Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54507

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Задача 2
В психологии установлено, что педагогический такт помогает
учителю изменить поведение подростка, не оскорбляя его чувства
собственного достоинства. Опытный педагог, убеждая подростка
в необходимости изменить поведение, не ограничивается указа-
нием на его недостатки, а вначале отметит успехи ребенка. Вмес-
то приказаний он обращается к подростку с вопросом: «А не луч-
ше ли сделать так?», «Не сможешь (сумеешь) ли ты?..», «Не стоит
ди нам?..» и т. д. Учитель, обладающий педагогическим тактом,
старается создать оптимистическую перспективу для подростка,
всячески убеждая его, что недостаток легко исправим или что у
ребенка есть все данные для его преодоления; будет поддержи-
вать подростка одобрением при малейших его успехах; при необхо-
димости может и авансировать похвалу, создавая ребенку доброе
имя, которое ему хотелось бы оправдать, и т. д.
Руководствуясь знаниями о психологических особенностях
подросткового возраста, попытайтесь найти несколько приемле-
мых вариантов тактичного поведения педагога в каждой из пред-
ложенных ситуаций, взятых из жизни.
Ситуации
1. Учитель едет в автобусе и видит: подросток, раздраженный
грубым тоном стоящей рядом пожилой женщины, требующей ус-
тупить ей место, не соглашается это сделать и показывает на сво-
бодные места, которые расположены дальше от двери.
2. Мальчики в VI классе наотрез отказываются готовить позд-
равление девочкам к Дню 8 Марта, объясняя свое нежелание тем,
что девочки не поздравили их с Днем Советской Армии.
3. Способный ученик не хочет затруднять себя, выполняя
учебные задания с прохладцей, уверенный, что его работы буду!
не хуже, чем у других.
4. Объявлен конкурс на лучший рисунок. Девочка принесла
самостоятельно выполненную работу. Учитель видит, что работа
слабая, но, несмотря на это, девочке она нравится.
5. Мальчик, успешно занимающийся после школы в одном из
кружков Дома пионеров и школьников, отказывается применить
свои способности на пользу классу, объясняя это своей большой
занятостью.
6. После скучного урока, спеша выбежать в коридор, дежур-
ные быстро выполнили обычные обязанности по подготовке клас-
са к следующему уроку и собираются уйти, не спросив учителя.
нужно ли помочь ему, и поэтому не зная, что он один не спра-
вится.
7. Учитель видит, что один из учеников демонстративно не
работает на его уроке.
8. Молодой учитель видит, что класс не любит его учебный
предмет и плохо работает на уроках.
133

Задача 3
Прочитайте приведенные ниже зарисовки из школьной жизни.
В каждом эпизоде дан один из успешных вариантов поведения
педагога. Проанализируйте каждую ситуацию и, учитывая зна-
ния психологических особенностей подросткового возраста, дайте
ответы на вопросы:
1. У меня в классе был очень симпатичный, но очень трудный
мальчик. Учителя никак не могли заставить его постричься. Я
подошла к нему и сделала по поводу его красивых волос компли-
мент, но заметила, что он был бы гораздо привлекательнее, если
бы немножко постриг их. Он сначала не согласился, но я его убе-
дила, обрисовав прическу, которая ему бы подошла. На следую-
щий день он пришел с аккуратной прической, сообщив мне, меж-
ду прочим, что постригался в салоне.
2. Одна девочка в VII классе отличалась от других тем, что
совсем не занималась своей внешностью, ходила растрепанной
и неопрятной. Я не знала, какое у нее положение в семье и, боя-
лась ее травмировать своими замечаниями. На уроке труда мы
проходили тему «Моделирование и конструирование одежды», и я
решила дать именно этой девочке задание подготовить выступ-
ление на тему «О культуре одежды». Естественно, что, говоря о
таких вещах, девочке просто необходимо было выглядеть долж-
ным образом. Так оно и получилось.
3. В начале урока прохожу по классу, проверяя наличие ин-
струментов у учащихся. Сразу замечаю девочку, усердно рассмат-
ривающую свои руки. На прошлом занятии Лена также была без
инструментов. Не стала выяснять причину при всем классе.
— Все открывают тетради и учебники. Лена сегодня будет
работать у доски. Прослушайте задание...
После урока оставляю Лену. Она обещает, что теперь уже
забывать инструменты не будет. В следующей раз Лена могла
поделиться с товарищем вторым циркулем, взятым на всякий
случай.
4. Когда мы проходили педагогическую практику в школе, то
заметили, что ребята V класса странно возбуждены. Они бегают,
прячутся по углам, мальчики ведут себя очень победно, девочки
стеснительно хихикают, а учителя гневно рвут что-то на клочки.
Через некоторое время мы узнали, что мальчики этого клас-
са перерисовывают из зарубежных журналов, календарей и карт
неприличные картинки, с которыми бегают по коридорам, и это
вызвало в школе такой ажиотаж. Учителя ругаются, вызывают на-
рушителей на беседы, наказывают, но маленькие хулиганы хитры
и изворотливы, их редко удается поймать, а крамольные картин-
ки порхают по школьным коридорам и расходятся по рукам. Слу-
чайно одна попала к нам в руки. Мальчики ожидали громов и
молний и привели в готовность систему защиты.
Неожиданная, почти безразличная наша реакция несколько
смутила их и выбила из колеи. А затем последовала ненавязчивая
беседа о красоте обнаженного тела и пошлости рисунков, кото-
136
рые они делают, о том, как это красиво и возвышенно у великих
художников, как серьезно люди относятся к изучению обнажен-
ного тела и не видят в этом ничего такого, над чем можно хихи-
кать по углам. Все это вызвало интерес ребят, а неприличные кар-
тинки исчезли.
5. Когда я проходила практику в школе в 6 «А» классе, у ме-
ня была ученица Вика, которая не пользовалась в классе успе-
хом, уважением. Коллектив класса не уделял ей должного вни-
мания, считая ее безынициативной, неспособной на какую-либо
деятельность. Ребята не доверяли Вике, избегали вступать в кон-
такт. По мнению класса, Вике бесполезно было давать поручение,
обращаться за помощью.
Мы готовились провести вечер сказки в подшефном классе, и
я решила привлечь Вику к этой работе.
Я не сразу обратилась к ней с просьбой, сначала мы погово-
рили о школе, о доме, об ее увлечении рисованием. Я похвали-
ла рисунки девочки, ее занятия чтением. Когда был установлен
контакт, я попросила Вику помочь мне в оформлении вечера. Вика
работала с большим энтузиазмом. Я похвалила ее, поставила ре-
бятам в пример. Ребятам понравились ее рисунки. Вику никогда
не хвалили перед классом, не ставили в пример. Для нее это было
неожиданностью и послужило толчком к изменению поведения.
Вика проявила инициативу, попросила меня назначить ее веду-
щей какого-нибудь конкурса. Ребята выбрали ее редактором в
редколлегии. У ребят появился интерес, уважение к Вике.
Многие, ранее не вступавшие с ней в контакт, стали искать с ней
дружбы.
6. На уроках черчения в VII классе один мальчик демонстра-
тивно занимался другими делами. У него была репутация двоеч-
ника, хулигана и т. п. Учителя разговаривали с ним на повышен-
ных тонах, считая уо неисправимым.
Я заметил, что мальчик любит рисовать, причем рисовал он
шаржи на своих одноклассников. Вместо того чтобы ругать его
за то, что на уроке черчения он занимается посторонним делом,
я назвал его художником, оценил рисунки, так чтобы это услышал
весь класс. В следующий раз я предложил ему продолжить ри-
сование после черчения, а в данный момент заняться выполнением
задания. После этого необычного замечания он начал выполнять
чертеж, но шариковой ручкой и на листке в клеточку. Я подошел
к нему и объяснил, что рисовать может быть удобно шариковой
ручкой, а чертить лучше было бы, соблюдая установленные пра-
вила, карандашом. В обращении к нему я не упускал случая вста-
вить слово «художник» либо упомянуть о его удачных «портре-
тах».
Это продолжалось в течение трех уроков, а до начала сле-
дующего на перемене этот ученик подал мне выполненное им дома
задание, сделанное на уровне лучших работ в классе. Это было
мною отмечено при разборе работ. Почувствовав заинтересован-
ность к себе, поняв, что учитель упрочил его репутацию и авто-
ру

ритет среди одноклассников, этот ученик стал проявлять знаки
внимания по отношению ко мне, охотно вступал в разговор.
7. В пионерском лагере в моем отряде был очень интересный
мальчик, звали его Славик.
С самого начала он как-то уединялся от ребят, ходил все
время один. Очень молчаливый, тихий. Я попыталась с ним гово-
рить, но он больше отмалчивался. В конце концов нам с ним уда-
лось установить контакт. Оказалось, что мальчик он очень умный,
начитанный, знает гораздо больше своих сверстников, а вот
дружба у него ни с кем не получается.
Однажды на прогулке я предложила ему рассказать ребятам
одну из прочитанных им историй. В первый раз он рассказал ре-
бятам о подвиге пионера-героя. Далее последовали рассказы фан-
тастические, приключенческие и т. д.
Ребята привязались к Славику, им нравилось слушать его рас-
сказы. У Славика появились друзья и свои «обожатели».
8. Часто вспоминается, как взбунтовались когда-то мои маль-
чишки, обсуждая, можно ли допустить, чтобы свои же ребята,
тем более девочки, выставляли им оценки по поведению. Давно
поняли: учителя еще можно провести, своих же товарищей—вряд
ли. Прошло время. Разбирая дневники и видя «неуд» по поведе-
нию, кто-то теперь тяжело вздыхает, бежит к старосте. Разгора-
ются страстные дискуссии, в которых всегда побеждает справед-
ливость. Да, ребячьи оценки действуют сильнее, чем выставлен-
ные мною, классным руководителем. Актив наш с согласия всех
не только оценивает поведение каждого. Ему доверено пригла-
шать, если это необходимо, и родителей в школу.
Думал я сначала: ничего-то путного из этого не получится,
вряд ли родители откликнутся на записи ребят. Но ошибся—па-
пы и мамы дружно пришли. Беседовали вместе. И с двойной поль-
зой. Во всяком случае, родители узнали о своих детях из уст их
товарищей куда больше, чем обычно'.
9. Не так часто на педсоветах, родительских собраниях го-
ворят о детях, которые хотя и не круглые отличники, но растут
людьми добрыми, честными, справедливыми. Словно вокруг оси,
разговоры в школе и дома вращаются вокруг оценок, а не во-
круг поступков, особенно тех, которыми следует гордиться, по по-
воду которых можно огорчаться.
В одной школе мы задали вопрос шестиклассникам: какого
друга ты хочешь иметь? Активность была исключительной. Ребя-
та' хотели^ видеть друга правдивым, смелым, отзывчивым, прин-
ципиальным. После паузы был задан второй вопрос: «а каков ты
сам?» Получилась заминка. Лицо мальчика, который особенно
темпераментно говорил о честности, покрылось пунцовыми пят-
нами.
— Так он же на втором уроке контрольную по алгебре спи-
сал,—уточнил кто-то.
См.: Щербаков А. И. Психологические задачи,—Л., 1980.
Классный руководитель при этом не стал в позу обвинителя,
не занялся нравоучением. Спокойно и уверенно он сказал. «Сове-
тую, ребята, больше узнать о людях, у которых слово никогда не
расходилось с делом. Давайте через месяц поговорим о них. Пусть
каждый познакомит меня и класс хотя бы с одним таким челове-
ком—литературным персонажем, героем войны, вашим родствен-
ником, соседом, знакомым... Запомните: поведение—это зерка-
ло, в котором каждый может увидеть себя и показаться другим.
Давайте с радостью, а не с боязнью смотреться в такое зерка-
ло...»
Жаль, что подобные откровенные беседы — редкость. Да толь-
ко ли беседы? Десятки «молний» в школьных коридорах сообща-
ют о классах, в которых больше всего пятерок, пишут об отрядах,
собравших громадное количество макулатуры. Рисуют карикату-
ры на тех, кто опаздывает или убегает с уроков, кто пришел в
школу с грязными ушами... Но попробуйте разыскать информацию
о благородном поступке ученика, пусть пока небольшом, негром-
ком... Не найдете! А как же это важно!4
Вопросы
1. Благодаря чему действия педагога привели к положитель-
ному результату?
2. Представьте встречающиеся в таких ситуациях ошибочные
варианты поведения педагога, дайте психологические обоснования
их неправильности.
3. Объясните психологические причины ошибок учителя.
Темы курсовых исследований
1. Влияние общественного мнения класса и микрогруппы на
отрицательные проявления подростка.
2. Влияние на поведение «трудного» подростка участия и за-
интересованности в его судьбе со стороны взрослого.
3. Причины изоляции подростка в школьном коллективе и ее
влияние на поведение школьника.
4. Влияние общественно полезной деятельности подростка на
формирование его волевых качеств.
5. Популяризация успехов подростка как средство психолого-
педагогического воздействия на формирование его личности.
6. Различия между мальчиками и девочками подросткового
возраста в выборе средств утверждения своей личности.
7. Различия в уровне притязаний у младших и старших под-
ростков.
• См.; Щербаков А. И. Психологические задачи.—Л., 1980.
139
138

Тема 7. Психологические особенности становления
личности в юношеском возрасте
Методические указания
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на
раскрытие понятия «юношеский возраст», на то, что именно в этот
период завершается подготовка к самостоятельной жизни челове-
ка, формирование мировоззрения, ценностных ориентации, выбор
профессиональной деятельности и утверждение гражданской зре-
лости личности. В результате и под воздействием этих социально-
личностных факторов перестраивается вся система отношений
юноши с окружающими людьми и изменяется его отношение к
самому себе. В свете этой новой социальной позиции изменяется
отношение к школе, к собственной учебной и общественно полез-
ной деятельности, устанавливается определенная взаимосвязь
между интересами будущей профессии, учебными интересами и
мотивами поведения.
Советской психологией установлено, что индивидуальное раз-
витие человека и формирование его личности происходит в первую
очередь в результате активного взаимодействия с окружающей
средой. В различные периоды жизни человека соотношение между
социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние
социального фактора на психическое развитие человека усилива-
ется.
Разновременная последовательность биологического и социаль-
ного созревания находит выражение в противоречиях, которые ча-
ще наблюдаются в юношеском возрасте. Юноши, раньше овладе-
вающие профессиональной деятельностью и вступающие на само-
стоятельный жизненный путь, быстрее взрослеют.
В юношеском возрасте принято выделять две фазы: одна на-
ходится на границе с детством (ранняя юность), другая—на гра-
нице со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно
рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой
фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизнен-
ному пути (накопление необходимых знаний, умений, поиски, свя-
занные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств
личности и т. д.). Для второй—участие в производительном труде
и использование приобретенных знаний и профессиональных уме-
ний и навыков, стремление к дальнейшему совершенствованию
мастерства и нравственных качеств своей личности.
Ранняя юность (старший школьник). Профессиональная ориен-
тированность старших школьников во многом определяет особен-
ности психического развития в этот возрастной период. Четкий
выбор профессии или, наоборот, неопределенность, колебания,
частая смена возможных областей будущей деятельности сущест-
венно влияют на направленность личности старшего школьника,
на его общее психическое состояние. Юноши, как писала Л. И. Бо-
жович, — «это люди, обращенные в будущее, и все настоящее вы-
140



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь