держать дистанцию по отношению к предмету, о котором он думает. Теории решения проблем, организации мышления и теории эмоций позволяют в деталях определить отдельные моменты расстройства, которые нуждаются в специфической или неспецифической интервенции (например, разговорной психотерапии).

5. Литература

Anderson, J. R. (1983). The architecture of cognition. Cambridge: Havard University Press.
Beatty, W. W., Katzung, V. M., Nixon, S. J. & Moreland, V. J. (1993). Problem-solving deficits in alcoholism: Evidence from the California Card Sorting Test. Journals of Studies on Alcohol, 54, 687-692.
Birbaumer, N. & Schmidt, R. F. (1996). Biologische Psychologie. Berlin: Springer.
Blalock, S. J., DeVellis, B. M. & Giorgino, K. B. (1995). The relationship between coping and psychological well-being among people with osteoarthritis: A problem-specific approach. Annals of Behavioral Medicine, 17, 107-115.
Compas, B. E. (1988). Coping with stress during childhood and adolescence. Annual Progress in Child Psychiatry and Child Development, 211-237.
Davila, J., Hammen, C., Paley, B. & Daley, S. E. (1995). Poor interpersonal problem solving as a mechanism of stress generation in depression among adolscent women. Journal of Abnormal Psychology, 104, 592-600.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Бардиян Д. В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Свобода выбора истощает психику
  • Паршикова О. О., Мельничук Г. М., Савченко Л. П., Сидоренко М. М., Горбач Л. В. Німецька мова: піаручник для 1 класу
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Technique counseling in a systems approach
  • Кирюхин В.М., Окулов С.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады
  • Притча «Решение проблем»
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Серебринская Мария. The problem of shyness in preschoolers - проблемы застенчивости у дошкольников
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Потоскуев Е.В. Векторно-координатный метод решения задач стереометрии
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Мицукова Лилия Владимировна. Родительское собрание с элементами тренинга «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
  • Падун М.А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Michael Swan Practical English Usage (3rd Edition)
  • Прорешный Владимир Иванович. Роль служб экстренной психологической помощи по телефону доверия в решении проблемы социального сиротства
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Сырых В.М. Проблемы теории государства и права. Под редакцией
  • Гамзина Е.Н. Методы трансактного анализа в решении коммуникативных проблем в паре учитель-ученик
  • Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах
  • Рамиль Гарифуллин. Об опасности детских конкурсов красоты
  • Коннова Наталья Борисовна. Актуальные проблемы преподавнания курса ОРКСЭ
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Р.Е. Мансуров. Методы нематериальной мотивации персонала
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Пантелеев А.В., Летова Т.А. Методы оптимизации в примерах и задачах
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Крамор В.С. Задачи с параметрами и методы их решения
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Александрова О.М., Добротина И.Н. и др. Работа с текстом на уроке русского языка. 5-11 класс
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. 10-11 классы
  • Хирш М. Телесная диссоциация как последствие травмы
  • Папушек М., Папушек Х., Солоед К.В. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Детский алгоритм решения изобретательских задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь