Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 265458

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

олагаемая слабость учителя, надежда, что он не найдет выхода из создавшейся ситуации. Приманкой — обязанность учителя поддерживать дисциплину в классе. Однако для этой манипуляции есть и контрманипуляция. Например, такая. Учитель обращается к нарушителю:
— Тебе, наверное, неудобно лежать на парте, тесно. Может, хочешь лечь вот здесь, перед доской ?
— А что, это идея!
Под смех класса выходит и ложится около доски, довольный всеобщим вниманием. Но тут учителю задают вопрос, заинтересовавший всех. Отвечая на него, учитель так интересно рассказывает, что класс отвлекается от лежащего у доски.
Посыпались вопросы, разгорелась дискуссия. Об «оригинале» на полу все уже забыли. Почувствовав себя в глупом положении, «оригинал» просит разрешения сесть. И никаких выходок больше. Учитель принял игру, предложенную учеником, и довел ее до абсурда. Мишенью контрманипуляции стала любознательность учащихся. Интересным рассказом учитель добился аттракции, привлек к себе внимание класса, а следовательно, и симпатию. Но ведь именно их-то и добивался нарушитель дисциплины. Учитель был более интересен, чем незадачливый нарушитель, после чего положение последнего стало просто смешным. Больше этот ученик учителю никогда не мешал вести уроки.
«Толстокожий». Некий ученик _не хочет сидеть на уроках одной учительницы. Но просто пропускать ее уроки — вызовут родителей. Тогда он решает использовать несдержанность учительницы на язык: когда она выведена из себя, может и обозвать.
Уже с начала урока начинает «доводить» ее. Она делает ему замечание, другое, третье. Поскольку до него «не доходит», она начинает давать ему нелестные эпитеты, но он, «толстокожий», не реагирует. Наращивая силу конфликтогенов, учительница постепенно доходит и до оскорблений. Тут манипулятор с шумом поднимается: «Я не намерен терпеть оскорбления»— и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Можно пропустить и еще несколько ее уроков. Поднимать шум ей не с руки: всплывет то, что она оскорбляет учащихся.
Мишень воздействия — слабость учительницы, проявляющаяся в ее несдержанности. Приманка — впечатление «толстокожести», создаваемое нарушителем дисциплины.
Трансактный анализ показывает: потеряв контроль над собой, учитель перешел из позиции «Родитель» (учит) в позицию «Дитя» (преобладание эмоций).
Мнимый больной. Совсем простая и потому наиболее часто используемая манипуляция, имеющая целью уйти с уроков — притворится больным. «Болитживот (голова)» — наверное, привычные жалобы, когда лень заниматься. Мишенью воздействия здесь является чувство милосердия, которое взрослые должны проявлять (и проявляют) к детям. Приманкой — невозможность в условиях школы проверить обоснованность этихжалоб. Манипуляция «Столкнуть взрослых лбами». Вариантов здесь множество.
Когда надо столкнуть родителей с учителем, характерны такие манипулятивные высказывания учеников: «Моя мама говорит, что это глупое задание»; «Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости»; «Мой папа считает, что это пустая трата времени». Мишень воздействия — чувство достоинства сталкиваемых людей.
Можно настроить одного учителя на другого: «Мы не смогли сделать ваше задание потому, что по математике (физике, химии и т.п.) нам столько задали, что на ваш предмет уже не остается времени. И так каждый раз!». В обоих случаях сталкиваются позиции Р учителя и родителя. Мишенью воздействия в последнем случае является несогласованность действий учителей. Приманкой — сравнение действий или высказываний противопоставляемых сторон.
«Какое чудесное платье!» Ученица не выучила урок и со страхом ждет появления учительницы в классе — ведь, судя по отметкам, ее сегодня должны спросить.
Появляется учительница в новом платье. Юная манипуляторша понимает: это шанс для нее!
Восторженными глазами смотрит она на учительницу, всем своим видом давая понять о восхищении новым наря
дом учительницы.
Учительница (она ведь женщина!) понимает смысл этих взглядов девочки. И это не оставляет ее равнодушной. Видя это, ученица тянет руку «дополнить ответ» своего одноклассника. И получает легкую возможность отличиться: раскрытый учебник— перед ее глазами.
Мишенью воздействия является желание женщины вызывать восхищение. Приманкой — восторженная оценка ее нового платья.
Учителя манипулируют учащимися
Доносчики. Некоторые учителя (и воспитатели детских дошкольных учреждений) приучают детей докладывать, кто нарушает установленные правила (сквернословит, хулиганит, курит и т.п.). Ябед поощряют.
Мишенью воздействия является желание ребенка получить похвалу и поддержку старшего. Приманкой — поощрения и «особые отношения».
Изнанкой этой манипуляции является, во-первых, ненависть, которой платят дети ябедам. Во-вторых, у ребенка вырабатывается привычка к доносам, которая в нашем обществе осуждается.
Любимчики. Учителю спокойнее, когда среди учащихся есть «свои», которых он подкупил тем, что более лояльно относится к их устным ответам и письменным работам.
Мишень воздействия и приманка здесь те же, как и в предыдущей манипуляции. Пагубность наличия любимчиков в том, что остальные дети (а их большинство) страдают от несправедливого отношения к ним.
Дети вообще воспринимают несправедливость крайне болезненно. Из любимчиков же вырастают подхалимы, еще в детстве вкусившие блага от расположения лиц, обладающих хоть какой-то властью.
«Оставлю после уроков весь класс!» Обычно этим угрожают, чтобы обратить на нарушителей недовольство всего класса, надеясь повлиять на нихтаким образом.
Этой манипуляцией учитель перекладывает ответственность за поддержание порядка на учащихся. Но это обязанность именно учителя. Дети интуитивно чувствуют — здесь что-то не так, и возмущение свое они направляют на учителя. Мишенью воздействия на нарушителей учитель делает желание детей уйти поскорей домой, а приманкой — выставление нарушителей в качестве причины задержки всего класса. Эта манипуляция приносит учителю не тот результат, на который он рассчитывал. Причина: вместо аттракции — негодование учащихся. Расписываясь в своей неспособности призвать к порядку нарушителей, учитель одновременно теряет и свой авторитет. Снижение оценки. Учитель не имеет права снижать оценку ученику по своему предмету за его плохое поведение. Есть специальные отметки за поведение, можно писать замечания в дневнике, вызывать родителей и т.п. Манипулятивность снижения оценки в том, что это фактически злоупотребление учителя своей властью над учащимися. Мишень воздействия здесь — желание ученика иметь оценку, которую он заслуживает. Приманка — фактическая невозможность опротестовать решение учителя, ведь разбор этого инцидента выставит ученика в еще худшем свете — вскроются какие-либо его «подвиги». Попытки изменить ситуацию обречены на провал в силу корпоративной солидарности учителей. И классный руководитель, и завуч, и директор сами натерпелись от возмутителей спокойствия, поэтому определенно поддержат учителя.
Именно поэтому протест пострадавших от этой манипуляции не идет дальше возмущения в разговоре с самим учителем.
«Тыунас самый умный». Так реагируют некоторые учителя на трудные для них вопросы учащихся. Учитель не знает,
как ответить. Возможны и другие формы подобной манипуляции.
Ученик: «А почему Непер положил в основу логарифмов именно число «е»?
Учитель: «Я его обэтом не спрашивал».
Класс смеется, зная, что Непер умер давным-давно. Это «остроумие» учителя хуже вредительства: любознательные ученики уже никогда не потревожат этого учителя вопросами. А жаль. Ведь именно так убивается стремление к познанию.
Скрытое управление со стороны педагогов Насмешки. Это элемент скрытого управления детьми. Оно играет положительную роль, если (в отличие от манипуляции) щадит их само



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Кусудама-Round Form
  • Сделать заговор на начальника, чтобы не придирался
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Заговор, чтобы выиграть суд в свою пользу
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Притча «Время — деньги»
  • Чувашова Анна Викторовна Шульгина Елена Владимировна. Мастер-класс «Кинусайга-пэчворк без иглы»
  • Отворотные заговоры парня от девушки
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Притча «Дети учатся на примере собственной жизни»
  • Заговор чтобы любимый приехал как можно скорее
  • Заговор на звонок действует как магнит, парень скоро позвонит
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Заговор, чтобы взяли на работу - наиболее действенные заговоры
  • К чему снится поцелуй
  • К чему снится стиральная машина
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • К чему снится работа
  • К чему снятся какашки
  • К чему снится телефон
  • Материнский отворот дочери от парня
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • К чему снится нос
  • Что будет, если вам повезет?
  • УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Магия отворота в домашних условиях и ее последствия
  • К чему снится тюрьма?
  • Черногорова Евгения Владимировна. ОСНОВЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • Быстродействующие привороты с сигаретами
  • Заговор на хорошую работу, чтобы получить высокооплачиваемую должность
  • Заговор чтобы разлюбить человека и отпустить
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • К чему снится гроб
  • Редактор. Солёные сувениры на палочке
  • Заговор, чтобы муж хотел только жену
  • Заговор на встречу
  • К чему снится свадьба?
  • Милена Пантелеева. Рекомендации родителям по подготовке ребенка в детский сад
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • К чему снятся ягоды?
  • К чему снится лифт
  • К чему снится секс?
  • Закон убывающей доходности, или каким образом лучшее вредит хорошему.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь