Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27918

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Понятия языка и народа, нации, этноса чрезвычайно тесно связаны между собой. Это комплекс проблем происхождения и развития человеческого общества, национального самоопределения, духовной культуры. Не случайно в наше время в каждой из бывших республик Советского Союза вопросы государственного регулирования с помощью национального языка занимают такое большое место: какой язык может считаться государственным, на каком языке вести обучение в школах, высших учебных заведениях, на каком языке должны работать пресса, радио, телевидение.
Из тезауруса (от греч. сокровище) языковых знаков каждый носитель языка или просто каждый пользующийся языком может взять то, что ему доступно, нужно или уместно для данного момента и данной ситуации.
Чтобы это стало физически возможным, нужны определенные предпосылки, связанные с деятельностью других сенсорных систем и мозговых механизмов.
С речью связан прежде всего слух. Потеря слуха с детства или приобретенная с возрастом тугоухость и глухота приводят к различным дефектам речи, и самый страшный из них — глухонемота. Если человек не слышит звуки, слова, фразы, интонемы-эталоны, он не в состоянии создать свою речевую продукцию, понятную для других. Возникает угроза взаимонепонимания, и избавиться от нее можно только с помощью специального обучения вплоть до обучения языку жестов, использования аппаратов «видимая речь» (visual spech), широкого применения средств сурдопедагогики и сурдотехники, использования слухового протезирования.
При частичной глухоте также возникает немало трудностей при восприятии и понимании речи на различных расстояниях между говорящими, при различных голосовых усилиях и в различных по тишине помещениях. Общение становится неестественным, затрудненным. Плохо слышащие обычно осознают свой дефект и сами избегают контактов, становятся более замкнутыми и подозрительными. Состояние речевого слуха можно проверить по следующей таблице, связывающей расстояние, с которого воспринимается речь, и процент потери слуха (табл. 2).

Таблица 2
Пересчет расстояния, с которого воспринимается разговорная речь, на процент потери слуха
(по Быстшановской, 1968)

Состояние слуха Расстояние, м Потеря слуха, %
Нормальный 65 0
Почти нормальный 16-64 0-20
Незначительная тугоухость 4-16 20-40
Средняя тугоухость 1-4 40-60
Значительная тугоухость 0,25-1 60-80
Тугоухость, граничащая
с глухотой 0-0,25 80-100

Через слух ребенок усваивает звуковые эталоны, он начинает ориентироваться сначала в обществе близких людей, ближайшего окружения, затем его речевые контакты становятся все более частыми и разнообразными.
Вторая система, связанная с речью — это органы дыхания во всем их многообразии: от легких до ротовой и носовой полостей. Дыхание — это энергетика речи. Речь образуется на фазе выдоха, и чем больше эта фаза, тем больше шансов на достаточно длинную и разборчивую речевую продукцию. У взрослого человека речь и дыхание соотнесены между собой достаточно гибко и синхронно, собственно, мы уже не осуществляем контроль над этой связью, она происходит автоматически. Контроль приходится восстанавливать при нарушении, казалось бы, естественных актов дыхания, например, при быстрой ходьбе, взволнованном учащенном дыхании, астматических или простудных явлениях. Очевидно, вы сами убеждались, что в таких ситуациях у вас буквально перехватывает горло, речь становится невозможной, дефектной, отрывочной, непонятной.
Для совершенствования речевого дыхания и придания голосу и речи звучности, плавности, длительности существуют различные тренировочные упражнения типа гимнастических, но для комплекса дыхательных, речевых и голосовых мышц. Например, рекомендуется читать на одном цикле дыхания длинные отрывки типа гекзаметров Гомера, постепенно увеличивая нагрузки и удлиняя сами задания (см., например, упражнения из учебника для театральных училищ).
Очень важно во время речи экономно расходовать запас воздуха, идущего из легких. Для этого надо развивать умение пользоваться нижнебрюшным дыханием, идущим из нижних отделов легких, затем переходить к среднебрюшному, и, наконец, к верхнему ключичному дыханию. В таком случае воздух расходуется экономно, и сила речевых звуков остается неизменной на всем протяжении речевого процесса.
Третья система, на которой строится речь, — это движения, прежде всего артикуляционные, которые И. П. Павлов назвал основным, базальным компонентом второй сигнальной системы.
Артикуляционные движения — это движения активных артикуляционных органов, расположенных в ротовой полости. Вообще артикуляционный речеобразующий тракт представляет собой последовательность физиологических органов от голосовых связок в верхней части гортани до губ. Активные артикуляционные органы — это голосовые связки, язык, нижняя челюсть, губы, мягкое небо. Если эти органы лишены подвижности, то речь как продукт вообще невозможна. Каждый может вспомнить, легко ли ему говорить после уколов новокаина у зубного врача: язык неподвижен, любое движение челюсти вызывает затруднения, вы просто стараетесь в это время не говорить. При врожденных заболеваниях типа расщелины твердого неба, короткой уздечки языка, заячьей губы или приобретенных дефектах, речь обычно малопонятна, смазанна, нечленораздельна, либо полностью отсутствует.
Артикуляционные движения носят не произвольный характер, а соответствуют произносительным нормам данного языка. При изучении иностранных языков прежде всего обращают внимание на правильное расположение артикуляционных органов, только тогда можно получить адекватный фонетический образ.
Исправлением речевых дефектов (картавости, шепелявости, гнусавости) занимаются дефектологи-логопеды с помощью специальных тренировочных упражнений.
Другой особенностью артикуляционных движений является их скорость и быстрота перехода от одной артикуляционной позиции к другой. Скорость артикуляционных движений, или скорость речи, представляет собой довольно большое поле зависимостей. Это — и темперамент говорящего, отражение особенностей его нервной системы, и степень владения данной языковой системой (на иностранных языках мы говорим значительно медленнее), и привлекательность темы, и особенности интеллекта (считается, что между интеллектом и скоростью речи наблюдается прямая зависимость).
Обычно выделяют три скорости речи: медленную — 4-5 звуков в секунду, среднюю — 7-8 звуков и высокую — 10-11 звуков.
В какой-то степени скорость речи можно тренировать с помощью чтения во все более убыстряющемся темпе скороговорок и фиксации результатов на специальных приборах — измерителях темпоральных характеристик речи. Для некоторых профессий (телефонистки, диспетчеры, спортивные комментаторы) показатели скорости речи имеют важное значение и должны быть учтены при приеме на работу.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Психология запахов
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Пекова Александра Викторовна. ВООБРАЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Веселые шарики»
  • Кузнецова Любовь Александровна. «Развитие тактильного и кинетического восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Ибрагимова Ирина Петровна. «Сенсорное развитие посредством дидактических игр»
  • Кичесова Наталья Владимировна. Сенсорика в группе раннего возраста
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Карпенкова Ольга Александровна. Конспект НОД по ОБЖ 'Береги свои глаза'
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Имаго; Imago
  • Тагачакова Надежда Анатольевна. Конспект занятия 'Наши помощники — органы чувств'
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Лысых Ольга Михайловна. Формирование познавательных процессов ребенка с РАС через сенсорные представления.
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Психология восприятия цвета
  • Гадание по дате рождения
  • Галина Васильевна Смирнова. Развивающие тренажёры
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Образ; Image; Bild
  • Главный Редактор. Развитие сенсорных способностей у ребенка
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Шатова Марина. Конспект НОД 'Наши помощники-органы чувств' средний дошкольный возраста
  • Секреты заговоров
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Любовь Кошелкина. Сенсорно-моторное полотно в коррекционной группе
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Еваника Данилкина. Архетипы в символике ТАРО
  • Иризбаева Ирина Александровна. Стимуляция речевого развития детей раннего возраста с использованием методов сенсорной интеграции
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Запах страха и тревоги
  • К чему снится ссора?
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Тамара Филиппова. Свобода человека
  • Преснецова Людмила Вячеславовна, Иванова Марина Витальевна. Работа по проекту тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь