Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61504

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

по мере распространения буддизма по всей Азии и его эволюции в современные течения и направления традиция диалогов пришла в упадок; в изолированном Тибете они практически прекратились.
Когда мы занимались организацией этой встречи, Далай-Лама попросил нас пригласить ученых представителей других буддийских течений. Он со смехом пожаловался, что чаще беседует с христианскими монахами, чем с монахами других буддийских школ. Как представитель школы ваджраяны, идеи которой получили распространение в Тибете в период между десятым и двенадцатым веками, Далай-Лама хотел пообщаться с буддистами направления махаяна — самого распространенного в Восточной Азии, и с представителями тхеравадской школы, получившей наибольшее распространение в странах Юго-Восточной Азии, таких как Таиланд, родина досточтимого Кусаласитто.
Поэтому Далай-Лама принял палийскис тексты из рук бхиккху и с признательностью сказал: «Монах из тхеравадской школы — это очень хорошо. До сих пор я чаще вел серьезные дискуссии с представителями западных традиций, чем с моими буддийскими братьями, особенно со старейшинами школы тхеравады. Я счастлив, что мне вскоре предстоит посетить Таиланд. Я с нетерпением жду этой поездки... если только меня не поразит молния!»
«Мой университет собирается присудить вам почетную степень», — сказал бхиккху Кусаласитто.
И тут Алан пошутил: «Тогда Ваше Святейшество станет доктором. Подумать только, как звучит: доктор Его Святейшество!»
Прежде чем возобновить нашу дискуссию, я спросил Далай-Ламу: «Есть ли какие-то темы, которые вы хотели бы сами затронуть или представить?»
«Есть один вопрос, — произнес он задумчиво. — Мне интересно, как именно функционирует разум в момент возникновения этих эмоций с точки зрения концептуальных и неконцептуальных состояний когнитивности».
Алан пояснил: «Это типично буддийский подход, и он хотел бы представить его лично. Торопиться не нужно,
этот момент наступит. Лучше всего сделать это сегодня после обеда».
Далай-Лама хотел подчеркнуть сложность буддийского понимания природы когнитивности и дать понять, что этому подходу не свойственно так резко разделять эмоции и когниции, как это делает западная психология. Тибетский термин «шепа», который часто переводится как «сознание» или «когниция», фактически объединяет оба этих явления; его значение ближе к тому, что мы называем «ментальным событием». Ментальные события, которые буддизм рассматривает как «загрязнения» или «осквернения», считаются «концептуальными» — это более широкий термин, который включает то, что по-английски называется мыслями, мысленными образами и эмоциями.
Далай-Лама надеялся прояснить некоторые из этих моментов после обеда: «Никакой формальной презентации — всего лишь несколько коротких пояснений».
«Но ведь вы готовились к этой презентации сорок лет», — сказал ему кто-то из присутствующих, на что Далай-Лама ответил старой тибетской притчей.
«Йети стоит возле норы сурка, ждет, пока один вылезет наружу, хватает его, садится на него и ждет, пока вылезет следующий, — он хочет поймать все семейство. Вылезает второй сурок, йети быстро приподнимается, хватает его и садится на него, но за это время первый сурок успевает убежать. Вылезает следующий сурок, йети приподнимается, хватает его, а тот сурок, на котором он сидел, убегает.
Так и я, — весело закончил историю Его Святейшество. — Я наловил много сурков — но очень много их убежало за последние сорок лет. Так что. в конце концов, не так уж много их осталось!»
Глава 4
Буддийская психология
Я помню, как тибетский учитель Чогьям Трунгпа во время нашей встречи в 1974 году (тогда я преподавал на факультете психологии в Гарварде) заявил: «Буддизм придет на Запад как новое направление в психологии».
Сама мысль о том, что буддизм может иметь какое-то отношение к психологии, большинству из нас, считавших себя серьезными специалистами в этой области, казалась в ту пору просто абсурдной. Но такое отношение говорило скорее о нашей неподготовленности, чем о понимании основ буддизма. Никому даже в голову не приходило, что буддизм, подобно многим великим духовным традициям мира, скрывает в себе теорию разума.
Да и как можно было этого ожидать, если за все время изучения психологии ни в одном источнике я не нашел даже намека на то, что современная психология — это всего лишь одна из программ глобального проекта проникновения в тайны человеческого разума, реализация которого началась два тысячелетия назад. Современные психологические теории уходят корнями в историю европейской и американской науки и культуры. Психология как наука явно ограничена рамками культуры, она близорука и эгоцентрична, не замечает и не признает
психологических систем, созданных в других концах мира и в другие времена.
Теперь мы понимаем, что фундаментом большинства религий Азии являются психологические доктрины. Знание таких доктрин — удел посвященных: они почти неизвестны верующим, не имеющим духовного сана. Эти психологические доктрины являются одновременно теоретическими и прикладными, на их основе разрабатываются практические методики, призванные помочь «профессионалам» — йогинам и монахам — взять под контроль свой разум и сердце с тем, чтобы достичь идеального состояния.
Возможно, самая значительная из этих «альтернативных» психологических школ возникла в рамках буддизма. Со времен Гаутамы, жившего в пятом веке до нашей эры, изучение разума и его возможностей является главным направлением, деятельности последователей Будды. За первую тысячу лет после его смерти результаты этого анализа были сведены в систему, которая на языке пали называется абхидхамма (на санскрите — абхидхарма), что означает «высшее законоучение».
Сегодня каждая форма буддизма использует собственную версию этих фундаментальных учений о разуме, а также усовершенствованные в рамках своего учения варианты. В тот день нам предстояло услышать тибетский вариант с акцентом на эмоциях.
Ученый и монах
После перерыва на чай Маттье Рикар, облаченный в багряно-шафрановые монашеские одежды, такие же, как у Далай-Ламы, занял кресло презентатора рядом с Его Святейшеством.
Алан, как модератор встречи, сказал: «Я очень коротко представлю Маттье, который впервые приехал в Азию в 1967 году и постоянно живет здесь с 1972 года».
Маттье Рикар, родители которого принадлежали к узкому кругу привилегированной французской интеллигенции, уже в детстве познакомился со многими замечательными людьми. Его мать, художница, была близким другом Андре Бретона, одного из отцов сюрреализма. Дядя был одним из первых искателей приключений, сумевших в одиночку совершить кругосветное плавание на парусном судне без мотора. Он потратил на эту затею три года. Крестным Рикара был Г. И. Гурджиев, русский мистик, у которого было множество последователей среди французских интеллектуалов середины двадцатого века (несмотря на то что в то время его мать входила в число восторженных почитательниц Гурджиева, сам Маттье не примкнул к его последователям).
В доме Рикаров ужинали известные философы и художники — друзья отца Маттье, который известен под псевдонимом Жан-Франсуа Ревель как один из самых влиятельных ныне живущих философов и политологов Франции. Ревель, автор двадцати пяти книг (самая известная из которых, «Без Маркса и Иисуса», стала международным бестселлером), занимает кресло Лафонте- на, одно из сорока мест «бессмертных членов» Французской академии наук, что считается самой престижной наградой для интеллектуалов в этой стране. Диалог между Маттье и его отцом о науке и духовности, опубликованный под названием «Монах и философ», тоже стал международным бестселлером.
Маттье поехал в Тибет искать учителя благодаря режиссеру-кинодокументалисту Арно Дежардену, другу его матери. Дежарден снял для французского телевидения четырехчасовой фильм «Послание тибетцев» в 1966 году, всего за пару лет до китайской оккупации, повлекшей массовое бегство из Тибета многих великих учителей. Заканчивался он пятиминутным последовательным показом лиц десятков выдающихся тибетских мастеров
медитации, пребывавших в трансцендентном состоянии. Эти лица поразили Маттье до глубины души.
Итак, имея в запасе вссго несколько а



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь