|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54507
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Задача 2
В психологии установлено, что педагогический такт помогает учителю изменить поведение подростка, не оскорбляя его чувства собственного достоинства. Опытный педагог, убеждая подростка в необходимости изменить поведение, не ограничивается указа- нием на его недостатки, а вначале отметит успехи ребенка. Вмес- то приказаний он обращается к подростку с вопросом: «А не луч- ше ли сделать так?», «Не сможешь (сумеешь) ли ты?..», «Не стоит ди нам?..» и т. д. Учитель, обладающий педагогическим тактом, старается создать оптимистическую перспективу для подростка, всячески убеждая его, что недостаток легко исправим или что у ребенка есть все данные для его преодоления; будет поддержи- вать подростка одобрением при малейших его успехах; при необхо- димости может и авансировать похвалу, создавая ребенку доброе имя, которое ему хотелось бы оправдать, и т. д. Руководствуясь знаниями о психологических особенностях подросткового возраста, попытайтесь найти несколько приемле- мых вариантов тактичного поведения педагога в каждой из пред- ложенных ситуаций, взятых из жизни. Ситуации 1. Учитель едет в автобусе и видит: подросток, раздраженный грубым тоном стоящей рядом пожилой женщины, требующей ус- тупить ей место, не соглашается это сделать и показывает на сво- бодные места, которые расположены дальше от двери. 2. Мальчики в VI классе наотрез отказываются готовить позд- равление девочкам к Дню 8 Марта, объясняя свое нежелание тем, что девочки не поздравили их с Днем Советской Армии. 3. Способный ученик не хочет затруднять себя, выполняя учебные задания с прохладцей, уверенный, что его работы буду! не хуже, чем у других. 4. Объявлен конкурс на лучший рисунок. Девочка принесла самостоятельно выполненную работу. Учитель видит, что работа слабая, но, несмотря на это, девочке она нравится. 5. Мальчик, успешно занимающийся после школы в одном из кружков Дома пионеров и школьников, отказывается применить свои способности на пользу классу, объясняя это своей большой занятостью. 6. После скучного урока, спеша выбежать в коридор, дежур- ные быстро выполнили обычные обязанности по подготовке клас- са к следующему уроку и собираются уйти, не спросив учителя. нужно ли помочь ему, и поэтому не зная, что он один не спра- вится. 7. Учитель видит, что один из учеников демонстративно не работает на его уроке. 8. Молодой учитель видит, что класс не любит его учебный предмет и плохо работает на уроках. 133 Задача 3 Прочитайте приведенные ниже зарисовки из школьной жизни. В каждом эпизоде дан один из успешных вариантов поведения педагога. Проанализируйте каждую ситуацию и, учитывая зна- ния психологических особенностей подросткового возраста, дайте ответы на вопросы: 1. У меня в классе был очень симпатичный, но очень трудный мальчик. Учителя никак не могли заставить его постричься. Я подошла к нему и сделала по поводу его красивых волос компли- мент, но заметила, что он был бы гораздо привлекательнее, если бы немножко постриг их. Он сначала не согласился, но я его убе- дила, обрисовав прическу, которая ему бы подошла. На следую- щий день он пришел с аккуратной прической, сообщив мне, меж- ду прочим, что постригался в салоне. 2. Одна девочка в VII классе отличалась от других тем, что совсем не занималась своей внешностью, ходила растрепанной и неопрятной. Я не знала, какое у нее положение в семье и, боя- лась ее травмировать своими замечаниями. На уроке труда мы проходили тему «Моделирование и конструирование одежды», и я решила дать именно этой девочке задание подготовить выступ- ление на тему «О культуре одежды». Естественно, что, говоря о таких вещах, девочке просто необходимо было выглядеть долж- ным образом. Так оно и получилось. 3. В начале урока прохожу по классу, проверяя наличие ин- струментов у учащихся. Сразу замечаю девочку, усердно рассмат- ривающую свои руки. На прошлом занятии Лена также была без инструментов. Не стала выяснять причину при всем классе. — Все открывают тетради и учебники. Лена сегодня будет работать у доски. Прослушайте задание... После урока оставляю Лену. Она обещает, что теперь уже забывать инструменты не будет. В следующей раз Лена могла поделиться с товарищем вторым циркулем, взятым на всякий случай. 4. Когда мы проходили педагогическую практику в школе, то заметили, что ребята V класса странно возбуждены. Они бегают, прячутся по углам, мальчики ведут себя очень победно, девочки стеснительно хихикают, а учителя гневно рвут что-то на клочки. Через некоторое время мы узнали, что мальчики этого клас- са перерисовывают из зарубежных журналов, календарей и карт неприличные картинки, с которыми бегают по коридорам, и это вызвало в школе такой ажиотаж. Учителя ругаются, вызывают на- рушителей на беседы, наказывают, но маленькие хулиганы хитры и изворотливы, их редко удается поймать, а крамольные картин- ки порхают по школьным коридорам и расходятся по рукам. Слу- чайно одна попала к нам в руки. Мальчики ожидали громов и молний и привели в готовность систему защиты. Неожиданная, почти безразличная наша реакция несколько смутила их и выбила из колеи. А затем последовала ненавязчивая беседа о красоте обнаженного тела и пошлости рисунков, кото- 136 рые они делают, о том, как это красиво и возвышенно у великих художников, как серьезно люди относятся к изучению обнажен- ного тела и не видят в этом ничего такого, над чем можно хихи- кать по углам. Все это вызвало интерес ребят, а неприличные кар- тинки исчезли. 5. Когда я проходила практику в школе в 6 «А» классе, у ме- ня была ученица Вика, которая не пользовалась в классе успе- хом, уважением. Коллектив класса не уделял ей должного вни- мания, считая ее безынициативной, неспособной на какую-либо деятельность. Ребята не доверяли Вике, избегали вступать в кон- такт. По мнению класса, Вике бесполезно было давать поручение, обращаться за помощью. Мы готовились провести вечер сказки в подшефном классе, и я решила привлечь Вику к этой работе. Я не сразу обратилась к ней с просьбой, сначала мы погово- рили о школе, о доме, об ее увлечении рисованием. Я похвали- ла рисунки девочки, ее занятия чтением. Когда был установлен контакт, я попросила Вику помочь мне в оформлении вечера. Вика работала с большим энтузиазмом. Я похвалила ее, поставила ре- бятам в пример. Ребятам понравились ее рисунки. Вику никогда не хвалили перед классом, не ставили в пример. Для нее это было неожиданностью и послужило толчком к изменению поведения. Вика проявила инициативу, попросила меня назначить ее веду- щей какого-нибудь конкурса. Ребята выбрали ее редактором в редколлегии. У ребят появился интерес, уважение к Вике. Многие, ранее не вступавшие с ней в контакт, стали искать с ней дружбы. 6. На уроках черчения в VII классе один мальчик демонстра- тивно занимался другими делами. У него была репутация двоеч- ника, хулигана и т. п. Учителя разговаривали с ним на повышен- ных тонах, считая уо неисправимым. Я заметил, что мальчик любит рисовать, причем рисовал он шаржи на своих одноклассников. Вместо того чтобы ругать его за то, что на уроке черчения он занимается посторонним делом, я назвал его художником, оценил рисунки, так чтобы это услышал весь класс. В следующий раз я предложил ему продолжить ри- сование после черчения, а в данный момент заняться выполнением задания. После этого необычного замечания он начал выполнять чертеж, но шариковой ручкой и на листке в клеточку. Я подошел к нему и объяснил, что рисовать может быть удобно шариковой ручкой, а чертить лучше было бы, соблюдая установленные пра- вила, карандашом. В обращении к нему я не упускал случая вста- вить слово «художник» либо упомянуть о его удачных «портре- тах». Это продолжалось в течение трех уроков, а до начала сле- дующего на перемене этот ученик подал мне выполненное им дома задание, сделанное на уровне лучших работ в классе. Это было мною отмечено при разборе работ. Почувствовав заинтересован- ность к себе, поняв, что учитель упрочил его репутацию и авто- ру ритет среди одноклассников, этот ученик стал проявлять знаки внимания по отношению ко мне, охотно вступал в разговор. 7. В пионерском лагере в моем отряде был очень интересный мальчик, звали его Славик. С самого начала он как-то уединялся от ребят, ходил все время один. Очень молчаливый, тихий. Я попыталась с ним гово- рить, но он больше отмалчивался. В конце концов нам с ним уда- лось установить контакт. Оказалось, что мальчик он очень умный, начитанный, знает гораздо больше своих сверстников, а вот дружба у него ни с кем не получается. Однажды на прогулке я предложила ему рассказать ребятам одну из прочитанных им историй. В первый раз он рассказал ре- бятам о подвиге пионера-героя. Далее последовали рассказы фан- тастические, приключенческие и т. д. Ребята привязались к Славику, им нравилось слушать его рас- сказы. У Славика появились друзья и свои «обожатели». 8. Часто вспоминается, как взбунтовались когда-то мои маль- чишки, обсуждая, можно ли допустить, чтобы свои же ребята, тем более девочки, выставляли им оценки по поведению. Давно поняли: учителя еще можно провести, своих же товарищей—вряд ли. Прошло время. Разбирая дневники и видя «неуд» по поведе- нию, кто-то теперь тяжело вздыхает, бежит к старосте. Разгора- ются страстные дискуссии, в которых всегда побеждает справед- ливость. Да, ребячьи оценки действуют сильнее, чем выставлен- ные мною, классным руководителем. Актив наш с согласия всех не только оценивает поведение каждого. Ему доверено пригла- шать, если это необходимо, и родителей в школу. Думал я сначала: ничего-то путного из этого не получится, вряд ли родители откликнутся на записи ребят. Но ошибся—па- пы и мамы дружно пришли. Беседовали вместе. И с двойной поль- зой. Во всяком случае, родители узнали о своих детях из уст их товарищей куда больше, чем обычно'. 9. Не так часто на педсоветах, родительских собраниях го- ворят о детях, которые хотя и не круглые отличники, но растут людьми добрыми, честными, справедливыми. Словно вокруг оси, разговоры в школе и дома вращаются вокруг оценок, а не во- круг поступков, особенно тех, которыми следует гордиться, по по- воду которых можно огорчаться. В одной школе мы задали вопрос шестиклассникам: какого друга ты хочешь иметь? Активность была исключительной. Ребя- та' хотели^ видеть друга правдивым, смелым, отзывчивым, прин- ципиальным. После паузы был задан второй вопрос: «а каков ты сам?» Получилась заминка. Лицо мальчика, который особенно темпераментно говорил о честности, покрылось пунцовыми пят- нами. — Так он же на втором уроке контрольную по алгебре спи- сал,—уточнил кто-то. См.: Щербаков А. И. Психологические задачи,—Л., 1980. Классный руководитель при этом не стал в позу обвинителя, не занялся нравоучением. Спокойно и уверенно он сказал. «Сове- тую, ребята, больше узнать о людях, у которых слово никогда не расходилось с делом. Давайте через месяц поговорим о них. Пусть каждый познакомит меня и класс хотя бы с одним таким челове- ком—литературным персонажем, героем войны, вашим родствен- ником, соседом, знакомым... Запомните: поведение—это зерка- ло, в котором каждый может увидеть себя и показаться другим. Давайте с радостью, а не с боязнью смотреться в такое зерка- ло...» Жаль, что подобные откровенные беседы — редкость. Да толь- ко ли беседы? Десятки «молний» в школьных коридорах сообща- ют о классах, в которых больше всего пятерок, пишут об отрядах, собравших громадное количество макулатуры. Рисуют карикату- ры на тех, кто опаздывает или убегает с уроков, кто пришел в школу с грязными ушами... Но попробуйте разыскать информацию о благородном поступке ученика, пусть пока небольшом, негром- ком... Не найдете! А как же это важно!4 Вопросы 1. Благодаря чему действия педагога привели к положитель- ному результату? 2. Представьте встречающиеся в таких ситуациях ошибочные варианты поведения педагога, дайте психологические обоснования их неправильности. 3. Объясните психологические причины ошибок учителя. Темы курсовых исследований 1. Влияние общественного мнения класса и микрогруппы на отрицательные проявления подростка. 2. Влияние на поведение «трудного» подростка участия и за- интересованности в его судьбе со стороны взрослого. 3. Причины изоляции подростка в школьном коллективе и ее влияние на поведение школьника. 4. Влияние общественно полезной деятельности подростка на формирование его волевых качеств. 5. Популяризация успехов подростка как средство психолого- педагогического воздействия на формирование его личности. 6. Различия между мальчиками и девочками подросткового возраста в выборе средств утверждения своей личности. 7. Различия в уровне притязаний у младших и старших под- ростков. • См.; Щербаков А. И. Психологические задачи.—Л., 1980. 139 138 Тема 7. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте Методические указания При изучении данной темы необходимо обратить внимание на раскрытие понятия «юношеский возраст», на то, что именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни челове- ка, формирование мировоззрения, ценностных ориентации, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зре- лости личности. В результате и под воздействием этих социально- личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяется его отношение к самому себе. В свете этой новой социальной позиции изменяется отношение к школе, к собственной учебной и общественно полез- ной деятельности, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения. Советской психологией установлено, что индивидуальное раз- витие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психическое развитие человека усилива- ется. Разновременная последовательность биологического и социаль- ного созревания находит выражение в противоречиях, которые ча- ще наблюдаются в юношеском возрасте. Юноши, раньше овладе- вающие профессиональной деятельностью и вступающие на само- стоятельный жизненный путь, быстрее взрослеют. В юношеском возрасте принято выделять две фазы: одна на- ходится на границе с детством (ранняя юность), другая—на гра- нице со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизнен- ному пути (накопление необходимых знаний, умений, поиски, свя- занные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т. д.). Для второй—участие в производительном труде и использование приобретенных знаний и профессиональных уме- ний и навыков, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности. Ранняя юность (старший школьник). Профессиональная ориен- тированность старших школьников во многом определяет особен- ности психического развития в этот возрастной период. Четкий выбор профессии или, наоборот, неопределенность, колебания, частая смена возможных областей будущей деятельности сущест- венно влияют на направленность личности старшего школьника, на его общее психическое состояние. Юноши, как писала Л. И. Бо- жович, — «это люди, обращенные в будущее, и все настоящее вы- 140 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|