Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 26076

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Социологи чаще пользуются настоящим продолжительным временем, например: "Ходите ли Вы в кино?", "Смотрите ли телевизор?". Здесь время не указывается, но подразумевается некоторое постоянное продолжительное время. Но это время так же имеет свои границы, без определения которых теряется нередко смысл вопроса, и при определении которых содержание ответа может быть так же различным. Оно может быть очень протяженным в бесконечность ("я вечно живу") и ограниченным до года, месяца, недели и т.д. Например, в вопросе "Имеете ли Вы возможность купить цветной японский телевизор?", если временной параметр не будет определен, то вероятно многие ответят, что в принципе "да" (за всю жизнь наверно можно накопить достаточно денег). Но если ограничить время "в течение месяца", то вряд ли мы получим много положительных ответов, во всяком случае от респондентов с низким уровнем дохода. Положительные ответы, впрочем как и отрицательные, характеризуют вполне определенные группы респондентов по доходам, социальному положению и пр. Безусловно, и те и другие ответы на эти разные вопросы по временному параметру будут правильными, но отра-жающими различную объективную реальность, различную социальную дей-ствительность.
Настоящее протяженное время можно рассматривать как настоящее постоянное время, определяемое объектами, имеющими природу совершен-ного действия и существующую постоянно протяженное время. "Имеете ли Вы дома цветной телевизор?" В этом случае в вопросе не дается указание времени, оно определяется природой существования данного предмета. В основном это характерно для фактологических вопросов.
Настоящее протяженное среднее время. В вопросе "Сколько раз в неделю Вы смотрите телевизор?" уже указывается настоящее среднее время, существующее как протяженное. Иначе говоря, я смотрю телепередачи в среднем 4 раза в неделю в течение относительно длительного времени.
Респонденты всегда пытаются понять исследователя и исправить его ошибки. Если мы задаем вопрос, не указывая время протекания данного со-бытия, то респондент сам устанавливает это время. Вопросы "Как часто Вы смотрите телевизор?" или "Как часто Вы ходите в кино?" и пр. по сути сформулированы вне времени. Респондент сам устанавливает настоящее среднее протяженное время и отвечает "часто", исходя из того, что в сред-нем он ходит в кино в неделю раз, а телевизор смотрит каждый день по два часа. Если мы спрашиваем: "Имеете ли Вы возможность купить цветной те-левизор?", то респондент может предположить, что речь идет о настоящем протяженном времени, например, в течение месяца или года. Но нельзя ста-вить респондента в неопределенное положение. Это усложняет его работу, но самое главное - может привести к неадекватной интерпретации результа-тов исследования.
Можно указывать время за ряд вопросов, тогда не надо будет его ука-зывать в каждом вопросе данного блока. Например, "Прозвенел последний звонок и сейчас, подведя итоги своей учебы в школе, можете ли Вы сказать, что..." и далее идет ряд вопросов об отношении к школе, к учителям, к от-дельным предметам и пр. Но ясно, что в данных вопросах речь идет о вре-мени обучения в школе.
Прошлое время. Указание на прошлое время так же имеет свои осо-бенности. "Бывали у Вас случаи невыполнения заданий в течение года?". Если опрос выполнялся в середине года, то о каком годе идет речь: кален-дарном или на момент опроса? "Какова была Ваша успеваемость в институ-те?". Здесь может быть три времени года: успеваемость за каждый год уче-бы, успеваемость средняя в течение всех пяти лет учебы и успеваемость за какой-то учебный год. Если не указать, какая успеваемость имеется в виду, то можно получить довольно различные количественные распределения. Показатели успеваемости студентов по годам обучения являются различны-ми. На последнем курсе, как правило, лучше, чем на первом и в среднем за пять лет, и какую среднюю успеваемость ему выгодно, такую он и покажет, в то время как исследователь имел в виду, например, среднюю успеваемость по всем годам.
Так же, как имеется настоящее протяженное, есть и протяженное прошлое время. "Занимались ли Вы спортом за время учебы в ВУЗе?". В принципе так вопрос можно поставить. Если он в течение пяти лет хотя бы раз пробежал трусцой по стадиону, то может ответить утвердительно и в итоге получить 100% охвата студентов спортом.
Конечно, можно давать предельно широкое время, и для решения от-дельных специальных задач оно вполне приемлемо. Например: "Оказывали ли Вы когда-нибудь в своей жизни противодействие хулиганским поступ-кам?" Время здесь предельно широкое, но это может иметь смысл, если мы задались целью выделить группу респондентов, которые никогда не оказы-вали противодействия хулиганским поступкам, чтобы их специально изу-чить. Поэтому не случайно здесь поставлен такой временной указатель "ко-гда-нибудь в свой жизни".
В социологических анкетах обычно используется прошлое протяжен-ное время. Конкретное прошедшее, например, "Смотрели ли Вы вчера теле-передачу "Здоровье"?" не может быть использовано в силу особенностей ан-кетного опроса, за исключением специальных случаев. Но тем не менее лю-бое протяженное прошедшее время имеет свои границы, которые всегда необходимо указывать.
Будущее время. В принципе, все особенности, которые были указаны ранее относительно настоящего и прошлого времени, в равной степени от-носятся и к будущим действиям. "Как Вы планируете провести отпуск в следующем году?" указание времени является обязательным моментом и в этих вопросах. Но в вопросах о будущих событиях или поступках есть и своя специфика. Прежде всего она заключается в том, что эти действия всегда прожективные, т.е. предполагают, а точнее - выражают мнение респондентов о вероятном их поведении в будущем.
Особенность будущего времени заключается в том, что если в вопро-сах о прошлом протяженное время ограничено, в частности, памятью ре-спондента, то вопрос о будущем ограничен возможностью прогнозировать свои действия. Так, бесполезно спрашивать, как Вы будете проводить свой отпуск через десять лет. Серьезно, вряд ли кто возьмется ответить на такой вопрос. Будущее время несет в себе большую неопределенность. Если мы спрашиваем: "Как Вы считаете, сможете ли решить все свои проблемы в бу-дущем году?", то ответ может быть в лучшем случае, если респондент бла-горазумен, "не знаю" или "возможно". И в самом деле, как он может знать.
Это конечно не значит, что в вопросах надо ограничиваться только небольшим отрезком будущего времени. Человек всегда планирует свое бу-дущее, но не предсказывает. Планировать он может и на всю жизнь, напри-мер, прожить всю жизнь счастливо со своей молодой женой и тещей. Он может планировать поступить в ВУЗ и слетать в космос. И социолог имеет право спрашивать о планах на будущее (одна из любимых тем социологов, занимающихся молодежными проблемами). Но и в этих вопросах (о планах на будущее) так же может быть неопределенное будущее время - например, собирается ли он вообще учиться; или же определенное будущее время - по-ступление в ВУЗ в следующем учебном году.
Аристотель в "Поэтике" писал о трех принципах применительно к театральному жанру: единство места, времени и действия. В равной степени это относится ко всему социальному бытию и к вопросу в том числе. Только указав в содержании вопроса место совершения события, время и характер действий, можно определить содержание вопроса и единство его понимания и социологом и респондентом.


Шкалы - это тоже вопросы, построенные
особым образом
О шкалах, особенно в статистической литературе, написано много, и процедура пользования ими хорошо разработана. Мы дадим только самые необходимые представления о шкалах и об их использовании в анкетах. Шкалы - это специфические вопросы, построенные особым образом.
Исследование социальных процессов с необходимостью привело к разработке довольно сложной процедуры количественного выражения некоторых качественных явлений. Это стало существенным шагом вперед в развитии эмпирической процедуры в социологическом исследовании. Обычно под шкалированием понимается определенный упорядоченный числовой ряд. Предлагая респонденту шкалу, просят выбрать число (балл), цифру на данной шкале, которая соответствовала бы его мнению относительно интенсивности протекания того или иного социального процесса, или определить свое отношение к чему-либо в системе баллов. Например, если респондент считает, что отношения в коллективе, где он трудится, очень хорошие, то он указывает максимальный балл, если отношения очень плохие, то выбирает минимальный. Или такие примеры:



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Притча «Разнообразие»
  • Р.Е. Мансуров. Как не купить кота в мешке или правильный выбор места работы.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Стереотипные психологические реакции по Фрицу Перлзу
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Психология суицидного поведения - Автор неизвестен
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Монахова Полина Владимировна. «Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Притча «Носитель»
  • Притча «О вопросах»
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Насколько легко расшифровать сигналы невербального поведения?
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Притча «Язык любви»
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь